Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная граница Российской Федерации является одним из важнейших атрибутов государства, определяющих пределы его суверенной власти и территории. От того, насколько обеспечена безопасность государственной границы, во многом зависит безопасность самого государства и его территории.
С учетом сложившейся непростой современной политической обстановки всё чаще в государственных и общественных кругах России обсуждаются актуальные проблемы сохранения территориальной целостности государства.
При этом неизбежно возникают вопросы, связанные с эффективностью функционирования режима государственной границы Российской Федерации, обеспечением ее неприкосновенности и охраны.
На нормативном уровне существует необходимость проведения дополнительных изысканий и исследований в области эффективного реформирования административных механизмов защиты государственной границы Российской Федерации, важности теоретической разработки оптимальных административно-правовых решений в условиях сложной экономической и военно-политической обстановки в нынешних мировых реалиях.
Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны требуют дальнейшего укрепления законности и правопорядка, обеспечение безопасности государства, необходимости совершенствования и разработки правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.
В статье 27 Конституции Российской Федерации установлено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Однако реализация этого права ограничена и может осуществляться лишь с соблюдением порядка пересечения государственной границы Российской Федерации, установленного Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»Законом РФ.
Ее можно пересекать лишь в специально отведенных пунктах пропуска, где осуществляется пограничный контроль, включающий проверку документов на право въезда или выезда и досмотр транспортных средств, а при необходимости - и другие виды контроля (таможенный, санитарно-карантинный и т.д.).
Обострившиеся угрозы расширения враждебных альянсов и попытки распространения практики цветных революций по периметру границ нашего государства в последние годы ярко демонстрируют необходимость обнаружения и своевременного устранения проблем по обеспечению территориальной целостности, нерушимости границ государства и укреплению национальной безопасности.
Это в свою очередь свидетельствует о необходимости их неотложного решения и на научно-теоретическом, так и на непосредственно практическом уровне. Последнее невозможно без тщательного изучения достижений отечественной и зарубежной доктрины в этой сфере, соответствующей нормативно-правовой базы.
В условиях интеграционных и глобализационных процессов должным образом установленная и режимированная государственная граница является гарантией действия суверенитета внутри государства и за его пределами.
Активизация мировых враждебных по отношению к Российской Федерации процессов предопределяет необходимость привлечения внимания исследователей к обеспечению незыблемости границ государства, сохранению его территориальной целостности, а также предотвращения угроз.
Исходя из этого, основной целью данной курсовой работы является раскрытие прикладного содержания механизма законодательного регулирования административно - правового режима государственной границы Российской Федерации в современных условиях, и как одного из важнейших элементов в системе особенной части академической дисциплины административного права, и как важнейшего инструмента обеспечения защиты неприкосновенности территории государства.
Достижение указанной цели обеспечивается выполнением следующих задач: анализ и изучение теоретической, научной, нормативно-правовой базы по исследуемой теме; исследование процесса формирования и функционирования административно-правового механизма защиты государственной границы в нынешних условиях, выявление существующих проблем; предложение конкретных рекомендаций по совершенствованию административно-правового режима государственной границы Российской Федерации.
Объектом исследования курсовой работы являются административно-правовые отношения по установлению и осуществлению административно-правового режима функционирования и охраны государственной границы Российской Федерации в практической деятельности. Предметом исследования являются содержание и практические способы применения законодательства, регламентирующего административно-правовой режим государственной границы Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались диалектический метод, системного и логического анализа, эмпирического анализа, сравнительно-правовой метод.
Теоретической основой курсовой работы являются акты нормативно-правового регулирования административного режима государственной границы Российской Федерации, теоретические и научные направления исследований отечественных ученых, правоведов, юристов.
Источниковедческой основой курсовой работы являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 01.04.1993 N4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», законы и иные нормативные акты, имеющие отношение к объекту и предмету исследования.
Вышеуказанные задачи определили структуру настоящей курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Режим государственной границы в системе Административного права
1.1 Содержание государственной границы
Государственная граница как административное понятие исторически связана с появлением института государства.
Государственной границей является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации, и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющие пределы государственной территории (воздушного пространства, суши, недр, вод) определенного государства, то есть пространственные границы действия государственного суверенитета (ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации») [4].
Государственная граница Российской Федерации определяется Конституцией и законами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Государственная граница Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, устанавливается:
а) на суше – на основании характерных точек, линий рельефа или по ясно видимым ориентирам;
б) на море – на основании внешней границы территориального моря Российской Федерации;
в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водного объекта;
г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах – по линии государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения границы на воде [4].
Государственная граница на местности обозначается четко видимыми пограничными знаками, формы, размер и порядок установления которых определяются законодательством Российской Федерации и международными договорами.
Порядок установления государственной границы включает следующие этапы:
- делимитация - это становление государственной границы на картах или схемах при подписании двусторонних договоров между государствами;
- демаркация - это установление на местности по линии государственной границы заборов, столбиков, или других отметок о проведении в этом месте государственной границы.
Виды границ по своей природе:
- природные или орфографические - границы, установленные с учетом рельефа местности (например, руслами рек или каналов, берегами озер, горными хребтами и ущельями и т.д.);
- геометрические границы, то есть границы, проведенные по прямой,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Федеральный Закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 № 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2005 № 50 «Об утверждении Положения о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Научная литература:
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Общая часть: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А. – М.: Зерцало – М, 2016 – 480 с.
11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Особенная часть: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий А.А. – М.: Зерцало – М, 2016 – 272 с.
12. Макарейко Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Макарейко Н. В. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 259 с.
13. Конин Н. М. Административное право: учебник для академического бакалавриата / Конин Н. М., Маторина Е. И. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 425 с.