Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс управления представляет собой совокупность функций управления, направленных на принятие решений, разрешение конфликтов, определение целей и задач организации, а также разрешение других ситуаций наилучшим для организации образом. Поскольку функция управления не может быть реализована единовременно, а представляет собой совокупность действий, продолжительных во времени, само по себе понятие управления необходимо рассматривать как процесс, имеющий важное значение для жизни и развития организации. Каждая из управленческих функций также может быть представлена как процесс, представляющий собой выработку, обоснование и принятие решений по достижению целей и задач организации наилучшим для организации образом. Реализация функций управления осуществляется лицами, принимающими решения или, как их часто принято называть, менеджерами.
Важность реализации управленческих функций в организации обусловлена многими факторами: степень и скорость достижения поставленных целей организации, последствия, которые могут повлечь за собой необдуманные решения по отношению к внешней и внутренней среде организации, ее эффективности и позиции на рынке, влияние принимаемых решений на сотрудников организации и др. Цена ошибки может стать достаточно высокой, как для организации, так и для коллектива этой организации. Поэтому так важно, при принятии решений учитывать множество факторов внешней и внутренней среды, рисков, связанных с принятием решений, а также других факторов, оказывающих влияние на принятие решений .
Эффективная реализация функций управления очень важна для организации. Именно поэтому процесс принятия решений занимает центральное место в теории управления. Разработка различных подходов и методов к принятию решений помогают проанализировать ситуацию, выработать и обосновать необходимость принимаемого решения. Каждое лицо, принимающее решение, должно понимать уровень ответственности и последствий управленческих действий, направленных на выработку стратегий, целей и задач организации, разрешении ситуаций, конфликтов и споров внутри организации, а также других решений, связанных с деятельностью организации.
Целью настоящего исследования является анализ функции управления с позиции ответственности лиц, принимающих решения.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- исследовать теоретические основы функций управления;
- рассмотреть формы и виды ответственности лица, принимающего решения ф рамках функции управления;
- выявить существующие проблемы, связанные с принятием управленческих решений;
- проанализировать зарубежный опыт принятия решений и ответственности лиц, принимающих решений;
- сформировать теоретическое представление об ответственности лиц, принимающих решения с позиции функции управления.
Для достижения целиисследования проанализирована специальная литература по управлению, принятию решений, социальной и корпоративной ответственности и другая литература, помогающая ответить на цель данной работы.
1. Понятия управленческого решения, формы и виды ответственности при принятии управленческих решений
1.1 Понятие и виды управленческих решений
Понятие решение представляет собой результат выбора из множества вариантов решений, полученных в ходе проведенного анализа. Кроме того, решение представляет собой руководство к действию в тех или иных вопросах, связанных с деятельностью организации. Принятие решений является одной из основных задач функции управления. Управленческое решение представляет собой результат деятельности лица, принимающего решения.
Целью принятия управленческого решения является обеспечение реализации задач организации, разрешение споров, конфликтов, других ситуаций, связанных с деятельностью организации. Эффективность принятого управленческого решения обуславливается таким выбором среди множества вариантов решений, который наилучшим образом приведет организацию к достижению поставленных целей с наименьшими затратами .
Решение является продуктом управленческой деятельности, а принятие решение – процессом, направленным на анализ информации, прямо или косвенно влияющей на принятие решений, выработки решений и непосредственно принятия управленческого решения.Решения, которые принимаются в процессе управления многообразны и могут приниматься на всех уровнях управления. Важно отметить, что на каждом из уровней управления, принимаемые решения также многообразны и зависят от множества факторов, конкретных задач, деятельности организации и множества других аспектов. Различные объекты регулируют различные связи и отношения, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни .
С функциональной точки зрения процесс принятия управленческих решений представляет собой, с одной стороны, выбор наиболее эффективных решений (мероприятий, стратегий, действий) из множества всех возможных решений, с другой стороны – выработку этого множества решений (мероприятий, стратегий, действий) на основе анализа информации, прямо или косвенно влияющих на результат от принятия решения. Важно отметить, что процесс принятия решений включает в себя не только выбор одного решения из множества существующих вариантов, но и сбор и обработку необходимой информации, выработку, согласование и утверждение мероприятий, документальное оформление принятия решения и т.д.
Несмотря на все многообразие целей и задач, которые существуют и могут быть реализованы в процессе деятельности организации, типов принимаемых решений, их важности для реализации функции управления, личных характеристиклица, принимающего решение, процесс принятия решения включает пять основных взаимовлияющих стадий:
1) подготовка к принятию решения;
2) принятие решения;
3) реализация принятого решения;
4) контроль реализации принятого решения;
5) корректировка действий по результатам (отклонениям) достижения поставленной цели .
