Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обуславливается тем, что проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться к живой природе.
Вмешательство человека в окружающую экосистему с каждым годом только увеличивается и носит пагубный, разрушительный характер. Экологическое воспитание детей помогает им увидеть и понять хрупкость экологических цепочек, ощутить себя их частью, прививает уважительное и позитивное отношение к природе, закрепляет понимание необходимости сохранения природного равновесия.
Школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Первые уроки экологического воспитания проходят еще в раннем дошкольном возрасте. Это знакомство с миром природы, ее законами и сезонными изменениями, понимание различных природных явлений.
В школьном возрасте прививается интерес к природе как к сложному биологическому механизму, навыки заботы и бережного отношения к природе и живым существам.
Начало экологического воспитания совпадает с началом бурного роста и развития самого ребенка. В школьном возрасте происходит формирование морально-нравственных принципов, развивается самосознание, ребенок учится активно анализировать полученную информацию. В это время резко раздвигаются привычные границы семейного мира, ребенку становится интересна окружающая его действительность, идет закладка основ логического мышления, активно развивается воображение. В дошкольном возрасте ребенок перестает быть просто объектом эмоций близких людей, он начинает сопереживать другим, а познавательная активность формирует первичный образ мира.
Все эти возрастные особенности активно используются методами и приемами экологического воспитания детей. При взаимодействии с окружающим миром у школьников проходит формирование определенных черт характера, убеждений и интересов, ответственности за свои поступки. Знакомство с природой развивает любознательность, умение логически мыслить, наблюдать и делать выводы.
Знание и понимание ребенком законов живой природы обогащает его представления об окружающем мире, расширяет кругозор, дает толчок к развитию умственных способностей, образной памяти и наблюдательности.
Цель работы: изучить особенности использования проектной деятельности для формирования познавательного интереса к природе у младших школьников.
Экологическая культура определяется как степень детского восприятия окружающей среды. К эко-культуре также относится принадлежность ребенка к этому миру, оценивание ребенком себя в живой природе, в мире. Сейчас, идет глобальный экологический кризис, то приобщение к природе и окружающему миру необходимо начинать уже в детском возрасте. И выходит, что экологическая культура у школьников просто необходима в сложившейся в мире обстановке.
Объект исследования: познавательные способности школьников
Предмет исследования: развитие познавательных способностей школьников посредством проектной деятельности.
Цель исследования: доказать эффективность проектной деятельности для развития познавательного начала детей школьного возраста.
Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:
- развитие познавательного начала младших школьников средствами проектной деятельности будет эффективно при условии:
- систематического использования проектной деятельности и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей школьного возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
В работе будут рассмотрены следующие задачи:
1.Изучен познавательный интерес в младшем школьном возрасте, его значение в развитии личности.
2. Проанализированы особенности познавательного интереса к природе в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотрена сущность и специфика проектной деятельности в младшем школьном возрасте.
4.Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса к природе у младших школьников в проектной деятельности
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы в практической деятельности учителей начальной школы.
База экспериментального исследования: МОУ СОШ №122 г. Новосибирска. В исследовании приняли участие 20 детей 2 класса А, в возрасте 8-9 лет.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса к природе у детей младшего школьного возраста
1.1Познавательный интерес в младшем школьном возрасте, его значение в развитии личности
Роль познавательных универсальных учебных действий в обучении и воспитании очень велика: они обладают возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению учащимися умений и навыков, являются мотивом учения и активной деятельности, способствуют формированию личности, необходимой современному обществу – пытливой, активной, творческой.
На уроках каждый ученик должен работать активно и увлеченно, а у учащихся должна развиваться любознательность, познавательный интерес. Ведь, увлёкшись, ребёнок не замечает, что он учится, узнаёт новое, ориентируется в необычной ситуации. Поэтому в межаттестационный
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Условия формирования моего вклада в развитие образования сложились из анализа подходов к организации работы по формированию познавательных УУД, анализа организации видов деятельности, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий, использование в процессе усвоения учебного материала современных образовательных технологий, комплекта методических материалов и дидактических средств, выполнение которых осуществляет самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Задача педагога заключается в выработке новых форм организации учебной деятельности – чтобы он стал запоминающимся, непохожим, современным и притягательным.
Перед учителем стоит вопрос: как формировать познавательные учебные действия. Рассматриваемая в данной работе тема достаточно актуальна сегодня.
