Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дополнительное образование школьников является необходимым фактором всестороннего развития личности. Данный компонент педагогического процесса наиболее вариативен.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Цель работы: определить эффективность инновационных компонентов дополнительного образования для развития креативности младших школьников.
Задачи:
1. Определить важнейшие направления современной системы дополнительного образования.
2. Провести обзор основных видов инноваций в дополнительном образовании.
3. Провести эмпирическое исследование эффективности инноваций в дополнительном образовании на творческое развитие личности.
4. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования: инновации в дополнительном образовании.
Предмет исследования: влияние инноваций в дополнительном образовании на развитие личности учащихся.
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике классного руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы инноваций в дополнительном образовании
1.1. Основные особенности современного дополнительного образования
В подготовке к новым условиям взаимодействия в коллективе учащихся при организации различных форм дополнительного образования имеет место деятельность практически всех участников педагогического процесса. При этом роль отдельных представителей образовательного учреждения особенно важна. Рассмотрим влияние различных участников педагогического процесса на организацию различных форм дополнительного образования по данным С. Г. Алексеева, В. И. Бочкарёва, В. М. Коротова, Е. В. Котовой, В. С. Собкина, Л. И. Филатовой [5].
1. Директор образовательной организации. Его важнейшая функция заключается в разработке стратегии воспитательной работы данной организации и в контроле над её реализацией. Также в полномочия директора входит распределение материальных ресурсов, в частности для осуществления дополнительного образования [8].
2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Данный участник педагогического процесса контролирует разработку концепции воспитательной работы данной образовательной организации, осуществляет взаимодействие со смежными учреждениями, обеспечивает функционирование дополнительного образования. Также он организовывает участие коллектива организации в различных муниципальных и региональных проектах, находящихся под контролем управления образованием. Всё это неизбежно сказывается на реализации дополнительного образования внутри образовательной организации [5].
3. Педагог-организатор. Данный участник педагогического процесса отвечает за содержание различных коллективных мероприятий, за их подготовку и проведение, а также принимает большое участие в организации дополнительного образования и во внедрении его результатов в общественную деятельность. Также он координирует работу детских организаций, функционирующих в составе образовательного учреждения [ 12].
4. Старший вожатый. Сопровождает учащихся и организовывает их коллективную деятельность, осуществляет контроль над работой общешкольной детской организацией. Его основная работа в реализации внеурочной работы заключается прежде всего в организации практической деятельности коллектива учащихся [1].
5. Педагог-психолог. На основании результатов своих профессиональных методик выявляет лидеров ученического коллектива, которые и составляют актив, обеспечивающий реализацию дополнительного образования. Определяет качества учащихся, необходимые для их адаптации. Помогает развивать лидерские и организаторские способности учащихся, их творческий потенциал, способствует сплочению коллектива [17].
6. Социальный педагог. Выявляет детей группы риска, которые могут оказать негативное влияние на организацию дополнительного образования, и способствует предотвращению нежелательных результатов этого процесса [15].
7. Классные руководители. Имеет возможность исследовать интересы учащихся, проводит активную работу с родителями, хорошо знает атмосферу классного коллектива, возможности отдельных учащихся [6].
8. Учителя-предметники. Изучают склонности учащихся к какой-либо деятельности, их интересы и способности. Консультирует школьников в рамках своего профиля, участвует в подготовке и осуществлении различных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и др.) [6].
Благодаря положительному опыту различных образовательных организаций, можно выделить следующие направления дополнительного образования учащихся:
1. Общественно-политическое. Работа данного направления, как правило, определяется деятельностью Совета школы в решении общешкольных и общественных проблем, принятии решений, имеющих значение в школьной жизни. Деятельность в этом направлении, как правило, затрагивает интересы всех представителей ученического коллектива, поэтому различные решения здесь должны приниматься коллективно, с учётом мнений всех участников [12].
2. Гражданское и патриотическое. Данное направление является очень важным. В современных условиях необходима активная гражданская позиция. Подрастающее поколение должно гордиться историей своего государства, иметь цель его успешного дальнейшего существования [17].
3. Экологическое. Работа данного направления становится всё более актуальной в современных условиях, поскольку экологическое воспитание является одним из наиболее перспективных направлений педагогики. В процессе внеурочной работы большое значение имеет организация живых уголков, работы на пришкольном участке, деятельность в области защиты окружающей среды. Как правило, экологическое направление выбирают школьники, проявляющие склонности к естественнонаучному образованию, любящие животных и растения, стремящиеся познать собственный организм и воздействие на него внешних условий. В процессе реализации данного направления большое значение имеет заинтересованность учащихся, поэтому важно разработать такие формы организации его, которые будут положительно ими восприняты [9].
4. Профориентационное. В работе данного направления должны учитываться интересы и возможности учащихся как будущих профессионалов. Деятельность здесь может осуществляться в различных сферах, позволяющих учащимся выявить их потенциал и определить будущую профессию [2].
5. Спортивно-оздоровительное. В реализации данного направления большое значение имеет деятельность спортивных секций внутри образовательной организации. Как правило, работа этих секций способствует не только развитию физических качеств учащихся, но и способствует формированию волевых качеств, активности, целеустремлённости, а также помогает сплочению коллектива учащихся [6].
6. Эстетическое. В современных условиях, принимая во внимание огромную загруженность как взрослых, так и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Бельский, К.С., Зайцева, Л.А. Педагогический процесс в системе образовательных правоотношений // Юридическое образование и наука, 2011, №2.
4. Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях / В.Г.Быкова // Классный руководитель. – 2004. №6
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
6. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
7. Колесникова, З.М. Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах / З.М. Колесникова // Завуч начальной школы. - 2013. - №3.
8. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
9. Кульневич, С. В. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы / С.В. Кульневич, В.И. Гончарова, Е.А. Мигаль. - М.: Учитель, 2016. - 224 c.
10. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
11. Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя / В.И.Максимов – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.
12. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: пособие для педагогов/ А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008
13. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2016. - 104 c.
14. Моргунов, Г. М. Социосинергетика и образование / Г.М. Моргунов. - М.: МЭИ, 2014. - 152 c.
15. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
16. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. - Москва: Наука, 2014. - 481 c.
17. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.