Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в государственном управлении произошло много изменений, связанных с реорганизацией структуры управления, автоматизацией некоторых процессов, изменением системы финансирования учреждений и мотивации персонала. Однозначно, среди них много неудачных, имеющих негативные последствия и повлекшие ухудшение качества оказания медицинских услуг. Тем не менее, есть и положительные примеры, как внедрение программно-целевого управления, что позволяет повысить эффективность социально-экономического развития региона в определенной сфере.
Система государственного управления, основанной на реализации государственных программ является определяющей в развитии регионов и формирует платформу для формирования структуры учреждений, повышения качества обслуживания. Именно поэтому ее исследование особенно значимо и актуально.
Цель исследования – анализ эффективности государственных программ в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть национальные проекты в системе государственного управления сферой здравоохранения,
- изучить государственные программы субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения,
- определить новые методы и подходы к государственному управлению в сфере здравоохранения,
- определить направления совершенствования системы и компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере управления здравоохранением,
- выявить проблемы государственного управления в сфере здравоохранения в Липецкой области, рекомендации по их решению.
Предмет исследования являются организационно-правовые, экономические и социальные отношения, составляющие основу государственного управления в сферездравоохранения в Российской Федерации.
Объект исследования – система государственного управления в сфере здравоохранения в Липецкой области.
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, аналитико-прогностического, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции, а также статистические методы анализа и группировок.
Степень изученности заявленной темы можно охарактеризовать как достаточно высокая, что обусловлено ее актуальностью и интересом со стороны государственных деятелей, ученых, населения. Основу исследования составляют труды таких ученых и специалистов в области здравоохранения, как Мищенко Г.Н., Семячков А.К.,и других.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили официальные документы Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления здравоохранения.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,списка источников.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ
1.1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит совершенствованию системы управления здравоохранения. Предпринимаемые ранее преобразования в большой степени не привели к положительным результатам,что обусловило необходимость глубокого анализа данной сферы с позиции управления.
В настоящее время управление системой здравоохранения существенно значительно изменяется. Одни элементы системы заменяются другими, более эффективными. Процесс совершенствования системы управления таким сложным организмомне может быть однолинейно простым. Результаты осуществляемых прогрессивных изменений проявятся не сразу, а через определенный промежуток времени. Именно это затрудняет мониторинг перехода управления из одного состояния в другое.
Системное, комплексное развитие управления здравоохранением – это сложный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных этапов. Важнейшим требованием к совершенствованию организационной структуры и системы управления является обеспечение их эффективности и качества. Современный этап развития учреждений здравоохраненияпредполагает достижение эффекта, прежде всего, за счет организации, и того, как будет построена система совершенствования управления, какими методами она будет реализовывать то новое, что дают наука и практика управления. Необходима разработка целостной отраслевой программы совершенствования управления.
Очевидно, что элементы системы здравоохранения синергетически взаимодействуя, формируют целое. Синергетический эффект обусловливает особое состояние сложных систем, каковой и является система здравоохранения, находящихся в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации.
Сложность исследования системы здравоохранения обусловлена ее неустойчивым состоянием. Реальное состояние системы можно охарактеризовать как нестабильное, она находится в ситуации аттрактора деградации. Известно, что в действительности развитие реальных систем немонотонно и включает не только прогрессивные аттракторы, но и аттракторы деградации (которые впоследствии могут смениться прогрессом, а могут и привести систему к краху), и аттракторы разрушения .
Для системы здравоохранения характерны большинство из вышеперечисленных условий.
Во-первых, сам процесс реформирования системы длится более десяти лет, не имея каких бы то ни было значительных положительных результатов. Необходимо констатировать затяжной характер реформы.
Во-вторых, некоторые компоненты системы либо выходят из ее состава (электроэнергетическая отрасль), либо перестают функционировать (гостиничное и банно-прачечное хозяйство).
В-третьих, управляющая система не оказывает должного упорядочивающего влияния на управляемую систему. Модель управления и развития, предлагаемая управляющей системой не соответствует целям системы или не согласовывается с целями компонентов системы.
В-четвертых, управляющая подсистема здравоохранения (ведомства, чиновники) не делает попыток разобраться в основополагающем вопросе согласования целей системы с целями своих элементов – в причинах устойчивости и неустойчивости, в тенденциях поведения системы на разных этапах ее жизненного цикла. В результате влияния данных условий возникает угроза деструктивного системы здравоохранения и необходимость ее активной модернизации.
В последние годы в качестве наиболее эффективного метода государственного управления в здравоохранении признан проектный подход. В связи с чем разработано и реализуется несколько национальных проектов и программ.
Развитие системы управления здравоохранения происходит на основе учета множества факторов:
- учета исторического опыта развития данной системы,
- исследование проблемного поля и направлений решения,
- изучение успешного опыта развития системы здравоохранения зарубежных стран.
Можно выделить, что развитие системы здравоохранения осуществляется посредством разработки и реализации следующего алгоритма управленческого воздействия (рис.1.1)
Рис.1.1.Алгоритм управленческого воздействия в системе здравоохранения Российской Федерации
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные материалы
Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения 20.09.2016).
3. Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» // Информационная система «КонсультантПлюс»
4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.02.2017).
Специальная литература
5. Алексеенко С.Н. Актуальные вопросы формирования системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях //Советник бухгалтера в здравоохранении. – 2016 . - №5. – С.15
6. Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности [Текст]: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2016.
7. Логинов А.А., Шухман А.Д. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом // Управление развитием персонала. – 2015. - №3. С.14-18
8. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2017. – 608 с.
9. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2016
10. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения [Текст] / Е. В. Сотникова // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 102-104.
11. Швец Ю.Ю. Система обеспечения качества медицинских услуг // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (11). – С. 26-30
Адреса Интернет-ресурсов
12. Вероника Скворцова: в результате оптимизации здравоохранения никто не останется без помощи // https://tass.ru/interviews/3944526
13. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.04.2018).
14. Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news-/51917
15. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2016/05/16/2948