Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В теории публицистики существует много работ, посвященных процессу создания журналистского текста. Одни авторы делают акцент на индивидуальных качествах журналиста, особенностях его психологии, общей эрудированности. Другие опираются на технологические приемы создания текста, так называемый «журналистский инструментарий».
Основными характеристиками журналистского произведения как типа текста, которые мы принимаем за систему координат, являются его тема, идея, фактологические и культурологические элементы структуры (элементарные выразительные средства), композиция и монтаж (средства организации текстового пространства), лексико-стилистическое оформление коммуникативного замысла автора. Все они отмечены спецификой, которая и делает текст именно журналистским.
Идея - собственный взгляд автора на эту проблематику: что нового и каким образом собирается сообщить автор по известной теме. Теория текста называет текст коммуникативной единицей высшего порядка. Эта теория, сложилась во второй половине XX в. на пересечении ряда наук - информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии. Говоря о журналистском тексте, мы одновременно имеем в виду и общий текст данного выпуска конкретного СМИ, и его цельные, композиционно законченные части. В каждом отдельном случае смысл понятия «текст» (весь выпуск, одна полоса или один журналистский материал и т. д.) выясняется по контексту высказывания.
Новые медиа становятся все более активными участниками политического процесса, однако, справедливости ради, стоит заметить, что их влияние на российскую аудиторию еще не столь значимо по сравнению с традиционными СМИ. Интернет по-прежнему не может конкурировать с традиционными инструментами агитации. Значение средств массовой информации, в частности значение новых медиа в обществе будет возрастать. И, безусловно, еще более остро встанет вопрос о взаимоотношениях государства и средств массовой информации.
Объектом исследования является журнал «64-Шахматное обозрение».
Предмет исследования – особенности специализированной спортивной журналистики
Цель исследования – характеристика журнала «64-Шахматное обозрение» как типа издания.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ организации периодического издания.
2. Выявление особенностей издания спортивной периодики.
3. Общая характеристика издания.
4. Обзор освещения шахмат как полноправного вида спорта на страницах «64-Шахматное обозрение»
Глава 1.Общая характеристика спортивной журналистики как вида деятельности
1.1.Организация периодического издания
Взаимодействие с источниками информации является очень важной частью профессиональной деятельности журналиста. Журналист всегда работает с источниками информации, при создании любого материала. Он собирает данные, перерабатывает их и создает новый контент.
От профессиональных навыков журналиста в сфере сбора информации у источника зависит конечный результат и успех. К примеру, составляющими успешного сбора информации в интервью являются:
умение улавливать перемены в настроении собеседника,
умение задавать вопросы, на которые нельзя ответить односложно,
использование приема имитации - сначала разговор на отвлеченную тему, затем плавный переход на истинную цель беседы,
умение задавать вопросы в правильном порядке, вовремя .
Профессионально-этические нормы взаимодействия журналиста с источниками информации сформированы и приняты журналистским сообществом. Но, несмотря на это, нарушения этих норм происходят регулярно. В чем причина нарушений? Отношения журналиста с источником информации предполагают, прежде всего, добросовестность, то есть верное и аккуратное исполнение своих обязанностей, использование легальных и этически допустимых методов получения информации, а также тщательная проверка сведений, полученных в результате взаимодействия с источником. Отсюда вытекает одна из основных причин нарушений профессионально-этических норм: недобросовестность или халатность. Эту причину выделяет исследователь Д.С. Авраамов . При работе с документами журналист может либо исказить исходную информацию (например, сделав извлечение из документа, вырвав информацию из контекста), либо нарушить авторское право. Или же использовать непроверенные документы, либо не имеющие юридической силы (если речь идет об официальных документах). При работе с людьми также очень часто происходят нарушения профессионально-этических норм: ведение аудио- или видеозаписи без предварительного уведомления и согласия источника; провокации с целью выяснения реакции общества или отдельно взятого человека; угрозы и запугивания; покупка информации; ссылка на источник без его предварительного согласия; обнародование личной информации без предварительного согласия; искажение информации, предоставленной источником. Чтобы этого не происходило, существует ряд стандартов, на которые стоит опираться журналисту при работе с источником информации:
получать информацию только законными способами,
уважать право людей на отказ от предоставления информации,
указывать в публикации источник, кроме тех случаев, когда необходимо сохранить его в тайне,
хранить профессиональную тайну,
сохранять оговоренную заранее конфиденциальность.
Тема журналистского произведения - всегда конкретная реальная ситуация, восходящая к более широкой масштабной проблеме общества. Она может быть позитивной, проблемной и аномальной, что позволяет создавать как положительные, так и критические материалы.
Различают три типа ситуаций:
1. позитивные ситуации (и тогда рождаются материалы, которые принято называть положительными).
