Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос о роли государственного финансового контроля, финансов и бюджетной системы в
социально-экономическом развитии современной России являются весьма актуальным.
Необходимо отметить, что объективная необходимость бюджетной системы обусловлена
государственным устройством и наличием товарно-денежных отношений. В этой связи финансы и
бюджетная система непосредственно связаны с функционированием денег. Деньги создают
условия для функционирования бюджетной системы как самостоятельной сферы денежных
отношений в системе общегосударственных финансов национальной экономики.
1. Содержание, функции и основные элементы финансового контроля. Его значение в условиях
рыночной экономики
1.1 Содержание, значение и функции финансового контроля
Государственный финансовый контроль (ГФК далее по тексту) - это функциональный элемент
управления государственными и муниципальными финансами. Он является инструментом
финансовой политики, который должен обеспечить соблюдение бюджетного законодательства и
других нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный финансовый контроль является формой реализации контрольной функции
3
финансов. Понятие государственного финансового контроля, особенно внутреннего, всегда
сводилось к ревизиям и проверкам .
По мнению Очаковского В.А., Наумовой И.И. и Эсмер М., государственный финансовый контроль -
это система мер, которая направлена на обеспечение успешной реализации финансовой политики
государства при помощи обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой
организации, недопущения нецелевого применения бюджетных и внебюджетных доходов .
Согласно Барановой Ю.К., государственный финансовый контроль является инструментом
финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения . Шевченко П.С. предлагает определять Государственный финансовый контроль
как институт или систему проверки соблюдения органами государственной власти,
исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами российского финансового законодательства в области рациональности и
эффективности использования государственных финансовых, имущественных и материальных
ресурсов . Кудряшов В.С. подчеркивает, что государственный финансовый контроль формируется
в различных направлениях, но реализация контроля происходит по поручению государства, а
также выступает в интересах государства .
Таким образом, государственный финансовый контроль - это деятельность контрольных органов,
которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и
методов с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования,
распределения и использования бюджетных средств.
Муниципальный финансовый контроль - это деятельность органов местного самоуправления,
уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования
проверок с соблюдением деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
требований, установленными муниципальными правовыми актами.
1.2 Основные виды и элементы финансового контроля
Согласно ст. 258 БК РФ финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.
Органами внешнего государственного финансового контроля являются Счетная Палата РФ и
контрольно-счетные органы регионов и муниципальных образований. В их полномочия входит
контроль за соблюдением бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные
правоотношения; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным
требованиям составления и предоставления бюджетной отчетности; контроль в сферах,
установленных в ФЗ №41 и ФЗ№ 46. Помимо контрольной функции Счетная Палата выполняет
также аналитическую и информационную функции.
Состав, основные функции, задачи и полномочия СП определены в Федеральном законе РФ от
05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате РФ».
На уровне субъектов РФ и муниципальных образований действуют контрольно-счетные органы
субъектов РФ и МО. Их деятельность регламентирована Федеральным законом РФ от 07.02.2011
№6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований».
2. Органы государственного финансового контроля РФ
4
2.1 Анализ результатов деятельности Счётной палаты и Министерства финансов
Счетная палата РФ (далее - СП) является постоянно действующим высшим органом внешнего
аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию РФ (Парламенту).
Федеральное Собрание = Гос. Дума РФ + Совет Федераций РФ.
СП обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью в рамках задач,
определенных законодательством РФ.
Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты,
методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения
стандартов Счетной палаты, иных документов по результатам контрольных и экспертноаналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету
Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты.
В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель
Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, руководитель аппарата Счетной палаты
с правом совещательного голоса.
Объекты аудита (контроля):
• федеральные государственные органы, органы государственных внебюджетных фондов,
Центральный банк Российской Федерации, федеральных государственных учреждений,
федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и
государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской
Федерации в их уставных (складочных) капиталах;
• государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления;
• юридические лица, ИП и физические лица, взаимодействующие с бюджетом на
договорных началах.
СП осуществляет следующие виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности (рис.
2.1).
Финансовый аудит (контроль) - применяется в целях документальных проверок достоверности
финансовых операций, бюджетного учета и отчетности, целевого использования бюджетных
ресурсов.
