Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Переход российской экономики на преимущественно рыночные механизмы регулирования обусловлен радикальными преобразованиями экономической системы. В настоящее время Россия участвует в международном разделении труда в качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Это положение обусловлено низкой конкурентоспособностью большинства отраслей отечественной промышленности из-за невысокого технического уровня, а также неразвитости рынка научно-технической продукции. А основой инновационного развития общества являются факторы долгосрочного характера, в частности, связанные со сферой интеллектуальной деятельности и науки в целом. Данная сфера представляет собой важнейший ресурс государства, от развития и эффективности использования которого зависит результат экономических преобразований в рамках реализации общенациональных идей.
Авторство - особая правовая категория (см. ст. 1265 ГК РФ). Автор есть у тех объектов, к которым прикладывается интеллектуальный труд. Так, по ГК РФ можно считаться автором произведения, изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, топологии интегральных микросхем. Во всех этих случаях есть творческий труд - именно он и гарантируется закреплением личного права авторства.
Авторское право является той частью гражданского права, которая охраняет права создателей интеллектуальных произведений. Такие права признаются законами большинства стран. Признание и уважение авторских прав стимулируют индивидуальную творческую активность человека, а также содействуют обеспечению доступности произведений для как можно более широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно касается практически всех форм и методов массовых коммуникаций - не только печатных публикаций, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т. д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.
Цель исследования – характеристика интеллектуальной собственности с точки зрения их гражданско-правового регулирования. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. дать определение и раскрыть сущность интеллектуальной собственности.
2. охарактеризовать основные права в сфере интеллектуальной собственности.
3. выделить особенности защиты интеллектуальной собственности в России.
Объектом исследования выступают организационно-экономические и институционально-правовые формы реализации интеллектуальной собственности.
Предметом исследования являются отношения интеллектуальной собственности в условиях институциональных преобразований российской экономики.
Глава 1.Понятие интеллектуальной собственности
1.1.Основные подходы к интеллектуальной собственности
Понятие «интеллектуальная собственность» появилось в научном обороте в 90-е годы XX в. В экономической литературе существуют следующие трактовки данной категории (таблица 1).
Таблица 1. Понятие интеллектуальных продуктов как результата изобретений и исследований
Автор (ы) Определение
И.А. Иванюк Интеллектуальная собственность - продукты творческой деятельности или, более широко, результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые для нужд обновления любых общественных ценностей.
В.А. Швандар,
В.Я. Горфинкель Интеллектуальная собственность является результатом инновационной деятельности, и её можно определить как результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной форме) его потребителей.
Б.В. Дроздов Интеллектуальная собственность - это продукт особого рода, который по своей сути не может быть отнесен к товару, на который распространялись бы законы рынка. К этому продукту не может быть отнесено и понятие собственности. Интеллектуальная собственность, который получен, зафиксирован и опубликован любым способом, есть всеобщее, общечеловеческое достояние.
В.Ф. Попондопуло Интеллектуальная собственность - это продукт, который имеет стоимостную оценку и может выступать объектом торговых сделок. Право на интеллектуальная собственность - это абсолютное право лица.
Как следует из анализа научной литературы, в настоящее время общего концептуального представления о том, что такое интеллектуальная собственность, не существует. В.Ф. Попондопуло рассматривает интеллектуальная собственность как абсолютное право лица и рассматривает данную категорию в юридическом аспекте [9]. Б.В. Дроздов также отмечает, что, если к интеллектуальному продукту подходить как к товару, тогда само интеллектуальное пространство представляется как рынок интеллектуального товара (продукта), в котором должны действовать все законы рыночных отношений. Главный и принципиальный вопрос состоит в том, можно ли к интеллектуальному продукту подходить как к товару.
В первую очередь обозначим различие между интеллектуальным продуктом и интеллектуальной собственностью. Специфика интеллектуальной собственности требует особого подхода при работе с ним. Прежде всего, это касается создания адекватной правовой защиты интеллектуальной собственности, которая должна заключаться в защите его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности. Интеллектуальная собственность - четкое юридическое понятие.
Стратегия инновационного процесса должна быть сформирована в унисон с инновационной стратегией предприятия. Инновационная стратегия определяется конкурентными преимуществами предприятия-инноватора. Здесь многое зависит от того, какой инновационной стратегии придерживается предприятие: стратегии дифференциации, стратегии снижения издержек, стратегии наилучшей стоимости (смешанной стратегии).
Выбор стратегии инновационного процесса зависит от того, какие открытые или закрытые инновации будет производить предприятие, то есть весь инновационный процесс будет осуществлен на одном предприятии или отдельные этапы инновационного процесса будут осуществлены на одном, остальные - прибегнув к услугам сторонних организаций.
