Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одиночество как проказа, многие его боятся, никто его не хочет. Одиноким
быть неприятно, страшно, не престижно. Чем большему количеству людей
ты нужен, тем ты ценнее в глазах окружающих, да и своих собственных.
Одиночество - это целый феномен, который невозможно охватить целиком и
рассмотреть его многочисленные аспекты в такой небольшой статье. Скорее
удастся приподнять лишь краешек этого огромного покрывала смыслов и
попытаться понять — что же такое, это – одиночество?
Один мудрый человек сказал однажды: «Одиночество – это не отсутствие
людей рядом, это отсутствие интереса к самому себе». К сожалению, не знаю
кто первым это произнёс, однако согласна с автором этих слов абсолютно.
3
Другой автор, экзистенциальный психотерапевт и выдающийся мыслитель
нашего времени - Альфред Лэнгле, заметил, что одиночество – это
неспособность быть наедине с собой.
ГЛАВА 1.Психологический анализ проблемы одиночества
1.1.Подростковое одиночество
Не все родители относятся к своим детям с теплотой и любовью. Кто-то
считает, что для ребенка более важно материальное обеспечение и не балует
чадо любовью. Кто-то воспитывает человека с богатым духовным миром, но
при этом забывает, что для этого необходимо душевное тепло.
В результате ребенок остается один со своими детскими проблемами и не
находит рядом человека готового просто выслушать и понять. В этом и лежат
корни детского одиночества. Того самого, которое впоследствии продолжает
отравлять взрослую жизнь. А родители продолжают заниматься своими
важными делами и их мало волнуют причины и последствия детского
одиночества.
Дети, еще в младенчестве оставленные родителями и выросшие в детских
домах, никогда не плачут. Они просто понимают, что на их плач никто не
отзовется. Этот ребенок одинок практически с самого рождения. И если его
усыновляют ему очень сложно изменить себя и привыкнуть к жизни в семье.
По большому счету ребенок и не испытывает необходимости в чьей-то
заботе и любви. Он просто не знает, что это такое. Поэтому ребенок и не
привязывается ни к кому.
В настоящее время Россия, к сожалению, занимает первое место в мире по
количеству самоубийств. Причем на первом месте среди причин смерти
стоят суициды среди подростков (от 14 до 18 лет). Причин, которые
подталкивают детей на суицид, очень много, в первую очередь это
особенности подросткового возраста: максимализм, неумение
прогнозировать результат и непонимание того, что смерть — это конец
жизни.
1.2..Причины подросткового одиночества
В этом случае, человек испытывает чувство психологического дискомфорта,
его преследует ощущение нехватки людей, с которыми можно пообщаться,
поделиться своими радостями и печалями, горестями и заботами, новостями
4
и сомнениями. Очень часто такие люди испытывают ощущение, что их не
слушают и не слышат, а, значит, не понимают. И здесь будет уместно
сравнение” разговор со стенкой”.
Одиночество, как социальное явление.
Наглядный пример – пожилые люди. Дети выросли и разбежались, многие
родные и близкие ушли в мир иной, а самого человека отправили на пенсию.
Помимо этого, зачастую начинают прогрессировать заболевания, которые
препятствуют полноценной жизни. Усугубляются личностные черты
характера, которые также служат препятствием к налаживанию общения.
Молодые люди страдают одиночеством во многом из-за того, что
практически “живут” в виртуальном мире. Знакомиться в Интернете и
социальных сетях намного проще, чем в реальности. Отсюда и неумение
выстраивать и поддерживать гармоничные отношения вживую.
1.3.Девиантологические последствия одиночества.
В общественном сознании одинокий человек зачастую представляется неким
несчастным существом, у которого все душевные прорывы устремлены на
преодоление довлеющего чувства неполноценности. И сам человек как
социальное существо стремится реализовывать свои коммуникативные и
эмоциональные потребности с представителями своего вида. Однако
реализация данных человеческих необходимостей порой встречает
множественные препятствия, как внешнего, так и внутреннего характера.
Длительное переживание одиночества может повлечь за собой негативные
последствия и для каждого конкретного человека они различны.
