Фрагмент для ознакомления
2
При диалогическом общении с информационным перевесом одной из сторон возможна ситуация, когда другая сторона максимально самоустраняется от активного участия в диалоге, создавая лишь видимость МКР с помощью сигналов обратной связи и различного рода «вложений», имеющих целью выразить скорее внимание и понимание, чем исполнить активную роль говорящего. Такие вставки выполняют стимулирующую функцию и не являются сигналами МКР в телеинтервью.
Согласно теории речевых актов, основными единицами коммуникации являются многоплановые по своей структуре определенные речевые действия, выступающие в качестве носителей определенных коммуникативных заданий и направленные на достижение определенных эффектов. В данной теории речевой акт понимается как целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения. Основными чертами речевого акта являются намеренность (интенциональность), целеустремленность и конвенциональность. [3, с.10]
В.В. Богданов приводит перечень речевых актов, встречающихся в разных классификациях чаще всего: 1) декларативы (констативы, репрезентативы) – утверждения; 2) интеррогативы (квеситивы) – вопрос к слушающему; 3) директивы – побуждение адресата к действию; 4) вердиктивы – приговоры одобрения/неодобрения; 5) промисивы – обещания; 6) пермиссивы – разрешения; 7) экзерситивы – отмены, ограничения; 8) комиссивы – гарантии, обязательства; 9) экспозитивы – оспаривания, протесты; 10) сатисфактивы (перформативы) – благодарности, сожаления.
В ходе настоящего исследования был проведен анализ реплик участников телеинтервью с точки зрения теории речевых актов.
В результате исследования было выявлено, преобладающим типом речевых актов в речи интервьюеров являются квеситивы, что обусловлено коммуникативной ролью журналистов. Значительную часть (30% от общего количества фраз) в речи интервьюеров составляют констативы, что свидетельствует о кооперативном характере интервью. Несмотря на то, что констативы не содержат в себе запроса об информации, они вызывают собеседника на вербальную реакцию, ибо требуют подтверждения/опровержения сказанного.
Употребление разных типов речевых актов интервьюируемыми напрямую связано с обсуждаемой тематикой. Если обсуждаются результаты проделанной работы и подводится итог, наиболее приоритетной формой ответа является констатив, что сигнализирует о принадлежности телеинтервью к нарративному типу. Если в телеинтервью речь идет о ближайших или далеких перспективах, ответ представляет собой промисив. В случае, когда интервьюируемый желает высказать суждение по тому или иному вопросу, используются вердиктивы. В речи интервьюируемых также встречаются косвенные речевые акты − квеситивы, используемые с целью уклониться от ответа, выиграть время или изменить тему разговора.
Заведомое преобладание восклицательных предложений в речи интервьюируемых заметнее, чем в речи интервьюеров, из чего можно заключить, что речь интервьюируемых является более эмоциональной по сравнению с речью журналистов. [10, с.85]
2.2. Особенности взаимодействия «телевидение – аудитория» при телеинтервью
На российском телевидении сегодня существуют разноплановые передачи в жанре телеинтервью. Они различаются тематикой, манерой ведения, особенностями подачи информации, степенью вовлеченности участников - героев, экспертов, зрительской аудитории - в обсуждение проблемы. Вместе с тем передачи обладают едиными жанровыми характеристиками. Это всегда «разговорное зрелище» с постоянным набором участников и особой драматургией. Необходимо отметить, что современные отечественные инсценировки по манере ведения напоминают зарубежные аналоги, их создатели активно заимствуют опыт иностранных коллег. Диалог на телевидении по своей природе – жанр, направленный на удовлетворение человеческой потребности в развлечении под видом обсуждения, ни к чему не обязывающего лиц, принимающих решения. [7, с.91]
Важное место занимает монтаж сюжетов: клиповость, мозаичность расположения «историй», а также увеличение частоты их показов дезориентируют зрителя и усиливают его подверженность влиянию подаваемого. Важна и способность телевидения разбивать сюжеты на несколько «серий», превращая их в полноценный рассказ с введением, кульминацией и заключением. Эта возможность привлекает зрителей к экрану и заставляет следить за развитием сюжета от передачи к передаче. Возможность телевидения соединять прямой эфир и запись, а также реконструировать события позволяет зрителю почувствовать себя непосредственным участником действия, дает ощущение раскрытия секретов и посвящения в тайну. То есть происходит переход от «клипового мышления» к мышлению «сериальному».
