Фрагмент для ознакомления
2
является широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Раскроем сущность наиболее интересных и эффективных интерактивных методов обучения, используемых в преподавании иностранного языка на современном этапе [7, с. 69].
1. Интерактивный метод «синквейн» представляет собой составление специфического нерифмованного стихотворения из пяти строк. При этом каждая строка пишется согласно определенному требованию: первая – одно слово (имя существительное), обозначающее тему синквейна; вторая – два слова (обычно имена прилагательные, реже – причастия), описывающие главную тему; третья – три глагола, выражающие действия в рамках данной темы; четвертая – законченная фраза (афоризм, цитата, крылатое выражение, пословица или самостоятельно составленная фраза), несущая в себе отношение автора к теме; пятая – одно слово, являющееся синонимом к теме.
Многие авторы отмечают широкий спектр возможностей данного метода в решении образовательных задач. Так, Л.С. Федорова отмечает его эффективность в постановке темы урока, обобщении работы по определенному этапу урока или изученной теме и проверке домашнего задания [19].
Использование данного метода в процессе обучения лексической стороне речи способствует актуализации и закреплению изученных лексических единиц, расширению активного словарного запаса учащихся, совершенствованию навыка использования в речи синонимов и антонимов, а также раскрытию творческого потенциала каждого ученика. Варианты заданий, наглядно демонстрирующие практическое применение данного метода на уроках английского языка в начальной школе, могут быть следующими: составить синквейн, включая в него изученные на уроке слова; заполнить пропуски в синквейне; составить синквейн из данных слов; отредактировать синквейн; составить синквейн-загадку по теме и др. Например:
Тема: Merry Christmas, everybody! (3 класс, УМК «Spotlight»)
Задание: составить синквейн-загадку по теме.
Возможный вариант выполнения:
1. …. (Christmas)
2. Merry, happy.
3. To play, to sing, to ski.
4. I like to give presents.
5. Holiday.
Тема: School Days! (3 класс, УМК «Spotlight»)
Задание: заполнить пропуски в синквейне.
1. School.
2. …, primary.
3. To read, …, to learn.
4. I like to go to school.
5. ... .
Возможный вариант выполнения: nursery, to write, knowlege.
2. Метод «мозговой штурм» («мозговая атака», ―brainstorming‖) предполагает оперативное решение проблемного вопроса на основе творческой активности участников обсуждения, которым предлагается найти как можно больше путей, идей, способов, в том числе самых фантастичных и непредсказуемых, для его решения. Зафиксировав предложенные идеи на доске или листе бумаги, проводится их анализ и обсуждение. Зачастую школьники предпочитают не высказывать собственных мыслей, опасаясь оценки окружающих. Однако, использование в обучении метода «мозгового штурма» способствует раскрепощению учащихся, преодолению комплексов, развитию инициативности [6, с. 14].
В процессе работы над овладением иноязычной лексикой данный метод может использоваться с целью актуализации лексического материала. Например, изучая в 3 классе тему «Clever Animals» (УМК «Spotlight»), можно предложить учащимся ответить на вопрос: какие животные относятся к классу млекопитающих. Еще один вариант задания, основанный на данном методе, может быть следующим:
Тема: Places to Go! (4класс, УМК «Spotlight»)
Задание: назвать как можно больше слов, относящихся к теме, используя буквы ключевого слова.
Возможный вариант выполнения:
T – Turkey, tent, …
R – Russia, Rome, rucksack, …
A – Asia, Australia, …
V – Venice, visit, …
E – Europe, Egypt, …
L – London, lake, …
Очень важно, записав предложенные идеи, организовать их обсуждение и исправление ошибок, если таковые имеются.