2. проблемные ситуации (ложатся в основу проблемных аналитических публикаций).
3. конфликтные ситуации (вызывают остро критические выступления, в том числе в сатирической форме) .
Специфические черты журналистского произведения как особого информационного продукта заключаются главным образом в следующем: авторство персональное, но представление коллективное. Цель и ответственность - общие. Даже если в выходных данных издания содержится заявление редакции, что её «мнение может не совпадать с мнением авторов», это несовпадение никогда не будет конфликтным для партнерской пары «автор - редакция».
До тех пор, пока произведение не обнародовано, оно как бы не существует и за него не отвечает ни одна редакция. Если же редакционный коллектив принимает этот продукт и выпускает в свет, следовательно, форма и содержание произведения совместимы с концепцией этого СМИ.
Говоря о журналистском произведении, мы говорим о результате персональной творческой деятельности, распространяемом на законных основаниях через коллективные структуры и воссоздающем реальность с целью обеспечения права общества на знание правды или хотя бы получение исчерпывающей, пусть и противоречивой информации».
Начало любого творческого процесса связано с накоплением информации, с обращения к собственному жизненному опыту, к работам предшественников и старших коллег. Освоение действительности - обязательное условие любого творчества, но в разных видах творческой деятельности происходит по-разному. В журналистике тоже ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей - стадии получения, накопления информации и стадии образования текста. И хотя твердого водораздела между ними нет, внешне их относительная и временная самостоятельность очевидна. Ведь зачастую журналист едет в командировку, идет на какой-то объект именно для сбора фактов, знакомства с людьми - носителями нужной информации, еще не приступая даже к выстраиванию статьи, но опытный журналист, исходя из редакционного задания, из внутренней установки, уже представляет направленность материала, систему отбора фактов, даже невербальные выразительные средства, которые можно использовать .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авербах, Ю. Л. Шахматы на сцене и за кулисами / Ю. Л. Авербах. - М. : Рипол-Классик, 2003. - 320 c.
2. Вайнштейн, Б. С. Импровизация в шахматном искусстве / Б. С. Вайнштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 280 c.
3. Григорян М.В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007. -192 с.
4. Гутенев, М. Ю. Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры / М. Ю. Гутенев. - Челябинск : Издат. центр Юж.-Урал. гос. ун-та, 2013. - 29 с.
5. Каспаров, Г. К. Шахматы как модель жизни / Г. К. Каспаров. - М. : Эксмо, 2007. - 352 c.
6. Клёсова О. А. Понятие «порождающая модель творчества» какобщеметодологическая категория // Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» – М., 2013.
7. Клёсова О. А. Творчество как сдвиг «порогов распредмечиваемости» //Вопросы теории и практики журналистики. – 2012. – №2. – С.149-151.
8. Клёсова О. А. Эволюция способа авторского творчества журналиста //Материалы Международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» – М., 2012.
9. Клёсова О. А. Модель способа авторского творчества журналиста //Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – 2012 «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия». – М.: ф-т журн. МГУ, 2013. – С.57-58.
10. Крогиус, Н. В. Психологическая подготовка шахматиста / Н. В. Крогиус. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - C. 15.
11. Кульчицкая Д.Ю. Выразительные средства в печатных и мультимедийных журналистских текстах: дис. … канд. филол. наук. - М., 2013. – 28 c.
12. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. - 240 с.
13. Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики //Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 27–29.
14. Линдер, В. И. Короли шахматного мира. Жизнь и игра - сквозь призму энциклопедии / В. И. Линдер, И. М. Линдер. - М. : Большая Рос. Энцикл., 2001. - 973 с.
15. Линдер, И. М. Эстетика шахмат / И. М. Линдер. - М. : Совет. Россия, 1981. - 240 c.
16. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Питер, 2008.- 272 с.
17. Мясникова М.А. Адаптивно-моделирующая функция телевидения //Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности: сб. статей и материалов / Под ред. В.Ф. Олешко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Издат. дом «Филантроп», 2008. С. 49-60.
18. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Академический проект, 2007. 528 с.
19. Суворова С.П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах: автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 2006. – 24 с.
20. Тертычный А.А. Методология журналистики и жанровые формы журналистских текстов // Журналистика и медиаобразование - 2008: Сб. трудов III междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. I / Под ред. А.П. Короченского. Белгород: БелГУ, 2008. С.79-85.
21. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М., 2014. – 256 с.
22. Щербинин, М. Н. Эстетическая антропология / М. Н. Щербинин // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2005. - № 3. - С. 61- 69.
23. Щербинин, М. Н. Эстетическая антропология как фундамент образовательной практики / М. Н. Щербинин, Н. С. Андреева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. - 2015. - Т. 1, № 3 (3). - С. 225- 232.