2.2 Совершенствование государственного финансового контроля РФ
Итак, исходя из информации о деятельности органов государственного финансового контроля
можно сделать вывод о его высокой роли в финансовой системе государства и, следовательно, в
обеспечении ее экономической безопасности. На данный момент, современная российская
система обеспечения экономической безопасности характеризуется недостаточно развитой
инфраструктурной, информационной и методической базой, отсутствием или слабым
применением действенных правовых, аналитических и прикладных инструментов
предупреждения, выявления и пресечения экономических преступлений, что приводит к
снижению эффективности мероприятий по обеспечению стабильности и безопасности экономики
страны в целом.
Многочисленные научные исследования, посвященные проблемам экономической безопасности,
свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между уровнем развития теневой экономики и
общим уровнем развития страны. Взаимозависимость данных показателей подтверждаются
5
уровнем социально-экономического развития отдельных стран, их ролью и значимостью на
мировом рынке. Можно отметить, в этой связи, что для высокоразвитых стран Западной Европы,
США, Канады характерен сравнительно низкий уровень теневой экономики, не превышающем в
среднем 20% ВВП, в то время, как в развивающихся странах данный показатель достигает 50%.
Так, по данным исследования Мерфи, в 2018 г. уровень теневой экономики в Российской
Федерации составлял 47,5%, а в США - только 9,7%. При этом, собираемость налогов в Российской
Федерации составляет лишь 20-25% от ВВП . Как правило, другие ключевые социальноэкономические показатели (бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора
экономики, инвестиционная и инновационная активность, производительность труда, средняя
заработная плата и др.) в развивающихся странах также значительно ниже, чем в странах с
развитой рыночной экономикой и жесткими требованиями к соблюдению налогового
законодательства. В этих условиях, принятие превентивных мер, направленных на
противодействие угрозам экономической безопасности России, включая налоговую сферу,
является фактором, призванном противостоять росту экономических преступлений и
правонарушений.
Актуальность исследования проблем роста налоговых преступлений и уклонений от уплаты
налогов физических и юридических лиц, а также возможности их пресечения посредством
эффективной системы налогового контроля, направленного, прежде всего, на осуществление
превентивных мероприятий вытекает из необходимости развития его теоретических,
методических и практических инструментов, с учетом существующего российского и зарубежного
опыта и современных условий его реализации.
Проблемы налоговых правонарушений и уклонений от уплаты налогов, необходимо
рассматривать с позиций их сущности, характерных особенностей, отражающих изменения в
макро- и микроэкономической среде, их влияния на экономическую безопасность страны, в
контексте оценки уровня развития налогового законодательства и результативности выполнения
функций и полномочий налоговыми органами.
Заключение
Итак, государственные интересы России требуют обеспечения национальной безопасности в
области экономики и максимальной защиты интересов граждан за счет создания эффективной
системы финансового контроля. Эффективное функционирование государственного финансового
контроля является непременным условием обеспечения непрерывного процесса формирования и
использования фондов денежных средств. Значимость совершенствования системы
государственного финансового контроля в современных условиях геополитических войн,
экзогенных воздействий, макроэкономических кризисов, а также с учетом необходимости
формирования правового государства и укрепления рыночных отношений обусловлена
потребностью в достижении высоких темпов развития страны, в том числе посредством
совершенствования бюджетно-налогового и социально-экономического федерализма;
мониторинга качества использования государственных и муниципальных финансовых и
материальных ресурсов; многообразием уровней и децентрализацией контрольных функций в
системе единого государственного финансового контроля.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru
6
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 07.02.2011
N 6-ФЗ (ред. от 03.04.2017)
3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред от 03.08.2018)
4. Александр, Юрьевич Ильин Механизм правового регулирования внутреннего
государственного финансового контроля. Монография / Александр Юрьевич Ильин. - М.:
Проспект, 2014. - 311 c.
5. Амелина Р.Н., Сафронова Ю.О. К вопросу о повышении эффективности финансового
контроля в секторе государственного и муниципального управления // Вестник современных
исследований. - 2017. - № 3 (6). - С. 116-119.
6. Андреев, А. Г. К истории становления государственного финансового контроля в России /
А.Г. Андреев, Д.В. Никольский. - М.: Экономическая газета, 2014. - 273 c.
7. Баранова Ю.К. Государственный финансовый (бюджетный) контроль сегодня //
Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - Т. 13. № 1. - С. 87-91.
8. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ: моногр. / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер,
2017. - 432 c.
9. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф.
В. А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2018. С.604.
10. Государственный финансовый контроль. - М.: Рид Групп, 2012. - 512 c.
11. Даниленко Н.И. Перспективы развития финансового контроля // Корпоративная
экономика. - 2016. - № 1 (5). - С. 85-89.
12. Иванюженко, А. Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль / А.Б.