Научные исследования, подтверждающие негативные последствия
одиночества на жизненно важные функции организма, весьма красноречивы.
Множественные исследования подтверждают повышенный риск
возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний
желудочно-кишечного тракта, заболеваний дыхательных путей. У одиноких
людей тяжелее проходит течение заболевания, что отчасти объясняется
отсутствием необходимого ухода. Также у людей, ощущающих себя
одинокими увеличивается риск когнитивных нарушений, в том числе
болезни Альцгеймера. Одиночество также влечет нарушения в иммунной
системе. Одиночество является предиктором депрессии. Оно усиливает
стрессовые реакции, тревожность, эмоцию гнева.
Важным пояснением в описании данных рисков является то, что одиночество
здесь представляется как субъективная неудовлетворенность социальным
5
взаимодействием, его дефицит и невозможность удовлетворения
собственных потребностей в общении. Одиночество не всегда связано с
социальной изоляцией, а в большей степени представляет собой
субъективные переживания, связанные с ощущением разъединенности и
отвержения со стороны общества или значимых лиц. Переживание
одиночества часто сопряжено с ощущением пустоты, бесполезности, утраты
контроля, а также ощущением личной угрозы.
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей подросткового
одиночества
2.1. Организационно-методические основы исследования
Цель исследования – выявить и изучить особенности подросткового
одиночества.
База исследования: средняя школа № 682, г. Санкт-Петербурга, ученики 8-10
классов (13-16 лет, общее количество - 38 человек.
Предметом изучения являются особенности подросткового одиночества.
Гипотезы исследования:
1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают
определёнными личностными особенностями и особенностями общения,
которые вызывают данное состояние.
2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные
способности подростков и их статус в коллективе сверстников.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть
использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том
числе в процессе психологического консультирования.
Экспериментальное исследование включало в себя два этапа:
1 этап - выявление подростков, испытывающих состояние одиночества;
2 этап – изучение их личностных и социальных особенностей;
Изучение подростков, испытывающих чувство одиночества, строилось на
основе конкретных методологических принципов, выработанных в
отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе
изучения психических явлений.
6
На первом этапе в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет, у
59 из них было выявлено состояние одиночества. Из этой группы была
сформирована экспериментальная группа, которая состояла из 38 человек.
Затем случайным образом была сформирована контрольная группа, также из
38 человек.
Все они являются учениками средней школы № 55 города Иванова. Это
учащиеся 8, 9, 10 классов. Из 38 человек 18 (47, 4 %) мальчиков и 20 (52, 6
%) девочек.
2.2. Результаты первого этапа исследования
Для выявления подростков, чувствующих себя одинокими, была
использована шкала одиночества «UCLA», предложенная Д. Расселом (1980).
Всего в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет.
Положительный результат по тесту (то есть наличие состояния одиночества)
был выявлен у 59 (44, 0 %) испытуемых. Из них мальчиков – 22 (37, 3 %),
девочек – 37 (62, 7 %).
Из этой группы нами была сформирована выборка на основании высокого
балла по указанному тесту в составе 38 человек, результаты которых и
описываются в настоящем исследовании. Из 38 человек 18 (47, 4 %)
мальчиков, 20 (52, 6 %) девочек. Эта группа подростков составила
экспериментальную группу.
Для доказательства значимости выделения группы подростков,
испытывающих состояние одиночества, мы методом случайной выборки
сформировали контрольную группу. В неё вошли подростки, показавшие
отрицательный результат по шкале одиночества в количестве 38 человек (18
мальчиков, 20 девочек).
2.3. Результаты второго этапа исследования
Для изучения личностных особенностей подростков, чувствующих себя
одинокими, нами был использован личностный опросник «НЭП»,
предложенный Г. Айзенком (1969). Проанализируем полученные результаты
по шкалам.
Шкала лжи (L).
Анализ результатов показал, что испытуемые не стремятся создать слишком
благоприятный образ себя и достаточно откровенны – у 31 (81, 6%)
испытуемого показатель находится в пределах нормы, у 7 (18, 4%) – низкий
7
балл по шкале. Средние баллы в контрольной и экспериментальной группах
почти равны: X = 4.4, Y = 4.5. Таким образом, данные, полученные по этой
шкале нельзя считать существенными при описании личностных
особенностей испытуемых.