На деле диалоги не всегда касаются общезначимых проблем. К тому же сами эти общественные проблемы определяются как таковые авторами программы, а не ее участниками. Дискуссии в таком формате нельзя назвать рациональными, а широкая публика не имеет доступа к дискуссии. Фактически зритель получает монолог под видом диалога на телевидении. [8, с.113]
Условия жизни в современном обществе детерминируют объясняющий быстроту и широту распространения телевидения «синдром минимальных усилий», который связывают с особенностями телевещания. Для многомиллионной аудитории форма и содержание сообщений приводятся к оптимальному общему знаменателю, который определяется чаще всего оценкой рыночных экспертов, если речь идет о развлекательных программах, или интересами правительства - для новостных и публицистических передач. Аудитория телевидения считается однородной или предполагается, что ее можно такой сделать. [7, с.75]
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к изменению телеаудитории. Она требует создания индивидуализированного, особенного, не унифицированного продукта, что меняет формат и принципы работы телевидения. Зритель получает не только возможность неограниченного выбора программ, но и ряд дополнительных услуг - реальное участие в процессе трансляции (участие в шоу, торгах, покупки через телемагазин, голосование), получение информации о передачах (авторах, участниках, анонсах будущих программ) и т. д. Все это создает иллюзию коммуникации между генерирующими телевизионное сообщение группами и аудиторией, которой кажется, что она получает возможность обратной связи. [9, с.92] Директивность телевидения, отсутствие обратной связи, легкость восприятия аудиовизуальных сообщений способствуют манипулированию индивидуальным и массовым сознанием, распространению тривиальных ценностей массовой культуры и подавлению у человека самостоятельного мышления. Несмотря на огромное количество разнообразных каналов, информация, которую они транслируют, остается одной и той же, сообщаются одинаковые новости, развлекательные программы пропагандируют универсальные стандартизированные ценности. Напротив, благодаря наличию подлинной технической обратной связи Интернет-коммуникация более предпочтительна для формирования и воспитания личности. В отличие от однородной и пассивной телеаудитории пользователи Интернета образуют разнообразные сообщества, анклавы, группы, которые формируются вокруг разных тем и отраслей знаний. Они не просто обмениваются информацией, но и выражают собственную точку зрения, в пространстве Интернета происходит коммуникация как равноправное взаимодействие субъектов. [8, с.714]
Таким образов, самой значительной в данном случае выступает инсценировка обратной связи и независимость СМИ от читателя/зрителя/слушателя при намерении управлять последним.
Таким образом, телевидение не просто конструирует реальность в соответствии с ожиданиями публики, но сознательно манипулирует этими ожиданиями. Такая возможность у него имеется благодаря тому, что среднестатистический человек не готов уделить много времени и внимания происходящему в мире и плохо ориентируется в нем, что дает телевидению значительную свободу действий в контроле над тем количеством информации, который достигает сознание телезрителя. В этом случае используется целенаправленное преобразование информации. [1, с.259]
Выводы по главе 2
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к изменению телеаудитории. Она становится более сегментированной по вкусам, привычкам, стилю жизни и т. д., требует создания индивидуализированного, особенного, не унифицированного продукта. Это меняет формат и принципы работы телевидения.
Речевые практики и публичный характер телеинтервью означают его влияние на аудиторию, поскольку телепрограмма и интервью организуются и существуют не сами по себе, а предназначены для зрителей.
Зритель получает не только возможность неограниченного выбора программ, но и ряд дополнительных услуг - реальное участие в процессе трансляции, получение информации о передачах (авторах, участниках, анонсах будущих программ) и т. д. Все это создает иллюзию коммуникации между генерирующими телевизионное сообщение группами и аудиторией, которой кажется, что она получает возможность обратной связи. Несмотря на огромное количество разнообразных каналов, информация, которую они транслируют, остается одной и той же, сообщаются одинаковые новости,