Иванюженко. - Москва: ИЛ, 2014. - 398 c.
13. Ильин, А. Ю. Механизм правового регулирования внутреннего государственного
финансового контроля / А.Ю. Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. - М.: Проспект, 2016. - 654 c.
14. История финансового законодательства России. - М., 2016. - с.91
15. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Обзор изменений законодательства в сфере
государственного финансового контроля // Вопросы экономики и права. - 2016. - № 96. - С. 19-23.
16. Качкова, О.Е. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и
проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных)
учреждениях. Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева. - М.: КноРус, 2016. - 232 c.
17. Кожанова А. О. Система государственного финансового контроля за рубежом // Молодой
ученый. 2013. №4. - С. 225-227.
18. Кондрат, Елена Николаевна Государственный финансовый контроль и финансовая
безопасность России. Правовые аспекты / Кондрат Елена Николаевна. - М.: Юстицинформ, 2013. -
789 c.
19. Крикунов А.В. Сущность, организация и перспективы государственного финансового
контроля в РФ. СПб.: Изд. СПб государственного университета экономики и финансов, 2015
7
20. Кудряшов В.С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля
// Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - Т. 6. № 3. - С. 291-302.
21. Методология контроля общественных финансовых средств. Материалы Международной
научно-практической конференции. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 304 c.
22. Методы государственного финансового контроля Финансы и кредит: учебник / под ред.
проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2018. С. 68-69.
23. Минитаева А.М. Организация и развитие современной системы государственного
финансового контроля в России // Научное обозрение. Экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 76-
80.
24. Михайлов, Д.М. Мировой финансовый рынок. Тенденции развития и инструменты / Д.М.
Михайлов. - М.: Экзамен, 2017. - 768 c.
25. Насимов, Ахлиддин Государственный финансовый контроль в Республике Таджикистан /
Ахлиддин Насимов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 100 c.
26. Очаковский В.А., Наумова И.И., Эсмер М. Правовые особенности осуществления
государственного финансового контроля // Законность и правопорядок в современном обществе.
- 2016. - № 34. - С. 251-256.
27. Портал Государственный финансовый контроль. [Электронный ресурс]. — Режим доступа
— URL: http://gosfc.ru (дата обращения 24.08.2018)
28. Пронин, А.Б. Бюджетный контроль в субъектах Российской Федерации. Финансовоправовое регулирование. Монография / А.Б. Пронин. - М.: Проспект, 2016. - 181 c.
29. Сабитова, Н.М. Государственный финансовый контроль / Н.М. Сабитова. - М.:
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ООО Москва, 2013. - 512 c.
30. Селезнев, А. З. Контроль финансовых потоков (+ CD-ROM) / А.З. Селезнев. - М.: ИНФРА-М,
2015. - 304 c.
31. Селезнев, А.З. Контроль финансовых потоков. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ (+ CDROM) / А.З. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 741 c.
32. Скобара, Вячеслав Государственный финансовый контроль в системе управления
государством: моногр. / Вячеслав Скобара. - М.: Научная библиотека, 2013. - 542 c.
33. Сумская М.Ю., Эсханова А.С. К вопросу о понятии и сущности государственного
финансового контроля // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. № 1 (17). - С. 706-713.
34. Терехова, Е. В. Негосударственный финансовый контроль: моногр. / Е.В. Терехова. - М.:
Издательство МГУ, 2017. - 152 c.
35. Фридман Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества
продукции / Фридман, Пол. - М.: Аудит, Юнити, 2014. - 286 c.
36. Фридман, П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества
продукции / П. Фридман. - М.: Аудит, 2015. - 286 c.
37. Хаменушко, И.В. Валютный контроль в РФ / И.В. Хаменушко. - М.: ФБК-Пресс, 2013. - 480 c.
38. Шевченко П.С. Развитие внешнего государственного финансового контроля в условиях
модернизации бюджетного процесса // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета. - 2018. - № 1 (109). - С. 167-172.
8
39. Шегурова В. П., Желтова М. Ф. Зарубежный опыт организации государственного
финансового контроля // Молодой ученый. - 2013. - №1. - С. 209-212.
40. Ялбулганов, А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое
регулирование: моногр. / А.А. Ялбулганов. - М.: Российская газета, 2014. - 930 c.
41. Степашин С.: "В России есть "заповедные места", где нельзя украсть. Но их пока мало...".
[Электронный ресурс]. — Режим доступа — ЦКЬ: https://www.ul.kp.ru/daily/24612/781053/?cp=0
(дата обращения 01.06.2019)