Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Национальная политика – один из аспектов внутренней политики СССР, имеющих большое влияние на современное постсоветское общество. Основой национальной политики в СССР провозглашались ленинские (т.е. сформированные в коммунистическом движении и провозглашенные при создании Советского государства В.И. Лениным) принципы равноправия народов, поддержки малых народов, право народов на самоопределение вплоть до отделения и пр. Однако, характер национальной политики и средства ее проведения существенно видоизменялись, в разные периоды существования страны и, соответственно, имели разные последствия для дальнейшего развития государства вплоть до современности. Одним из периодов советской истории с весьма заметным влиянием проводимой в течение него национальной политики на советское и постсоветское общество стали 1920-е годы. Это период становления советского государства, в который закладывались основные принципы его общественного устройства, в том числе и национальной политики, формировались и корректировались ее цели, оттачивались формы их реализации, устанавливались взаимосвязи национальной политики в стране с другими направлениями внутриполитической деятельности. Поэтому рассмотрение национальной политики СССР в 1920-е годы является одним из актуальных вопросов изучения советской истории.
Исследованию национальной политики СССР в первые десятилетия существования государства посвящено достаточно большое количество исследований, как советского периода, так и постсоветских. Важной чертой значительной части этих исследований является их выраженная политическая пристрастность, что обусловлено большой чувствительностью советского и постсоветского общества к данной теме. Так, для исследований данного вопроса в советский период было характерно признание ее правильности и прогрессивности по сравнению с политикой царской России. В позднесоветский период оценки национальной политики СССР были уже не так однозначны, признавалось наличие в ней определенных ошибок и перегибов, львиная доля которых списывалась на деятельность И.В. Сталина. В постсоветский период многие отечественные исследователи, как из России, так и из бывших союзных республик стали рассматривать национальную политику страны в этот период, как продолжение имперской, направленной на колониальное угнетение коренных народов и преодоление их постоянного сопротивления этому.
В зарубежной историографии национальная политика Советского государства рассматривалась как комплекс вынужденных мер, проведение которых способствовало новому объединению страны и проведению новой имперской политики. Окончательной целью называлась ассимиляция советских национальных меньшинств .
Целью настоящей работы является рассмотрение национальной политики СССР в 1920-е годы.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• Анализ предпосылок формирования национальной политики СССР в 1920-е годы;
• Рассмотрение основных задач национальной политики страны, а также способов их реализации;
• Анализ итогов национальной политики 1920-х годов.
Новизна работы состоит в рассмотрении в системном сопряжении двух важнейших процессов национальной политики 1920-х годов: реорганизации административно-территориального деления страны на национально-ориентированной основе и коренизации.
В качестве методов исследований выступает анализ источников и литературы, нарративный, историко-генетический, сравнительный, системный.
В качестве источников в работе используются официальные документы: Конституция Союза ССР (в редакциях соответствующего периода), декларации, постановления, материалы официальной статистики (в том числе и переписей населения), письма политических деятелей, доклады съездам, протоколы официальных заседаний и пр.
1. Предпосылки формирования национальной политики СССР 1920-х годов
1.1. Национальная политика в первые годы Советской власти
К началу XX века Российская Империя была крупнейшим государством мира, площадью 21800251 км2 (около 14% площади суши). Территория страны простиралась от реки Буг на западе до Берингова пролива на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до Памира на юге. Это огромное пространство было заселено многочисленными этносами, значительно различавшимися по своим территориям проживания, традиционному образу жизни, расовым признакам, языку, характеру и уровню развития культуры, особенностям социальной организации и многим другим признакам. При этом, 4/5 территории страны вошли в состав Российской империи и ее государства-предшественницы Русского царства в короткий по историческим меркам промежуток времени: с начала XVII по начало XX века. На период с последнего десятилетия XVIII века пришлось присоединение к стране таких населенных и обладающих собственной выраженной этнокультурной идентичностью территорий, как Польша, Финляндия, Северный Кавказ и значительная часть Закавказья, Южный Казахстан и Средняя Азия. Это присоединение проводилось, в том числе, силовыми методами, а также сопровождалось активным переселением сюда жителей губерний центральной части страны, что вызывало активные протесты коренного населения. В ряде национальных окраин (в Польше, на Северном Кавказе, в Средней Азии) военные действия против имперских властей и восстания местного населения длились многие десятилетия. Не удивительно, что в этих условиях борьба с самодержавием на национальных окраинах, зачастую, принимала форму национально-освободительной и именно вопрос национального освобождения (а не классовый) ставился здесь во главу угла.