Шкала экстраверсии-интроверсии (Ex).
Анализируя полученные данные по этой шкале (табл. 1.), можно сказать, что
высокий балл, говорящий об экстравертированности личности, получили
лишь 5 (13, 2 %) испытуемых. В пределах нормы показатель находится у 27
(71, 0 %) подростков, то есть у подавляющего большинства. И низкий балл
получили 6 (15, 8 %) школьников. То есть можно считать, что, в основном,
испытуемые имеют средние результаты по данной шкале и характеризуются
как внешней, так и внутренней направленностью личности в зависимости от
настроения и ситуации. Сопоставляя средние значения экспериментальной и
контрольной группы, можно заметить, что у подростков контрольной группы
это значение выше: X= 5.1, Y= 6.8. Кроме того, в этой группе большее
количество подростков получило высокий балл по этой шкале: 15 (39, 5%).
Средние результаты у 22 (57, 9 %) испытуемых, низкие, всего у 1 (2, 6 %)
школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы.
Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании
самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные
ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с
окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что почти половина
подростков (44%), принявших участие в эксперименте, показали
положительный результат по шкале одиночества.
Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство.
Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой
наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным
и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная
сторона медали.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
8
1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика,
профилактика, коррекция [Электронный ресурс]-2014.Режим
доступа:http://docplayer.ru/429003-Suicidalnoe-povedenie-podrostkov.html
2. ГончароваТ.Н, Долобаева А.Е. Исследование гендерных особенностей
субъективного одиночества у старших подростков [Электронный ресурс]
//Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и
педагогика». – 2012. - № 6. Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2012/06/800
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие
основы психологии. - C.613.
4. Нестерова И.Н. Математические методы обработки данных в
психологии. – Уфа.: Изд-во БГПУ, 2010. – С.131.
5. Николаева В.В., Онайбаева З.К. Причины подростковых самоубийств
[Электронный ресурс]// Международный журнал экспериментального
образования. - 2013. - №1. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-podrostkovyh-samoubiystv
6. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула: Издательский центр
«Академия», 2002. – 39 с.
7. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»:
иллюстрированное руководство / А.Л Вангер.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,
2006.- 159 с. : ил.-( Психология для всех)
8. Казанская В.Г. «Подросток. Трудности взросления./2-е издание,
дополненное.»: Питер; Спб.; 2008
9. Камю А. «Чума». / Камю А. // [http://royallib.com] / Режим доступа:
http://royallib.com/read/kamyu_alber/chuma.html#593920
10. Коллектив авторов: А.А. Азбель, Е.В. Алексеева, Е.Н. Андреева, И.А.
Баева, О.Е. Байтингер, О.Р. Веретина, А.Г. Грецов, М.В. Гольдман, С.В.
Дрокова, Б.А. Еремеев, Е.В. Красная, А.Л Лихтарников, Ю.С. Пежемская,
А.В. Кременецкая, Л.А. Регуш, Т.В. Тулупьева, Е.Н. Чеснокова. «Психология
современного подростка» / Под редакцией проф. Л.А. Регуш.- СПб.: Речь,
400 с.
11. Кьекегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. – М.: Библейскобогословский институт св. апостола Андрея, 2007. – 368 с.
12. Райс С.Ф., К. Долджин «Психология подросткового и юношеского
возраста» Питер; Спб.; 2012.- 237 с.
9
13. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. / Перевод
В.П.Гайдамака. – М.: Республика, 1994. – 496 с.
14. Фёдоров Н. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского,
неродственного, т.е.немирного состояния мира и о средствах к
восстановлению родства. / Федоров Н. // [http://vzms.org/delo.html] / Режим
доступа: http://vzms.org/delo.html.
15. Хухлаева О.В. «Психология подростка» : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.-
160 с.
16. Шагивалеева Г.Р. «Одиночество и особенности его переживания
студентами»: Монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ОАО
«Алмедиа», 2007. - 157 с.