Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На государственном уровне социальная политика — это политика в области социального развития и социального обеспечения, особая система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп. В теоретической плоскости это также и сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты.
В свою очередь социальная политика предприятия представляет собой процесс по созданию благоприятных условий для раскрытия и реализации трудового потенциала своих работников путем использования на предприятии различных услуг социального характера и управление ими для достижения конечных целей организации. Под социальными услугами понимаются услуги, которые руководство предприятия предоставляет своим сотрудникам (кроме заработной платы), способствующих, например, увеличению их заинтересованности в компании и работе в ней.
Актуальность данной темы заключается в том, что если в основе политики предприятия лежит цель создания творческого работоспособного коллектива, разделяющего общие цели и задачи организации и эффективно работающего для их достижения, то администрация должна принять на себя некоторые нормы социальной ответственности за своих сотрудников, осуществляя в этих целях политику справедливого вознаграждения работников по результатам труда, а также предоставляя сотрудникам широкие возможности социальной защиты и получения социальных благ.
С учетом актуальности проблематики объект работы – социальная политика и ответственность организации. Предметом выступает социальная ответственность фирмы как важнейшая часть социальной политики.
Целью исследования является раскрытие основных характеристик социальной ответственности компании и разработка программы повышения ее эффективности, как действенного инструмента социальной политики. Цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть понятие и сущность социальной политики предприятия;
охарактеризовать содержание социальной ответственности бизнеса как важнейшей части социальной политики;
обозначить основные направления деятельности компании ООО «Торговый дом ЗОЛЕ»;
разработать программу повышения социальной ответственности организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы направленной на совершенствование мер социальной ответственности в ООО «Торговый дом ЗОЛЕ».
Для раскрытия темы были использованы исследования авторов в области организации труда и управления персоналом, социальной политики фирмы, таких как Генкин Б.М., Кибанов А.Я., Курбанова Р.А., Очакова А.И., Пашуто В.П., Рофе А.И., Савельева Е.А., Свистунов В.М., (в области социологии и организации труда), Скляревская В.А. (в области научной организации труда на предприятии).
В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, описание.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Одной из важнейших задач управления персоналом является решение социальных задач на предприятии, т.е. повышения заинтересованности сотрудников в трудовой деятельности, раскрытие их трудового потенциала и т.д. Для решения этой задачи предприятия пользуются одним из таких важнейших инструментов управления предприятия, как реализация социальной политики.
Таким образом, социальная политика направлена на создание условий для работы персонала компании с помощью применения механизмов социального характера, цель которых заключается в повышении интереса работников к труду (Рисунок 1).
Рис. 1. Социально-экономические задачи предприятия [5, c.22]
Социальная политика является важнейшим элементом деятельности любой организации. Целью социальной политики как системы управления персоналом являются деятельность по достижению, сохранению, укреплению и развитию кадрового потенциала всей организации, созданию высокопроизводительного коллектива, способного достигнуть высокие конечные результаты своей деятельности.
Как правило, небольшие предприятия прибегают к предоставлению таких социальных услуг своим сотрудникам, которые бы обеспечили их интересной работой, свободой принятия решений и хорошей атмосферой в коллективе. Социальная политика организации также предполагает обеспечение уважения, признания заслуг и поощрения работающих в компании людей. Любая организация должна реализовывать основы социальной политики и обеспечивать направленность добровольных социальных услуг на потребности сотрудников.
Социальная политика в организации должна следовать следующим основным принципам [5, c.27]:
принцип учета материальных и нематериальных потребностей и интересов сотрудников компании;
принцип освещения сотрудникам предоставляемых в компании социальных услуг как добровольных расходов на социальные нужды коллектива;
принцип экономической оправданности социальной политики, ориентированной также на оптимизацию расходов фирмы и повышение эффективности ее деятельности.
Рис.2. Направления социальной политики [22]
Разработка и реализация социально-экономической политики в организации осуществляются по многим направлениям, важнейшие из которых являются [10, c.111]:
1. политика доходов;
2. политика в отношении сотрудничества с профсоюзами;
3. политика социального обеспечения работников.
В рамках политики социального обеспечения предприятие принимает на себя социальную ответственность за персонал. Например, руководство осуществляет политику справедливого вознаграждения за результаты труда своих работников, предоставляет определенные возможности для социальной защиты и набор социальных льгот, являющихся дополнением к материальному вознаграждению персонала и осуществляющихся в рамках политики социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников. При этом социальная политика организации подразумевает наличие социального обеспечения, которое в свою очередь связано с понятиями «социальная защита», «социальная помощь», «социальная поддержка» (Рисунок 3.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бухалков, М.И. Нормирование труда / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА, 2015. – 424 с.
2. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 688 с.
3. Волгин, В.В. Индивидуальный предприниматель. Предупреждение проблем с персоналом / В.В. Волгин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2013. – 191 с.
4. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А.Волгин. – М.: Экзамен, 2014. – 502 с.
5. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. – М.: Норма, 2014. - 400 с.
6. Гусова, К.Н. Право социального обеспечения / К.Н. Гусова. – СПб.: Питер, 2018. – 283 с.
7. Зудина, Л.А. Организация управленческого труда / Л.А. Зудина. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 546 с.
8. Кибанов, А.Я. Социология труда / А.Я.Кибанов. – М.: ИНФРА, 2014. – 584 с.
9. Кибанов,А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФА-М, 2013. – 200 с.
10. Князюк, Н.Ф. Социологическое исследование удовлетворенности персонала / Н.Ф.Князюк. – М.: Омега, 2015. – 77 с.
11. Курбанова, Р.А. Право социального обеспечения / Р.А. Курбанова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 439 с.
12. Половинко, В.С. Человеческие ресурсы и кадровая политика / В.С. Половинко. – ОмГУ, 2014. – 210 с.
13. Рофе, А.И. Научная организация труда / А.И. Рофе. – М.: Юнидата, 2015. – 399 с.
14. Савельева, Е.А. Регламентация и нормирование труда / Е.А.Савельева. – М.: МАРТИТ, 2012. – 695 с.
15. Саркисян, Г.А. Оплата и организация труда: правовые и экономические вопросы / Г.А. Саркисян. – М.: Изд-во «Финпресс», 2012. – 160 с.
16. Смирнов, С.С. Социальная политика / С.С. Смирнова. – М.: ГУ ВШЭ, 2014. – 399 с.
17. Филлипова, Н.В. Право социального обеспечения / Н.В. Филлипова. – М.: Экзамен, 2013. – 371 с.
18. Холостова, Е.А. Социальная политика / Е.А. Холостова. – М.: Инфра-М, 2017. – 309 с.
19. Чикер, В.А. Психологическая диагностика персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2014. – 526 с.
20. Институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа. Режим доступа: http://www.refa.de/home/-свободный (дата обращения: 15.05.2019)
21. Положение о корпоративных социальных льготах [Электронный ресурс] / Все об организации труда в компании. Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=38 – свободный (дата обращения: 15.05.2019)
22. Попов В. Социология управления [Электронный ресурс] / Библиотека по менеджменту. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/sociolog/-свободный (дата обращения: 15.05.2019)
23. Электронный журнал «Управление предприятием» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://upr.ru/-свободный (дата обращения: 15.05.2019)
24. Севастьянова О. Работа с персоналом [Электронный ресурс] / Организация труда и заработной платы. Режим доступа: http://ekonomic.narod.ru/pub/004.htm-свободный (дата обращения: 15.05.2019)
25. Информация о компании ООО «Торговый дом ЗОЛЕ». Режим доступа: https://sbis.ru/ (дата обращения: 15.05.2019)