Удержание в повиновении и управление такой огромной и этнически неоднородной территорией требовало выработки определенной национальной политики. В Российской Империи такая политика проводилась в русле идеологии «теории официальной народности» великорусского государства С.С. Уварова, кратко характеризовавшейся формулой государственного устройства России «Православие, самодержавие, народность» . Она была основана на сознательном понижении значения национальной идентичности с вытеснением ее другими формами идентичности (конфессиональной, сословной, территориальной и пр.). Так, европейское население страны, исповедующее христианство, подразделялось на православных и иноверцев, неевропейские народности и народы, не исповедующие христианство, относились к категории инородцев (которые, в свою очередь, подразделялись на оседлых, кочевых и бродячих). Важность этноконфессиональной принадлежности в Российской Империи (при превалировании конфессиональной составляющей) можно подчеркнуть фактом существования для евреев, относимых к категории инородцев черты оседлости (границы, к востоку от которой они не имели права селиться). Однако, еврей, который крестился в православие, уже не подвергался этому ограничению и мог селиться в любой части страны. Помимо конфессиональной принадлежности, важным фактором личностной идентификации была и сословная принадлежность. Так, иноверческая и инородческая аристократия относилась к русскому дворянству и на условия жизни этой части населения страны (в том числе, возможности выбора места службы и карьерного роста, получение наград и привилегий и пр.) в заметно меньшей степени сказывалась конфессиональная и национальная принадлежность.
Вызванные революцией 1917 года радикальные изменения политического строя сопровождала трансформация общественного устройства и жизни страны, которая привела, в том числе и к подъему национального самосознания ее народов. Во многом это было обусловлено тем, что культивировавшаяся в царский период идентичность на основе превалирования роли вероисповедания и сословного признака с отменой сословий и введением свободы совести утратила свою актуальность, поэтому стала весьма быстро заменяться национальной, ставшей новым фактором организации политического пространства страны. Как следствие, национальный вопрос стал одним из важных в ходе гражданской войны, наряду с вопросами собственности, прав личности и общественных классов и пр. При этом, решение его пошло отнюдь не по тому сценарию, который предполагали большевики, привлекавшие к борьбе с царизмом и капитализмов националистов (т.е. совпадению национальной борьбы с классовой, и дальнейшему объединению установивших социалистический строй национальных государств в единое федеративное социалистическое государство). Если до революции националистические организации были союзниками большевиков по борьбе против царской власти за национальное самоопределение, после революции их пути стали расходиться. Под националистическими лозунгами к власти на национальных окраинах страны стали массово приходить буржуазные правительства, в том числе, поддерживаемые извне. Силы, поддерживающие Советскую власть в национальных регионах, были вынуждены воевать не только с Белым движением, но и с местными националистами, которых поддерживала значительная часть населения. Гражданская война быстро отрезвила тех, кто полагал, что «классы первичны, а нации вторичны» и что «нациев никаких не нужно, а нужно объединение пролетариев». Поход за «мировой революцией» в Германию «через Польшу» продемонстрировал приоритет консолидации на национальной, а не на классовой почве, и заставил Ленина сомневаться в марксистской догме о «безнациональном и безклассовом» обществе в будущем .
