Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Геноцид, вне зависимости от времени и от обстоятельств совершения, является одним из самых жестоких международных преступлений. Истории известны примеры таких трагических событий, как резня армян турками, истребление нацистской Германией евреев, резня в Руанде, в Сребренице. Все эти факты — это акты геноцида.
Один из самых широкомасштабных и трагических случаев геноцида — физическое уничтожение армянского населения турками 1915 года, вследствие чего погибли около 1,5 млн армян. На сегодняшний день факт совершения армянского геноцида не признан турецкими властями. В связи с этим необходимо отметить, что действия 1915 года в тот исторический период в должной мере были квалифицированы международным сообществом как намеренное убийство целого народа, а турецкое правительство, организаторы и исполнители данных преступлений признавались в том, что их целью было разрушение и физическое уничтожение армянского народа.
Впервые сам термин был использован польским юристом Р. Лемкиным. Последний использовал термин «геноцид» в своих трудах «Фашистское управление оккупированной Европой» (1944) и «Геноцид как преступление по международному праву» (1947). В этих работах автор указал на необходимость принятия международно-правового документа, который соответственно будет квалифицировать геноцид как международное преступление. Отметим, что Р. Лемкин при разработке данного понятия ссылался именно на факт истребления армян в 1915 году как на основополагающий пример геноцида. Известно, что благодаря многолетней и упорной борьбе Р. Лемкина, его концепции нашли свое отражение в Конвенции 1948 года, одним из трех разработчиков текста которой он являлся. В принятой Конвенции нашли место также другие концепции Р. Лемкина, в частности о том, что геноцид — это международное преступление независимо от того, совершается ли оно в мирное или военное время, а также о том, что дело о преступлении может рассматривать специально созданный трибунал. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы геноцида занимались В.В. Аванесян, Р. Адельханян, Н.М. Альханов, Л. И. Арбур, Ю. Г. Барсегов, Я. Басин, В.А. Батырь, Н.А. Бердяев, М. Беренбаум, Т. Г. Дадуани, Л. Поляков и др.
Объект исследования - процесс преступления «геноцид».
Предмет исследования – условия наказания и предотвращения преступлений геноцида.
Цель исследования – комплексное изучение геноцида как одного из наиболее тяжких международных преступлений.
Задачи исследования:
1) изучить историческую характеристику понятия геноцида; проанализировать события Холокоста;
2) дать характеристику геноцида как международного преступления;
3) рассмотреть геноцид в смстеме преступлений против мира и безопасности человечества;
4) проанализировать проблему придания обратной силы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948г.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, исторических материалов, юридической литературы, касающихся изучения геноцида.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех подпунктов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы сущности геноцида в историческом аспекте
1.1 Историческая характеристика понятия геноцида. Холокост
После окончания Второй мировой войны тема Холокоста заняла важное место в ряду современных исторических, социологических, философских и теологических исследований. Однако до сих пор отсутствует анализ этого явления в социокультурном ракурсе, равно как и целостное исследование его репрезентации в мировой культуре второй половины ХХ в. Осмысление Холокоста как социокультурного феномена, его уроков, выявление причин, по которым в цивилизованном обществе XX в. наблюдался этот чудовищный феномен, остается актуальным и для современников.
Традиционно при анализе феномена Холокоста выделяют несколько тенденций. Одни считают, что Холокост – это явление универсальное, под которым понимается преследование и массовое уничтожение не только евреев, но и цыган, других народов в годы нацизма, а также гомосексуалистов, масонов, безнадежно больных и т.д. Другие высказывают мнение, что Холокост нужно рассматривать как геноцид любого народа, например, армян. Третьи настаивают на уникальности явления. Мы также считаем, что два первых подхода не дают возможности рассмотреть Холокост объективно, расцениваем его как уникальный феномен на фоне известных в человеческой истории геноцидов, в т.ч. и тех, которые были предприняты нацистами [13, с. 25].
