Фрагмент для ознакомления
2
Усовершенствование налоговой системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:
- обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;
- сокращение сроков просроченной задолженности;
- усиление финансового контроля;
- изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;
- введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;
- изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т.д.
Низкий уровень сбора налогов связан прежде всего с сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.
Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований указывает на то, что требуется повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета был реализован ввиду необходимости перехода к единому счету Федерального казначейства РФ, что способствует централизации всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых находятся в распоряжении коммерческих банков достаточно длительный период времени. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.
Выводы по первой главе:
Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий государства в сфере организации бюджетных отношений для последующего обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
В основу бюджетной политики положено определение целей и задач в сфере государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В данном случае речь идет о социально-экономической сущности бюджетной политики государства.
Глава 2.Особенности современной бюджетной политики в Российской Федерации
2.1. Анализ доходов и расходов федерального бюджета в 2010-2016 годы
Для того, чтобы получать достоверную информацию относительно состояния государственных ресурсов необходимо регулярно проводить структурный анализ уровня доходов и расходов бюджета.
Как известно, вопросы, которые касаются расходов финансового бюджета рассматриваются на законодательном уровне и утверждаются на будущий год учетом особенностей экономической ситуации в стране.
Утвержденные федеральными законами суммы доходов и расходов федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации взяты за основу для проведения мониторинга.
Если обратиться к статистическим показателям, то можно отметить следующие особенности реализации бюджетов в рассматриваемый период.
Так, в 2009-2010 гг. бюджет Российской Федерации был выполнен с дефицитом, что вполне обосновано с учетом мировой экономической ситуации, в 2011 г. – с небольшим профицитом, в 2012 – с небольшим дефицитом в 27 млрд. рублей, который увеличился в 2013 году и составил 366 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета России за 2014 год составил 0,5 процента ВВП, что в номинальном выражении составляет 327,963 миллиарда рублей
Тем не менее, необходимо отметить, что величина расходов федерального бюджета за указанный период увеличилась почти в три раза.
Структура российского бюджета при преодолении последствий мирового финансового кризиса претерпела существенные изменения в части сбалансированности бюджета. Если в 2007-2009 гг. федеральный бюджет исполнялся с профицитом, то с 2010 г. намечается отчетливая тенденция к формированию дефицитного бюджета, что в первую очередь связано с разбалансированностью расходных и доходных статьей бюджета, а также популистскими мерами в области социальной политики. Другой негативной тенденцией при формировании доходной основы федерального бюджета в последние годы (2008-2012 гг.) является усиливающаяся зависимость от сырьевых доходов, выражающаяся в увеличении процента нефтегазовых доходов ко всем доходам федерального бюджета.
Вопрос доходов нефтегазового сектора является наиболее острым по той причине, что на 2014-2018 гг. можно отметить ее существенное снижение в общей доли доходов. Причиной данной ситуации является снижение цен на нефть, которые упали в 1,5 раза за последние полгода.
Вынужденная диверсификация экономики для поддержания социальных обязательств правительства, на фоне ожидаемого снижения цен на нефть, в настоящий момент кажется сложно выполнимой задачей, поскольку потребует привлечения дополнительных инвестиций. Улучшение инвестиционного климата в свою очередь требует кардинальных институциональных и политических реформ, для осуществления которых осталось очень мало времени
Также интересно проанализировать изменение доли нефтегазовых доходов, используемой на покрытие расходных частей бюджета. Если до кризиса (2007-2008 гг.), значительная доля нефтегазовых расходов аккумулировалась в национальных фондах, то после кризиса (2009-2011 гг.), средств, выручаемых за счет продажи углеводородов, оказалось недостаточно для покрытия расходов, и для балансировки бюджета использовались средства из резервных фондов. Вновь приступить к откладыванию средств в эти фонды удалось лишь в 2011 году, однако их доля неуклонно снижается и намного меньше докризисных показателей.
В соответствии с Государственной программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года «эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (последняя редакция). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=169460 (Дата обращения 05.03.2017)
2. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (Последняя редакция) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). -"(электронный ресурс) URL:http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=docbase=LAW;n=143328 (Дата обращения 05.03.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (Дата обращения 05.03.2017)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (Дата обращения 05.03.2017)
Научная и специальная литература
i. Акулич.И.Л.Маркетинг - 6-е изд., испр.- Минск: Высшая школа, 2009. - с.512
ii. Крохина Ю.А. Налоговое право.- М.:Юрайт- 2012.-с. 451.
iii. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. // Учебник для вузов. Издание второе. – 2007. http://knigi.kb200.com/a.php?id=101112987
iv. Шевчук Д.А. Ценообразование. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ.- 2008. – с.240
v. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС. – 2008. – 112 с.
vi. Нешитая А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». – 2007. – 305 с.
vii. Экономическая политика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Н. Лякина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 432 с.
5. Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. // Под общей ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ. – 2006. – 215 с.
6. Брызгалин, А.В. Налоговая оптимизация / А.В. Брызгалин. – М.: Академия, 2012. – 292 с.
7. Голуб, Д.С. О реализации основных функций налогов в налоговой политике России / Д.С. Голуб // Финансовая экономика. – 2014. - №5. – с. 5-13
8. Горский, И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях (историко-методологический аспект) / И.В. Горский // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – №. – с. 17-22
9. Воронин Ю. М. Бюджетная система Российской Федерации; "ИПК "Коста" - , 2011. - 864 c.
10. Денисова И. П., Рукина С. Н. Бюджетная система Российской Федерации; Феникс - , 2013. - 288 c.
11. Малецкий, А.А. Роль и механизм налогового регулирования в современной экономике / А.А. Малецкий // Международный бухгалтерский учет. – 2013. - №. с.33-38. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]
12. Малис, Н.И. Налоговая политика России: перспективы роста доходов бюджета / Н.И. Малис, И.В. Горский // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2010. – №2. – с. 19-28
13. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение / В.Г. Пансков. – М.: Юрайт, 2015. – 392 с.
14. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. – М.: Академия, 2013. – 362 с.
15. Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Толкушкин, А.В. Перов. – М.: Юрайт, 2013. – 996 с.
16. Хайрутдинов, Н.Т. К вопросу о налоговой и кредитной политике в системе общего благосостояния // Р.Т. Хайрутдинов // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №2. – с. 331
17. Чайковская, Л. Налоги и налогообложение. Схемы и примеры / Л. Чайковская. – М.: Экономика, 2012. – 301 с.
18. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев – М.: Юрайт, 2014. – 495 с.
19. Шарифов, А. А. Роль налоговой системы в регулировании экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция / А. А. Шарифов. – 2010. - №1. – с. 220-221
20. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Электронный ресурс – Режим доступа: http://www22.ria.ru/economy/20140930/1026202242.html
21. Социально ориентированная экономика: проблемы и возможности /Под. ред. И.В. Караваевой. // М.-СПб. Нестор-История. 2013.
22. Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 5.
23. Улюкаев А.В. Проект бюджета на 2015–2017 годы лучший в сложившейся ситуации. // ООО Деловая газета «Взгляд». Электронный ресурс – Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2014/10/2/708477.html
24. Что за нумерация? Нужно по алфавиту