3. Сущность такого метода обучения, как «кластер» («карта понятий», «ассоциограмма», ―mind map) заключается в выделении смысловых единиц темы и их графическом оформлении в виде созвездия, пучка, грозди. В центре листа записывается ключевое понятие, а вокруг – слова, словосочетания, образы, факты, идеи, ассоциирующиеся с ним и раскрывающие его содержание. В результате происходит систематизация, структурирование материала, установление логических связей между компонентами. Данный метод в обучении лексике может быть использован при введении новых лексических единиц, активизации употребления лексики в речи, а также на этапах закрепления и систематизации лексического материала. Формулировки заданий могут быть такими, как: составить из данных слов и выражений кластер; дополнить кластер; определить отношения между компонентами кластера и др. Например:
Тема: My Animals! (2 класс, УМК «Spotlight»)
Задание: составить кластер из слов: bird, dance, fish, horse, animals, jump, chimp, swim, frog, run, sing.
Возможный вариант выполнения:
4. Метод «фишбоун» («рыбий скелет», «рыбья кость», ―fishbone‖) рассматривается, как вариант ментальной карты. В его основе – схема в виде рыбьего скелета, где «голова» символизирует рассматриваемую проблему, «кости» – причины и факты, раскрывающие суть данной проблемы, а «хвост» – вывод, к которому пришли в результате. Включение метода «фишбоун» в процесс обучения содействует развитию у обучающихся умений работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
5. Метод «Броуновское движение» предполагает свободное передвижение обучающихся по классу с целью поиска отсутствующих данных, ответов на поставленные вопросы, идей и способов решения определенной задачи и т.д. Параллельно с поиском информации происходит отработка лексического материала и изученных грамматических конструкций. К примеру, при изучении темы «My Best Friend!» (УМК «Spotlight») в 4 классе каждый ученик получает карточку с заданием: - Ask your classmates about their best friends. Use the questions: What is your best friend? How old is he/she? What does he/she look like? What does he/she like doing in his/her free time? Полученную в результате диалога информацию учащиеся заносят в карточку. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, а также следит за тем, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
6. Интерактивный метод «карусель» подразумевает образование двух колец: внутреннего (сидящие неподвижно учащиеся) и внешнего (учащиеся, меняющие пару). Определенный промежуток времени ученики ведут диалог в паре, обмениваясь информацией, мыслями, идеями, после происходит смена партнеров. Возможен и другой вариант: образование одного круга учащихся. В таком случае происходит смена не партнеров, а заданий, которые каждый ученик выполняет самостоятельно. Данный метод позволяет динамично и комплексно отрабатывать лексико-грамматические навыки, совершенствовать навыки говорения и аудирования. Использование метода «карусель» в обучении лексике можно организовать таким образом:
Тема: My Birthday! (2 класс, УМК «Spotlight»)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Архипова Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся /Ж.Ю. Архипова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html - Дата обращения:19.05.2019.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с.
3. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4. – С. 24 – 29.
4. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие/О.А. Голубкова. – СПб.: Питер, 2017. – 216 с.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
6. Жгарова Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю.А. Жгарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 13-15.
7. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: «Белорусский верасень», 2015. – 196 с.
8. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике : учеб. пособие / /С.С. Кашлев. – Минск: Изд-во: Выш. школа, 2014. - 176 с.
9. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 21-28.
10. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы. – М.: Издательство «Владос», 2003. – 416 с.
11. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева. - М.: Ин-ут психологии РАН, 2012. – 224 с.
12. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилитации у старших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Е. Лушникова. – Калининград, 1995. – 163 с.
13. Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 82 с.
14. Омельченко Л. Кейс-метод на уроках английского языка / Л. Омельченко // Интернет-издание для учителя. – 2012. – № 4. – С. 18- 24.
15. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 324 с.
16. Прилепо А.Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии / А.Ю. Прилепо // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – №6. – С. 55-59.
17. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2012. – 576 с.
18. Суворова Н.А. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. А. Суворова. - М.: Академия, 2005. – 167с.
19. Федорова Л.С. Использование синквейна на уроках английского языка. [Электронный ресурс] / Л.С. Федорова // Режим доступа: www.nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki - Дата обращения: 18.05.2019.
20. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук Текст. / Г.С. Харханова. – Калининград, 2003. – 21 с.