Воспользовавшиеся декларированным большевиками правом нации на самоопределение вплоть до отделения Польша, Финляндия и страны Прибалтики не только не стали социалистическими государствами, но и превратились в злейших внешних врагов бывшей метрополии. Фактически, национализм стал идеологической основой формирования новых независимых государств на территории бывшей Российской Империи.
Уже в первые месяцы после Октябрьской революции подъем национальных движений, сопровождавшийся образованием большого
Фрагмент для ознакомления
3
1. Административные деления СССР по данным к 15 мая 1923 года. Издание НКВД. Москва, 1923 – 60 с.
2. Белое движение и национальный вопрос в России: [монография] / [Тормозов В. Т. и. др.] ; под ред. В. Т. Тормозова, А. Г. Письменского ; [Современная гуманитарная акад.]. - Москва : Изд-во СГУ, 2009. - 156 с.
3. Бранденбергер Д. Сталинский популизм и невольное создание русской национальной идентичности // Сайт «Интеллектуальная Россия» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/nz/ neprikosnovennyj-zapas-78-42011/11230-stalinskij-populizm-i-nevolnoe-sozdanie-russkoj-nacionalnoj-identichnosti.html
4. Данильченко С. Л. Деятельность И. В. Сталина по укреплению новой российской государственности (май 1918 г. – март 1921 г. ) // Интерактивная наука. 2017. №12. – сс. 35-46
5. Декларация прав народов России 2(15) ноября 1917 г. // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957. – СС. 39 - 41
6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/chapter/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/
7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК: 9-е изд. М. : Политиздат, 1983. Т. 2. 446 с.
8. Ланца, Даниеле Концептуальные и исторические аспекты большевистского конструирования наднациональной идентичностипосле Октябрьской революции / Ланца Даниеле // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика: Сб. науч. тр./ под ред. О.С. Поршневой, Л.Н. Мазур. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 384 с
9. Ленин В. И. «К вопросу о национальностях или об «автономизации» Т.45, 5-е изд.. М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 356 – 362
10. Мартьянов, В. Строительство политической нации и этнонационалиизм / В. Мартьянов // Логос. - 2006. - № 2 (53). - С. 94-109
11. Мякшев А. П. Советская национальная политика: факторы успеха, уникальность исторического опыта, причины краха // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. – сс. 46 – 51
12. Мирный договор между РСФСР и Эстонией от 2 февраля 1920 г. Документы внешней политики СССР. М., 1958. Т. 2. С. 339 – 354.
13. Об образовании СССР. Письмо Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) // Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, сс. 211-213
14. Резолюция ЦК КП(б) Украины «О националистическом уклоне т. Шуйского». [Не позднее 16 мая 1927 г.] // РГАСПИ. Ф. 82. Oп. 2. Д. 154. Л. 167-178.
15. Статистический ежегодник России 1915 год (Год двенадцатый) — Петроград: ЦСК МВД, 1916. — 658 с.
16. Сталин И. В. Доклад об очередных задачах партии и национальном вопросе на X съезде РКП(б) [9] 10 марта 1921 г. // Сочинения Сталина. Т. 5. Marxists Internet Archive [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t5/tenth_congress_national_question.htm
17. Сталин И.В. Политика Советской власти по национальному вопросу в России // Сталин И.В. Сочинения. Т. 4. С. 351-363.
18. Территориальное и административное деление Союза ССР на 1 января 1926 года. Народный Комиссариат Внутренних дел. Статистический отдел. Москва. 1926. – 24 с.
19. Удальцов С.В. Теория официальной народности: механизмы внедрения // Освободительное движение в России: межвузовский сборник научных трудов. 2006. Вып. 21. – сс. 73-81
20. Хмара Н.И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-е — 1930-е годы) // Отечественная история. 2006. № 3. С. 126-139.
21. Olcott M.B. The Kazakhs. Stanford, Calif: Hoover Institution Press, 1995. 388 p.