Фрагмент для ознакомления
2
Оценивая состояние и перспективы законодательства о федеральной государственной службе, следует констатировать, что различные вопросы организации и функционирования федеральной государственной службы урегулированы или будут урегулированы в скором будущем. В плане распределения вопросов регулирования в системе нормативных правовых актов приходится отмечать, что роль закона пока незначительна: об отдельных видах федеральной государственной службы законы имеются (о Прокуратуре, Федеральной службе безопасности и ряде других отраслевых звеньев системы государственной службы), общего закона о федеральной государственной службе на сегодня нет. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» обошел молчанием военную службу. И это, по моему мнению, правильно. Военная служба была и есть, были и есть законодательные и иные нормативные правовые акты, ее регулирующие. Она - особый вид федеральной государственной службы (ст. 35 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе"), он особый и отличается от гражданской службы, что лучше и целесообразнее регулировать военную службу специальным законодательством. Так сложилось в практике давно, по объему и значимости законодательства о военной службе можно признать наличие подотрасли административного законодательства, которое принято именовать военным законодательством. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы
Определение в Законе одного из видов федеральной государственной службы подчеркивает отличия военной службы от других видов государственной службы. Их, отличий, особенностей много, они во всех элементах военной службы и ее прохождении. Из числа особенностей военной службы выделим основные, определяющие общий организационный и правовой статус военной службы.
Закон определяет те государственные структуры, как государственные органы, служба в которых носит название военной службы. В статье 35 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г. названы следующие государственные структуры: войска (Вооруженные Силы РФ и другие войска, например, внутренние войска; о других войсках, помимо Вооруженных Сил, будет сказано ниже) и два государственных органа - Служба внешней разведки и Федеральная служба безопасности.
Служба во внутренних войсках - это федеральная государственная служба, одним из видов которой, как указывалось, является военная служба. Правовые основы военной службы во внутренних войсках определены в следующих законодательных актах: Законе «Об обороне» от б июня 1996 г., Законе «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г., Законе «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ».
Законы эти дополняются воинскими уставами - внутренней службы, караульной службы, дисциплинарным уставом и другими, принимаемыми также высшими государственными органами. Некоторые вопросы внутренней жизни регулируются ведомственными актами Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Личный состав других служб и структур и полиции находятся на федеральной государственной службе, одним из видов которой является федеральная служба, т.е. служба в федеральных государственных органах и организациях. Это так называемая криминальная милиция (статья 7 Закона о милиции). Полиция общественной безопасности, по роду и видам деятельности отличается от криминальной полиции незначительно, она входит в систему муниципальных органов и является милицией муниципальной. Правовой статус личного состава названных структур определен в следующих законодательных актах: «Закон РФ о милиции», «Положение о службе в органах внутренних дел», «Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ».
2. Организация федеральной государственной службы
2.1 Организация, структура и особенности федеральной государственной службы
Федеральная государственная служба и ее организационная структура устанавливается и регулируется согласно Конституции РФ, ФЗ о государственной службе, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Она рассматривается в отдельных государственных органах (министерство, ведомство), а также регулируется ФЗ и положениями об этих органах. Согласно ФЗ «О системе государственной службы РФ» № 58-ФЗ правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ. Федеральное законодательство может регулировать, строить, развивать и реформировать административную власть федерального уровня. Она представляет собой подсистему системы государственной службы РФ. Она также может рассматриваться с системой государственной службы России, которая установлена нормативно, с помощью нее необходимо спроектировать подсистему федеральной государственной службы. Эта подсистема классифицирована по двум основаниям: по видам федеральной государственной службы и по ветвям федеральной государственной власти. По ветвям власти федеральная государственная служба классифицируется на государственную службу в федеральной законодательной, исполнительной, судебной ветви власти и службу в федеральных государственных органах. В федеральной законодательной ветви власти государственная служба функционирует в аппаратах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания. В рамках исполнительной ветви власти федеральная государственная служба представлена: государственной службой Президента РФ; государственной службой Правительства РФ; государственной службой федеральных министерств и ведомств.
Федеральная государственная служба судебной власти осуществляется в аппаратах Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в аппаратах верховных судов республик, краевых, областных, городских, районных судов общей юрисдикции, непосредственно в аппаратах федеральных арбитражных судов субъектов Федерации, в аппаратах Прокуратуры РФ. Судьи всех уровней к государственным служащим не относятся, они только замещают государственные должности в РФ. Федеральная государственная служба в других органах государственной власти существует в аппаратах Центральной избирательной комиссии. Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека РФ. Структура федеральной государственной службы имеет два уровня. Первый уровень федеральной государственной образует три ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную. Второй уровень этой власти появляется тогда, когда происходит дифференциация каждой из ветвей федеральной государственной власти на определенные федеральные государственные органы. Государственная служба федеральной законодательной власти представлена двумя структурами второго уровня - государственными службами Совета Федерации и Государственной Думы (их аппаратами). Федеральная государственная служба исполнительной власти в своем составе имеет несколько десятков структур второго уровня, это начинается от государственной службы Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, ведомств до территориальных органов федеральной государственной власти в регионах. Федеральная государственная служба имеет свои особенности. Для нее характерен не административно – командный, не субординационный, а согласительный и координационный характер.
Конституция РФ подтверждает, что федеральная государственная служба всех ветвей федеральной власти не имеет подчинения друг к другу, они взаимодействуют на определенных согласительных началах. При решении государственных задач, одновременно располагаясь на федеральной горизонтали, они осуществляют координирование и согласуют свои усилия в этом направлении. Государственная служба, ни одной из ветвей власти не имеет преференций перед другими, не может преобладать над ними. Это в основном касается исполнительной власти. Существование данной координационной системы говорит о демократичном государстве. Нужно создавать равенство сил, возможностей федеральных государственных служб всех ветвей власти. При существовании авторитарного политического режима доминантой всегда является исполнительная власть. Сама система федеральной государственной службы РФ имеет нормативно- правовой характер. Одной из основных форм взаимодействия и координации в такой системе является нормативно - правовое регулирование, когда взаимодействие происходит через правовые акты: федеральные законы, указы Президента РФ, совместных постановлений и другое. Императивные административные акты и процедуры, осуществляются с помощью методов воздействия в рамках данной системы, но они считаются неконституционные и недопустимыми. Органы управления в данной системе имеют не распорядительные, а координационные, рекомендательные и совещательные функции. Сформированный при Президенте РФ в 1995г Совет по вопросам государственной службы являлся орган по управлению федеральной государственной службой, он фактически свои функции не выполнял. В настоящее время на федеральном уровне нет координационного органа, решающего вопросы строительства и развития федеральной государственной службы в целом. Согласно существующего законодательства появление такой структуры – федеральный орган по управлению федеральной государственной службой должен быть создан.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Административное право РФ / Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2017. - 640с.
2. Административное право / Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 2016. - 355с.
3. Административное право /Овсянко Д.М. - М.: Юристъ, 2016. - 450с.
4. Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. - М.: Экзмен, 2017. - 256с.
5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. -399 с.
6. Бахрах Д.Н. Федеральная государственная служба в РФ Д.Н. Бахрах / . - Екатеринбург, 2017. -150с.
7. Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в РФ. М. Экзамен, 2016. - 208с.
8. Лазарев Б.М. Федеральная государственная служба. М.: Просвещение, 2017. - 246с.
9. Старилов Ю.Н. Служебное право. - М.: БЕК, 2017. - 369с.
10. Стремоухов А.П. Федеральная государственная служба. М.: Высшая школа, 2017. – 340с.