Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. За все время существования мира женщина всегда находилась в подчиненном
положении по отношению к мужчине. Ее доля заключалась лишь в том, чтобы дарить мужу
любовь, рожать детей и заниматься их воспитанием. На протяжении длительного времени она не
имела никаких прав, и вся правовая база выстраивалась без учета интересов женщин. Тем не
менее с конца XVIII – начала XIX вв. ситуация начинает понемногу меняться, женщины начинают
заявлять о своих материальных, общественных и политических правах. Этот процесс во многом
закономерен и происходит не в одной стране, а практически во всех европейских странах,
Америке и России.
В данной исследовательской работе мы попытаемся выяснить, в чем причины начала изменений в
общественном положении женщин, попытаемся рассмотреть положение европейских женщин с
точки зрения русских современников, а также обратим внимание на социально-экономическое,
политическое и юридическое положение женщин в Европе рассматриваемого периода.
2
Глава 1. Женский вопрос в европейской истории Нового Времени
1.1.Новый взгляд на женщину в общественной мысли Европы Нового времени
В эпоху Нового времени впервые были высказаны идеи в защиту женских прав и женской
эмансипации. Одной из первых в истории философии их сформулировала женщина Мери
Уоллстонкрафт в своей книге "В защиту прав женщин" (1792 г.). Это тем более знаменательно,
если не забывать, что женщинам был закрыт доступ в высшие учебные заведения до XIXвека.
Философский проект Мери Уоллстонкрафт является первым феминистским проектом в истории
философской мысли .
Уоллстонкрафт обосновывала идеи о женских правах, опираясь на положения либеральной
теории английского философа Джона Локка о необходимости признания равных прав для всех
"полноценных граждан" . Парадоксальным является то, что в качестве "полноценных граждан"
либерального общества в концепции Локка признаются независимые по отношению к монарху
владельцы частной собственности, которым приписывается способность быть рациональными
субъектами. Соответственно и для Мери Уоллстонкрафт самым важным стало положение о
признании женского субъекта рациональным: лишь в этом случае она имеет возможность войти в
локковский либеральный континуум "полноценного гражданства".
Уоллстонкрафт утверждает, что женская чувственность не чисто естественная, а социально
обусловленная характеристика. Она подвергает критике "избыточную чувствительность", которая
вменялась женщинам в философской концепции Руссо . По мнению Уоллстокрафт, причина
несовершенного и несамостоятельного состояния женской сущности имеет не природный
характер, а является результатом отсутствия возможности женского образования. В результате
недостаточного образования мышление женщин ограничивается уровнем хаотических и
инфантильных ассоциаций, не достигая уровня дедукции и обобщения. Она является автором
просветительской философской концепции женского образования, принципиально отличной от
концепции Руссо. В ее концепции принципиально изменяется форма зависимости женского
субъекта от власти того, кто "предположительно знает" (ментора, мужчины), в качестве
наставника выступают наёмные учителя, что формирует структурное отношение зависимости
учитель - ученик в терминах формального договора, допускающего свободу выбора и со стороны
женщин.
1.2. Европейские демографические тенденции: гендерный аспект
В Европе постепенное увеличение прироста населения в XVI в., после некоторого спада в XVI в.
резко усилилась с середины XVIII в. Причем прирост второй половины XVIII – XIX в. был настолько
бурным, длительным и устойчивым, что получил название «демографической революции» .
Считалось, что причиной таких демографических изменений в Европе, особенно Западной, были
экономические и социальные перемены (промышленная революция, становление капитализма) .
Но, как прояснили более углубленные исследования последних десятилетий, демографические
процессы, начавшиеся в Западной Европе со второй половины XVIII в., постепенно
распространяясь на другие регионы, продолжаются и теперь. То есть с указанного времени
начинает меняться модель демо¬графического поведения, особенно – типа брачности. По этой
3
причине теперь указанные демографические изменения предпочитают называть
демо¬графическим переходом, то есть переходом к современному демогра¬фическому
поведению.
Глава 2. Трансформация положенияженщины в Новое время
2.1 Отношение к женщине в Новое время и ее статус
Интерес к положению европейских женщин у русских путешественников возникает естественно
потому, что и в России, и в Европе в период Нового Времени века начинаются похожие процессы
«пробуждения в женщине личностного начала» .