Указание на уникальность Холокоста частично заключено уже в самом термине: как известно, слово Холокост (англ. Holokaust) образовано от двух греческих корней: holeo («всё») и kausteо («сжигаю»), слово переводится как «всесожжение» и означает жертву всесожжения. Впервые оно было применено к тотальному уничтожению нацистами евреев в годы Второй мировой войны: всех – от грудных младенцев до стариков – расстреливали и живьем закапывали в ямах и рвах, травили в газовых камерах и душегубках, сжигали в огромных лагерных печах. Это была жертва, приносившаяся самому страшному в истории человечества идолу – идолу Расы.
Сущность Холокоста заключается прежде всего в том, что для физического истребления был выбран целый народ – евреи, которых нацисты объявили не просто «недочеловеками», но виновниками всех бед мировой истории, изначально порочными, «неисправимыми». Прежняя юдофобия (иудеобоязнь), культивировавшаяся с эпохи Средневековья, в т.ч. и в проповеди Церкви, была разновидностью обычной ксенофобии и проявлением религиозной нетерпимости. Достаточно было крещения (хотя на него решалась только небольшая часть еврейского народа), чтобы еврей мог считаться ставшим на путь «исправления»; достаточно было вмешательства высших иерархов Церкви или властей во время погромов, чтобы убийства и насилие остановились на какое-то время. На рубеже XIX–ХХ вв. юдофобию (или антисемитизм старого типа) сменил расовый антисемитизм, обоснованный немецкими философами и историками Е. Дюрингом и Г. Трейчке и развитый далее идеологами нацизма. Этот антисемитизм основан на априорном иррациональном признании «порочности» семитской расы (к ней, вопреки научному подходу, относили только евреев), «вредоносности» евреев для человечества – при том, что именно они дали миру, в частности христианской цивилизации, непреходящие духовные ценности, запечатленные в Библии [20, с. 129].
Только евреи были выбраны нацистами для тотального уничтожения. Их вина была лишь в том, что они родились евреями. Ассимилировались они или нет, считали ли себя немцами, исповедовали ли христианство – все это уже не имело никакого значения. Важно, что политика нацистов, направленная на физическое уничтожение евреев, не имела рациональной основы. Примеры геноцида других народов демонстрируют, что их уничтожение, которое, конечно же, ничем не может быть оправдано, так или иначе было обусловлено пусть и чудовищными, но логически объяснимыми причинами – религиозными (как уничтожение в XII в. рыцарями немецкого Тевтонского ордена языческого балтийского племени пруссов, давшего название Пруссии), военными или геополитическими. В ХХ в. эти факторы уже не играли решающей роли при определении групповой принадлежности людей. Как отмечает белорусский историк и исследователь Холокоста Я.З. Басин, «все возрастающую роль играют ныне национальные и этнические моменты… Холокост и явился одним из актов массового уничтожения людей по национальному признаку» [13, с. 25].
Нацистам удалось совершить немыслимый переворот в сознании людей. Они создали идеологию, которая обосновывала многомиллионные убийства ни в чем неповинных людей. Им удавалось оправдывать свое поведение в глазах миллионов свидетелей и внушать армии необходимость убийств. «Убийство – не новое явление на земле, и Каинов грех сопровождает род человеческий испокон веков, – говорил Генеральный прокурор Израиля в своей речи на процессе Эйхмана, – но только в ХХ веке мы стали свидетелями убийства особого рода. Не в результате преходящей вспышки страсти или душевного помрачения, а как следствие обдуманного решения и тщательного планирования. Не по злостному умыслу отдельной личности, а как порождение величайшего преступного заговора, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Не против единственной жертвы, а против целого народа... Сообщниками преступлений были вожди нации, и среди них профессора и ученые с академическими званиями, со знанием языков, просвещенные люди, именуемые “интеллигенцией”» [17, с. 36].
Подтверждением уникальности Шоа (иврит. «Катастрофа»; так в еврейской культуре именуется Холокост) является мотивация нацистами своего плана. Требовалось уничтожить всех евреев за «преступление» быть рожденными евреями. Этот абсурдный мотив основан на совершенно надуманных абсурдных причинах (еврейский «заговор» против человечества, их «вина» в появлении и распространении социализма и коммунизма, их «стремление к мировому господству», их «сознательное вредительство» «арийскому духу» и «арийской культуре» и проч.), на предубеждениях, которые невозможно подтвердить фактами. При этом, безусловно, идеологи нацизма опирались на вековые предрассудки
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide. shtml (дата обращения: 14.05.2019).