1.2.Роль интеллектуальной собственности в инновационном развитии экономики
Формирование стратегии инновационного процесса должно быть подчинено общей стратегии, и, наоборот, общая стратегическая ориентация оказывает непосредственное влияние на формирование инновационной стратегии. Выбор инновационной стратегии зависит от того, будут ли исследования и разработки (ИиР) проводиться на самом предприятии, или будут получены в ходе инновационного сотрудничества, либо приобретены извне. С этой точки зрения в теории различают стратегию проведения ИиР и стратегию внедрения и адаптации нововведений. Нельзя выбрать одну инновационную стратегию, так как каждое предприятие уникально по-своему и у каждого предприятия должен быть сформирован свой портфель инновационных стратегий. [10]
Первый этап - этап ИиР может возникнуть на предприятиях-виолентах, эксплерентах, патиентах. Здесь главную роль играют эксплеренты.
На уровне предприятий инновационная деятельность начинается с ИиР. Здесь необходимо различать предприятия: самостоятельно проводящие ИиР; посредством инновационного сотрудничества; приобретение готовых результатов ИиР.
К первому относим предприятия-эксплеренты, виоленты, патиенты.
В случае осуществления всех этапов инновационного процесса много преимуществ будет иметь данное предприятие: во-первых, результаты ИиР будут получены на данном предприятии, что повышает его конкурентоспособность, чего еще нет нигде; во-вторых, то, что изначально делается на предприятии согласно стратегическому плану, уже заранее заинтересовывает и стимулирует в дальнейшем продвижении и получении конкретного конечного результата. В ходе управления ИиР могут возникнуть организационные инновации. [3]
Ко второму относим взаимодействие между предприятиями: эксплерентами и виолентами, патиентами и виолентами; также взаимодействие может быть с государственными и негосударственными научными институтами, центрами, вузами и т.д., инновационной инфраструктурой в области ИиР.
Условия и направления инновационной инфраструктуре задают государство и предприятия. Если на предприятии нет научного потенциала, они пользуются услугами других предприятий, государственных и частных научных структур. Крупные предприятия могут объединяться с научными структурами для высокотехнологичного производства на корпоративной основе, если нет собственного. Если предприятие прибегает к услугам сторонних, то здесь появляются элементы прямого воздействия внешней среды. Инновационные процессы и отношения могут складываться с рынком, государством, научными и инновационными организациями, рынками факторов производства, инвесторами, конкурентами, поставщиками, потребителями, источниками информации и т.д.
В случае приобретения готовых результатов ИиР предприятие осуществляет куплю-продажу результатов ИиР.
Говоря о размерах предприятия, мы не должны рассматривать их отдельно, поскольку в ИиР малый бизнес может оказать содействие среднему и крупному, где последние могут выступить в качестве заказчиков и потребителей результатов ИиР, проведенных малыми предприятиями.
На уровне научных структур ставится цель - повышение роли науки во всех сферах. Структура здесь может быть государственной, частной, смешанной. Для государственной структуры основная цель - создать чистые и ориентированные фундаментальные исследования для развития приоритетных отраслей и создания базы знаний. Для частных научных структур научные исследования проводятся на коммерческой основе, зачастую они носят ориентированный характер. Для смешанных структур - выполнение совместных ИиР, где может быть финансирование смешанное,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (в редакции 1979 года).
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21 июля 2014) //СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (ч. I).
4. Алексеева О.Л. Место интеллектуальной собственности в системе российского права // Патенты и лицензии. - 1999. - № 11. - С. 19.
5. Дроздов Б.В. Интеллектуальная собственность и собственность. - М.: Инфра-М, 2007. - 145 с.
6. Евменов А. Д. Инновационная деятельность как фактор интенсификации развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1(1). С. 44-48.
7. Еременко В.И. Некоторые проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Законодательство и экономика. - 2014. - № 2. - с. 37-48.
8. Иванюк И.А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах // Креативная экономика. - 2010. - №1. - С. 3-5.
9. Кашанин А. В. О проблеме распоряжения личными неимущественными правами автора // Вестник гражданского права. 2009. Т. 9, № 4. С. 43-98.
10. Леонтьева Л.С. Интеллектуальный труд в современной системе экономических отношений: монография / Л.С. Леонтьева, Т.В. Боровикова, В.А. Филинов. - М.: МИР- БИС, 2010. - 132 с.
11. Лисица В. Н. Право интеллектуальной собственности. Новосибирск, 2012. 772 c.
12. Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2011. 367 c.
13. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008. 287 c.
14. Щербак Е.Н. Проблемы судебной и административной защиты интеллектуальной собственности // Российский судья. - 2014. - № 5. - с. 27-30.