В России тоже появляются предпосылки для зарождения женского движения. С экономической
точки зрения Россия являлась страной феодальной, где основной формой собственности являлись
поместья. Первоначально оно давалась за службу, и так как женщины не служили, получить
землю в собственность не могли. И, следовательно, экономической основы для приобретения
гражданских прав они не имели. Но к XIX веку женщины могли уже владеть и распоряжаться
собственностью, и, по мнению российской исследовательницы Либоракиной М.И., российские
женщины пользовались расширенными правами в области собственности по сравнению с
другими странами, хотя их правовой статус в целом был ограниченным.
Начало же эмансипации женщины в России положили жены декабристов, которые последовали
за своими мужьями в Сибирь. Жертвенность – это одна из характерных черт образа русской
женщины. Например, З.А.Волконская, не побоявшись гнева императора Николая I, приютила в
своем доме жен декабристов .
Идеологическое влияние на женскую эмансипацию в России оказали романы г-жи де Сталь и
Жорж Санд, писавшие о свободе человеческих чувств. К тому же в это время огромную роль в
изменении роли женщины сыграла и русская художественная литература. А.С.Пушкин в своих
произведениях нарисовал образы свободной Земфиры, нравственной и ответственной за свои
поступки Татьяны Лариной. С точки зрения исследовательницы С. Айвазовой, все эти процессы
являются прямым «свидетельством начавшегося в России освоения темы женской эмансипации» .
2.2 Изменение положения женщины в браке и семье
Выходя замуж, женщина вступала в правовые отношения, касающиеся личных имущественных и
неимущественных отношений, которые регулировались обычным правом или правом Equity.
Основным источником гражданского права являлось обычное право, неписанный свод законов
(Common Law) . В чистом переводе Common Law означает «общее право», необходимое для
исполнения всем. Однако наряду с этим переводом можно встретить и значение «обычное
право». Судебное решение данного вида права имело силу закона не только для конкретного
случая, но оно показывало, как необходимо поступать в подобных ситуациях вообще. То есть
возникал прецедент, составляющий решение суда. Отсюда можно сделать вывод, что
прецедентное право и обычное право являются синонимами в смысле некодифицированного
закона .
4
Помимо Common Law в Европе существовал суд справедливости «Equity» (само слово в переводе
означает «равенство»). По мнению Т.Г. Минеевой «данная система судебных органов получила
свое название от разработанного еще римскими юристами принципа неформального (по «уму»
судящего) судопроизводства» . Хотя суды справедливости вынуждены были согласовывать свои
решения с судами, основанными на Common Law, тем не менее, решения «Equity» тоже
становились прецедентом. Оба этих права дополняли друг друга и составляли английское право в
XIX веке.
Существовала разница между правами замужних и незамужних женщин, указанных в Common
Law. Одинокая женщина могла быть доверенным лицом, попечителем, душеприказчиком в
отношении личных имущественных прав, то есть владела, пользовалась и распоряжалась своим
имуществом и обладала достаточно широким набором гражданских прав.
Совершенно в ином положении в соответствии с Common Law находилась замужняя женщина.
Она просто не имела юридического существования, и считалось, что жена и муж составляли
единое целое, поэтому жена не могла действовать без разрешения своего мужа. Отсюда следует,
что женщина не могла иметь имущественных прав, не могла владеть собственностью.
А.Сумароков в своих записках указывает, что жена «не может продать, заложить, приобретать
имущество, а также начать тяжбу без ведома мужа» .
2.3 Женщины и власть в Новое Время на примере Австрии
Политическими правами женщины не обладали, однако их участие в общественно-политической
жизни все же наблюдалось. Сумароков А. отмечает, что хотя женщины не имеют права
присутствовать на заседаниях парламента в палате общин, тем не менее, в период выборов, они
активно ведут пропаганду за какого-либо кандидата. С другой стороны, при отсутствии
наследника по мужской линии, место в палате лордов переходит к особе женского пола. И таким
образом, вовлеченность женщины в политический процесс очевидна. К этому стоит добавить
существование знаменитых салонов, в которых хозяйками были женщины, и в которых
обсуждались и решались многие политические вопросы. К примеру, в первой трети XIX века в
Лондоне действовало три салона: салоны леди Джерси, леди Голланд и леди Гренвиль. Но очень
скоро здесь появился вначале исключительно светский, а затем превратившийся в политический
центр салон Доротей Ливен, жены русского посла в Лондоне.В этих салона бывали политические
деятели, обсуждались политические вопросы, давались оценки политическим фигурантам .