Теория принятия управленческих решений включает в себя большое число подходов и методов, основанных как на количественном анализе, так и на получении и анализе информации качественного характера. К последним можно отнести такие методы, как метод экспертных оценок, проведение опроса и анализ результатов анкетирования, построенного на качественных оценках, содержательный анализ проблемы.
Деятельность организации – это динамичный процесс и условия функционирования организации постоянно изменяются. Процесс управления также не может быть статичным. Постоянное изменение факторов внешней и внутренней среды приводит часто к негативным последствиям для деятельности организаций, связанным с нарушением процесса производственной или другой деятельности организации, сопровождающиеся нарушением или выходом из строя отдельных подразделений или объектов организации. Все это требует постоянного управления, своевременной выработки необходимых решений для поддержания и развития деятельности организации.
Реализация функции управления всегда связана с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия принятых и реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, должны быть чётко обозначены в его должностной инструкции, кроме того полномочия и границы принятия решения лицом, принимающим решения, должны быть обусловлены функциональной структурой организации. Важно также понимать, что функции управления не могут быть реализованы единолично органом или лицом, принимающим решения. К подготовке, анализу информации для принятия решений привлекаются специалисты различных служб и уровней, как правило, являющиеся носителями необходимой для принятия решений информацией .
Процесс реализации управленческого решения связан с выработкой и реализацией определенного плана действий, представляющего собой набор разработанных мероприятий, направленных на достижение целей и задач принятого решения в установленные сроки с минимальными для организации издержками. Разработкой такого плана, как правило, занимаются службы управления организации, включающие менеджеров всех уровней по всем направлениям деятельности организации. Однако, существует и практика привлечения исполнителей к выработке мероприятий, направленных на реализацию принятого решения. Это позволяет более качественно разработать план с учетом особенностей деятельности каждого из подразделений, уровня загрузки в конкретный момент времени, а также квалификационных особенностей сотрудников подразделения, которым предстоит реализовывать выработанный план.
В широком смысле принятие управленческого решения понимается как процесс управления, включающий подготовку, выработку и реализацию управленческих решений.Социологические исследования, представленные в литературе, подчеркивают, что к управленческим решениям стоит относить те, которые затрагивают отношения в организации. По мнению автора, такое утверждение является спорным и отражает лишь социологический аспект исследования. Поэтому, под управленческим решением автор понимает выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель принятия управленческого решения заключается в обеспечениипоставленных перед организацией задач наилучшим для организации образом и с минимальными затратами .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гвишиани Д.М. Организация и управление. Издат.3-е, перераб. – М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 265 с.
2. Герчикова В.Н. Менеджмент. М.: Варна, 2006. – 167 с.
3. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНИИПУ, 2008. – 285 с.
4. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород, 2004. -261 с.
5. Зайцева О.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 2007. – 432 с.
6. Зеленцова Л.С. Механизм развития управлением производством. – М.: ГАУ, 2008. – 336 с.
7. Бухвалов А. В. Корпоративное управление как объект научных исследований // Российский журнал менеджмента. – 2005. – Т. 3, № 3. – С. 81–96.
8. Кононова П.И. Административное право России. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С.687.
9. Макарейко Н.В. Административное право России: учебник. – М.: Норма, 2015. – 609 с.
10. Максимов И.В. Административное принуждение в системе средств правовой политики // Правовая политика и жизнь. 2015. N 1. С. 40.
11. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект : Издательство Московского университета, 2016. - 637 с.
12. Мелехин А.В. Административное право России: учебное пособие. – М.: Норма, 2015. – 556 с.
13. Миронов А.Н. Административное право России: учебник. – М.: Форум, 2015. – 529 с.
14. Мычак Т.В. К вопросу о понятии, признаках и сущности правонарушения в российском праве // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 26. - С. 127-132.
15. Остапенко А. Г. Понятие и виды юридической ответственности / А. Г. Остапенко, А. В. Негодова // Молодой ученый. - 2016. - № 27 (131). - С. 591-593.
16. Петрова Е.А. Формирование принципов корпоративного управления в России / Е.А. Петрова, Т.В. Крамин // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. – № 2 (10). – С. 68–75.13.
17. Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология: хрестоматия / А.Б. Леонова, О.Е. Чернышева. - М.: Радикс, 2007. - 448 с.
18. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией; Уч.изд.2-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2007. – 716 с.
19. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление организацией: принципы и процессы: Модульная программа для менеджеров. Модуль № 3. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 720 с.
20. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Инфра-М, 2008. – 195 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 436 с.
22. Коршунова Т.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: произв.-практ. изд. — М., 2002. С. 156.
23. Сидорова В.Н. Особенности правозащитной деятельности профсоюзов в процедурах банкротства // Юрист. 2006. № 5. С. 28.
24. Стахов А.И. Административная ответственность: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С.144.
25. Степанова, В. В. К вопросу о понятии юридической ответственности / В. В. Степанова // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 5. - С. 55-60.