2. Венская конвенция о праве международных договоров принята 23 мая 1969 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www. un. org/ru/documents/ decl_conv/conventions/law_treaties. shtml (дата обращения: 14.05.2019).
3. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/ warcrimeslimit. shtml (дата обращения: 14.05.2019).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ с изм. и доп. от 01.10.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.
5. 6 000 000 обвиняют : Речь израильского генерального прокурора на процессе Эйхмана. – Иерусалим : Библиотека-Алия, 1989. – 184 с.
6. Аванесян В.В. Исполнение наказаний за геноцид / В.В. Аванесян // Человек. 2018. – № 1. – С.15-18.
7. Адельханян Р. «Военные преступления» в международном уголовном праве / Р. Адельханян // Российская юстиция. 2017. № 3. –С.12-15.
8. Альханов Н.М. Родовое понятие прикосновенности к преступлению в системе современных категорий уголовного права / Н.М. Альханов // Вестник Чеченского государственного университета. 2017. –№ 4. –С. 248–250.
9. Арбур Л. И. Выполнять Конвенцию по геноциду / Л. И. Арбур // Юрист-международник. 2018. – № 2. – С.32-34.
10. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. – М. : ЦентрКом, 1996. – 672 с.
11. Барсегов Ю. Г. Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства международного сообщества / Ю. Г. Барсегов. М. : Гардарики, 2005. Т. 2, ч. 2.–452с.
12. Барсегов Ю.Г. Турецкая доктрина международного права на службе политики геноцида. М.: Звезда, 2017. –318с.
13. Басин Я. Уникальность Холокоста в мировой истории / Я. Басин // Мы здесь. 2017. –№4. – С.25-28.
14. Батырь В.А. Международно-правовые проблемы квалификации преступления геноцида и «катынское дело» / В.А. Батырь // Государство и право. 2018.–№5.– С.14-16.
15. Бауэр И. Место Холокоста в современной истории / И. Бауэр // За гранью понимания : Богословы и философы о Холокосте. – Киев : Дух і Літера, 2018. – С. 55–78.
16. Бердяев Н.А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М. : Мысль, 2016. – 175 с.
17. Беренбаум М. Уникальность и всеобщность Холокоста / М. Беренбаум // За гранью понимания: Богословы и философы о Холокосте. – Киев : Дух і Літера, 2017. – С. 36–52.
18. Дадуани Т. Г. Сравнительный анализ положений резолюции ГА ООН 96 (I) и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2017.– № 4.– С. 140—147.
19. Поляков Л. История антисемитизм : в 2 кн. / Л. Поляков ; пер. с франц. В. Лобанова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Мосты культуры; Иерусалим : Гешарим, 2018. – 1184 с.
20. Сартр Ж.П. Размышления о еврейском вопросе / Ж.П. Сартр // Портрет антисемита.– СПб. : Азбука-классика, 2017. – С. 129–235.
21. Синило Г.В. Библия и мировая культура : учеб. пособие / Г.В. Синило. – Минск : Выш. шк., 2016. – 685 с.
22. Скуратова А. Ю. Международные преступления: современные проблемы квалификации / А. Ю. Скуратова. М. : НОРМА ИНФРА-М, 2017.–415с.
23. Табак Ю. Еще раз к вопросу об уникальности Холокоста / Ю. Табак // Заметки по еврейской истории. – 2017. – №7.–С.32-34.
24. Трикоз Е. Н. Преступления против мира и безопасности человечества / Е. Н. Трикоз М. : Юрлитинформ, 2017.–318с.
25. Хейфец М. Ханна Арендт судит ХХ век / М. Хейфец. – М. : Знание ; Иерусалим : ДААТ, 2003. – 280 с.
26. Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – СПб. : Медиум ; Ювента,2017. – 312 с.
27. Хростовский В. Значение Шоа для христианского понимания Библии / В. Хростовский // Вопросы философии. – 2016. – № 5. – С. 61–70.
28. Хэй М. Кровь брата твоего: корни христианского антисемитизма / М. Хэй. – Иерусалим : Библиотека-Алия, 2016. – 440 с.