Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация является основой любой деятельности, так как в нее входят механизмы активности человека, которые связаны с его личной заинтересованностью в деятельности. Мотивация влияет на удовлетворение потребностей и запросов человека, на формирование его активности для совершения деятельности, и на определение его жизненной ориентации [6]. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоциональноволевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал [2].
Благодаря работам ученых, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, раскрыто содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование учебной мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие студенческому возрасту, выступают в качестве личностно-образующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного Я в системе общественных отношений [4]. Актуальность рассмотрения особенностей учебной мотивации связана с тем, что современные студенты могут иметь скудное представление о своей будущей профессии, вследствие чего может наблюдаться низкая учебная мотивация. Высокая учебная мотивация у студентов напрямую связана с эффективностью учебного процесса в вузе [1].
Также, на наш взгляд, учебная мотивация может быть связана с таким важным свойством как тревожность. По мнению А. Прихожан, вопрос о причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных [5]. Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма является одной из сложнейших [3]. Высоко оценивая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что в настоящее время проблема мотивации учебной деятельности и уровня тревожности студентов требует их исследования и систематизации.
Таким образом, это и определило тему нашей работы: Социально-психологические особенности учебной мотивации студентов-психологов.
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности учебной мотивации студентов-психологов.
Объектом исследования являются особенности учебной мотивации студентов-психологов.
Предмет исследования Социально-психологические особенности учебной мотивации студентов-психологов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть возрастные особенности учебной мотивации студентов-психологов.
3. Описать этапы, методы и методики исследования
4 Дать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
Методологической основой исследования стали исследования в области арт-терапии Бурно М. Е., Гришиной А. В., Копытина А. И., Лебедевой Л. Д., Уэлсби К. Чуткиной Г.М.
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
1.1 Мотивация учебной деятельности студентов
Мотивация – является одной из фундаментальных составляющих в достижении успеха в любой деятельности. Часто к мотивации относят само желание заниматься деятельностью, определенной работой, но это не точное определение самой мотивации.
Мотивация как желание к работе, деятельности является той важной составляющей для настоящего Успеха, как часть счастливой жизни. Обычно желать работать и получать удовольствие от работы, в таком случае, воспринимается как одно и то же.
Многие тренинги, способы повышения мотивации посвящены именно такому подходу к деятельности – т.е. с одной стороны, привить желание делать, с другой получать удовольствие от проделывания.
Фокусировка, внимание уделяется именно последнему: желание и удовольствие к и от работы.
Здесь кроется огромнейший недостаток. Как только тренинги закончились, внешние мотивации иссякли, «мы не в духе» — мотивация, как двигатель работы, сводится на нет.
Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую н
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 134 с.
2. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007. № 3. С. 173–177.
3. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 83. С. 99–108.
4. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. – 280 с., C. 151-153 //http://zinref.ru/ /Доступ свободный
5. Балыкина О.С., Серегина Н.В. Мотивационный тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Брянского государственного университета. - Брянск, 2016. - № 4 (30). - С. 257-263.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 1997. 352 с.
7. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2008. № 3. С. 37–48.
8. Гайнанова А.Р. Социально-психологические особенности сотрудников с разным типом мотивации // сб. Системное обеспечение условий достойного труда: материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. – СГУПС, 2017., с. 182-187
9. Герасимова А.С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов // Знание. Понимание. Умение.2011. № 4. С. 224–230.
10. Голубева Г.Ф., Карнеев Р.К., Карнеева О.А., Фещенко Е.М. Сравнительный анализ мотивации учебной деятельности студентов различных направлений и профилей подготовки // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. - Брянск, 2016. - № 1 (8). - С. 142- 147.
11. Донцов И. И. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии / И. И. Донцов, Г. М. Белокрылова, 2009. № 2.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России / С. Епифанова, 2000. № 3.
13. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Изд-во «Академия», 2008.
14. Ильин Е. П. Мотивации и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Изд-во Питер, 2011. 512 с.
15. Кашник О.И., Веселков А.В., Веселкова Е.А., Бутина Е.Ю. Мотиваторы инновационной активности студенческой молодежи // Сб. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013, № 35-1. С 68-73
16. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М., 1998. 232 с. 6. Seligman M. E., Reivich K., Jaycox L. & Gilham J. (2005). The optimistic child. Boston: Houghton Mifflin.
17. Ламаш И.В. Индивидуализация обучения в вузе // Инновации в образовании. - М., 2005. - № 3. - С. 70-81.
18. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. – М., 2003. - № 1-2. - С. 232-341. 5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
20. Никандрова Н.П. Изучение направленности личности студентов. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии /Сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.- практ. конф. № 6 (52). Новосибирск : Изд. «СибАК», 2015. 114 с., с. 68-74
21. Никандрова Н.П. Познавательная мотивация студента как субъекта учебной деятельности в вузе // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. – Вып. 1., с. 67-70
22. Финогенко Е.И. Индивидуально-типологические аспекты учебной адаптации студентов // Вестник ИрГТУ. 2012. № 1. С. 308–312.