Деятельность же княгини Д.Ливен невозможно переоценить. Она своей активной деятельностью
светской львицы «прилагала усилия, чтобы целеустремленно проводить неизменную линию на
укрепление тесных контактов со всеми деятелями, которые могли бы благоприятствовать тем
интересам, которым она стремилась служить» .По мнению российской исследовательницы
Таньшиной Н.П. княгиня Ливен неофициально становится одной из центральных фигур в
европейской дипломатии. Именно ей неоднократно поручались важнейшие дипломатические
миссии .
Заключение
5
Период Нового времени стал началом обретения женщиной правового статуса. Идеи
марксистского феминизма явились идеологической базой формирования пролетарских женских
организаций. Считая требование политического равноправия женщин в рамках буржуазного
общества реакционным (укрепляющим отжившую и несправедливую буржуазную систему),
социалистические женские организации действовали отдельно от суфражистских, часто
находились с ними в состоянии открытой вражды.
Тенденции к повышению численности населения в Европе, а также заметное численное
преобладание женщин над мужчинами обусловили необходимость общественных
преобразований и законодательных изменений.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
ИСТОЧНИКИ
1. Батлер Д. Гендерное беспокойство (гл. 1. Субъекты пола / гендера /желания) // Антология
гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. Икомментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. – Минск:
Пропилеи, 2000. –С. 297-346.
2. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994. – 360 с.
3. Сумароков А. Прогулка за границу. В 4 тт. – Т.3. – СПб.., 1821 г. – с. 267 – 271
4. Маркс К. К еврейскому вопросу [Электронный ресурс]- URL https://libcat.ru/ (Дата
обращения 07.06.2019)
5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства[Электронный
ресурс] - URL http://noocivil.esrae.ru/pdf/ (Дата обращения: 07.06.2019)
ЛИТЕРАТУРА
6. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. -
М.: РОССПЭН, 2004. - 329 с.
7. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер с франц. / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой,
коммент. М. В. Аристовой. – М.: Прогресс, СПб. Алетейя, 1997. – С. 28.
8. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема теории феминизма: историко-философский
анализ. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2000. С.12.
9. Брандт Г.А., Философская антропология феминизма: природа женщины. СПб., 2006. С. 71.
10. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций
личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
11. Воронина, О. А. Формирование гендерного подхода в науках // Гендерный калейдоскоп.
Курс лекций. – М.: Academia. 2002.
6
12. Генезис психологической суверенности: фактор порядка рождения [Электронный
ресурс]/Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/263482368 (Дата обращения:
10.05.2019)
13. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.:
Проспект, 2010. - 560 с.
14. Ениколопов, С. Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической
психологии. Психологический журнал. № 3, т. 22, 2001. С. 100–115.
15. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
16. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной
дилеммы // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 41-51.
17. Ильин Е.П. Пол и гендер. Спб.: Питер, 2010. - 686 с.
18. Исторический феномен «смены ролей»: психологический аспект гендерной идентичности
в истории [Электронный ресурс]/Режим доступа:
https://www.socionauki.ru/journal/articles/395148/ (Дата обращения: 10.05.2019)
19. Кемеров В. Е. Индустриальное общество // Социальная философия Словарь / сост. и ред. В.
Е. Кемеров, Т. X.Керимов. – М.: Академически проект, 2003. – С. 174.
20. Клецина И.С. Гендерная психология. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2009. - 496.
21. Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. Москва -
Воронеж. 1999.
22. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по
проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
23. Мелков, С.В. Эволюция представлений о гендере и гендерной идентичности в
психоанализе от истоков до 1990-х годов // Развитие личности. — 2015. — № 2. — С. 96—119.
24. Мухина, В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход.
Инновационные аспекты). — 4-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
25. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего // Сочинения. В
двух томах: Т. 2. – Пер. с нем. – Составление и примечания К. А. Свасьяна. – М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», 1997. – С. 241-408.
26. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. -
808 с.
27. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Безруких, В.А.
Болотова, Л.С. Глебовой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 528 с.
28. Репина, Л.П. От «истории женщин» к социокультурной истории: гендерные исследования и
новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М.: 2002. С. 20-22.
7
29. Смирнов, С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении
личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
30. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
31. Современный философский словарь / сост. и ред. Т. Х. Керимов, под общ. ред. В. Е.
Кемерова .— 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Академический Проект, 2004 .— 864 с.
32. Теория и методология гендерных исследований : курс лекций / под общ. ред.О.А.
Ворониной. М., 2015. - 416 с.