Можно выделить следующие вопросы для рассмотрения темы:
Исследование познавательных процессов учащихся, совершенствование системы развития познавательных УУД,
рассмотрение условий, в которых находятся учащиеся, наблюдение за деятельностью учеников Способности и возможности для развития учащихся
Разработки индивидуальных тенденций развития познавательных УУД
Методы обучения
Все эти вопросы являются основой для усовершенствования системы образования, т.к. процесс обучения очень зависит от уровня развития учащихся. Именно поэтому в течение межаттестационного периода целью педагогической деятельности является создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей учащихся, развитие информационно-коммуникативных умений через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.
Каждый педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
1) Применять в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии;
2) Использовать наиболее эффективные с позиций системно-деятельностного подхода организационные формы урочной и внеурочной работы;
3) Развивать творческий потенциал учащихся;
4) Воспитывать духовно-богатую личность, гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю;
5) Отслеживать результаты педагогической деятельности.
Учителю нужно создать все необходимые условия для учеников, благодаря которым им будет интересно учиться. Включение учащихся в собственный поиск способов решения проблемы творческого и поискового характера на различных уроках, а также во внеурочной и внеклассной работе через разработку системы упражнений и заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий- моя ведущая педагогическая идея. Для реализации всестороннего развития ребенка, его способностей, личности, можно выбрать следующие технологи
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодалев А.А. Общая психодиагностика. [Текст]/ А.А. Бодалев, В.В,Столин, В.С.Аванесов. – СПб.: Речь - 2000- 40с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2006. № 6. – с.40-48
Гальперин П.Я. Формирование умственных действий [Текст] П.Я. Гальперин //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления – М., 2001
Кларин М.В. Образовательные возможности игры/ М.В. Кларин. – М., 2005. – 108с.
Колосов Д.В. О психофизиологии творчества [Текст] / Д.В.Колосов, Е.Н.Соколов // Психологический журнал. 2003. Т. 14. №.6. - С. 43-54.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст] /В.Т. Кудрявцев // Психол. журн. 2001. № 5-6.
Кудрявцев В.Т. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура [Текст]/ В.Т. Кудрявцев, Б.Г.Урмурзина. - М.,Актобе, 2002. – 128с.
Кудряцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы [Текст] /В.Т. Кудрявцев// Психологический журнал. Т. 18. № 1. - С. 16-31.
Кулюткин Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/ Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб., 2002. – с. 98.
Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. [Текст] /Н.С. Лейтес //Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии, 2006. - С. 179-186.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/ М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2006.- 144 с.
Матышкин А.М. Концепция творческой одаренности [Текст]/ А.М. Матышкин // Вопросы психологии. № 6. 2009. - С. 29-33.
Методы психологической диагностики. [Текст]/ Выпуск 2- под. редакцией Воронина А.Н. – М.; 2004 – 202 с.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта [Текст]/ В.С, Мухина – М., 2001. – 168с.
Немов Р.С. Психология – М.: ВЛАДОС, 2009 – кн.3: Психодиагностика [Текст] /Р.С. Немов// Ведение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики – 632 с.
Пиаже Ж.. О природе реактивности [Текст] / Ж. Пиаже // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1996. № 3. - С. 8-17.
34. Поддяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей [Текст] / Н.Н. Поддяков //Дошкольное воспитание, 2001 – 310 – с.90-99.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой – М: Педагогика – 2005. – 200с.
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] /С.Л. Рубинштейн // Исследование проблем психологии творчества. 2000. № 3. – 34-46
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн – Спб: Питер, 2002. – 720с.
Семенов С.Ю. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления [Текст] / С.Ю. Семенов // Исследования проблем психологии творчества. - М., 2003.- С. 27-62.
Степанов С.Ю. Исследование проблем психологии творчества [Текст]/ С.Ю. Степанов, И.Н.Семенов, В.К.Зарецкий. - М., 2003. - С. 101-133.
Формирование личности в онтогенезе. [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной/ -М: АПН СССР, 1991. - 159 с.
Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]/ Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 238с.
улатова Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nip.esrae.ru/6–18 (дата обращения: 26.06.2016).
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
Грехова Л.И., «В союзе с природой» Учебно методическое пособие. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми. М. ЦГЛ, Ставрополь, 2006
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.