Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гостиничный бизнес и туризм являются одними из важных видов предпринимательской деятельности, влияющих на решение социально-экономических проблем в регионах за счёт обеспечения занятости населения. Сегодня, несмотря на сложный период в российской экономике, для гостиничного бизнеса складывается благоприятный момент для разработки эффективной стратегии развития. Ослабление рубля и ухудшение внешнеполитической обстановки вызвали переориентацию российских туристов с внешних рынков на внутренний, а также увеличение въезда иностранных туристов с целью туризма [14].
Среди внешнеполитических факторов, оказавших наибольшее влияние на российскую индустрию гостеприимства за последние годы, можно назвать появление политических проблем на межгосударственном уровне, снижение бизнес-интереса со стороны европейских и других стран, поддержавших санкции против России, некоторое снижение количества контактов между гражданами Рос-сии и странами – членами Европейского сою-за в деловой, общественной и академической сферах, в области туризма, а также личных связей вследствие введенных санкций [18].
Для стратегического планирования деятельности любого предприятия важно понимать, каков вектор влияния на бизнес наиболее значимых факторов и какие тенденции на рынке в результате этого появляются. Такая информация является основанием для корректировки или полного изменения ранее выбранной стратегии развития. Следовательно, проведение исследования, направленного на анализ данных факторов и выявление трендов, является актуальной задачей, имеющей не только научное, но и практическое значение для предприятий индустрии гостеприимства.
1. Теоретические основы
1.1 Исследование тенденций развития российского туризма и гостеприимства
В России с 2014 года продолжается переориентация с выездного туризма, который в 2015 году показал сильнейшее снижение за 20 лет, на внутренний. В структуре гостевого потока в 2015 году произошли изменения: сократилось количество зарубежных туристов, (особенно из Европы и США) прибывающих с деловыми целями, но при этом возросло количество гостей из Ирана, Индии, Кореи. Лидерами въездного турпотока по-прежнему остаются туристы из Китая. Ключевые изменения в области въездного туризма очевидны: рост внутреннего туризма – основной тренд 2015 года [19]. Аналогичную динамику, вероятно, стоит ожидать и по итогам 2016 года.
Развитию внутреннего туризма способствует создание современной инфраструктуры [1, 2]. Ежегодно в России открываются новые гостинцы и аналогичные средства размещения, о чём свидетельствуют данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1.1 – Число гостиниц и аналогичных средств размещениями в РФ за 2010–2015 гг.
Как видно из данных табл. 1, наибольший прирост за последние 5 лет зафиксирован по пансионатам и меблированным комнатам – 107,9 и 78,4% соответственно. При этом хостелы и общежития для приезжих показали наименьший прирост – всего 5,5%, что во многом связано с наличием ряда нерешённых проблем на законодательном уровне в части ограничений по созданию этого вида средств размещений. За указанный период отмечается положительная динамика количества средств размещения всех категорий. В 2015 году в России открылся 21 отель под брендом международных операторов с номерным фондом около 3 300 номеров, а в 2016 году к открытию заявлено ещё около 30 гостиниц.
По прогнозу на начало июля, в 2016 году рынок брендированных гостиниц России увеличится на 3 720 номеров, значительный объём заявленного номерного фонда (примерно 35% от запланированного на год количества) уже введён в эксплуатацию. Лидером по срокам открытия новых гостиниц является Hilton: все заявленные оператором на 2016 год новые объекты уже принимают гостей. Следует отметить изменения в географии ввода нового номерного фонда. Так, вместо запланированных на год открытий в городах Ростов-на-Дону, Тверь, Волгоград, Воронеж, появились незаявленные в начале 2016 года проекты в Подмосковье, Новосибирскe. Планируемый ввод номерного фонда в Москве по-прежнему составляет примерно половину от всего заявленного ввода качественного гостиничного предложения в России – 1 993 номеров.
Рассмотрим динамику представленные в табл. 2 показателей, характеризующих состояние гостиничного бизнеса в РФ за 2010–2015 годы.
На основании данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что доходы гостиниц и аналогичных средств размещения от предоставляемых услуг в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 12%. Численность размещённых лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения за этот же период возросла на 11%, при увеличении числа ночёвок в гостиницах и аналогичных средствах размещения на 19%. Следовательно, рост доходов в большей степени обусловлен увеличением количества оказанных услуг, чем повышением цен. Вследствие локализации спроса отмечаются более низкие ценовые предпочтения гостей. За счёт более выраженной переориентации в сторону организованных групп загрузка в большинстве сегментов гостиниц выросла. В целом рост внутреннего туризма изменяет структуру спроса, портрет целевой аудитории, а также модель потребления.
Таблица 1.2 – Показатели, характеризующие гостиничный бизнес в РФ
Показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиниц, имеют за анализируемый период в основном положительную динамику. Несмотря на то что рентабельность продаж в 2015 году ниже значений 2012–2013 годов, по сравнению с 2014 отмечается рост почти в 3 раза. Значение показателя среднегодовой величины доходов на одного работника характеризуется устойчивым положительным трендом.
В зависимости от сегмента гостиниц изменение операционных показателей деятельности гостиницы характеризуется двойственными тенденциями. Рассмотрим показатели деятельности на примере гостиниц различных сегментов г. Москвы (Табл. 3).
Таблица 1. 3 – Динамика Average daily rate (ADR – средняя цена за номер), Revenue Per Available Room (RevPAR – доходность на номер) и Occupancy Rate (Occ – загрузка гостиницы) г. Москвы за 9 мес. (2014–2015 гг.)
1.2 Оценка влияния различных факторов на развитие индустрии гостеприимства
Изменение внешнеполитической ситуации оказало двоякое влияние на развитие гостиничного бизнеса г. Москвы, с одной стороны, значительно сократился спрос из Европы и США, с другой – появились новые сегменты спроса, в т.ч. внутренний деловой туризм и состоятельные путешественники из регионов России, а также туристические группы из Китая [10]. Средний показатель загрузки по рынку качественных гостиниц Москвы в целом по итогам первых девяти месяцев 2015 года вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 4 п.п. – до 68,8%2. Все сегменты гостиниц показали рост загрузки, не значительное снижение, на 1%, наблюдается только по среднему сегменту. Позитивная динамика средней цены и среднего дохода на номер наблюдается в люксовом сегменте, что связано с ростом количества гостей, которые могут на фоне слабого рубля позволить себе наивысший уровень сервиса и комфорта [3]. Остальные сегменты гостиниц на фоне общей кризисной ситуации в стране не увеличили тарифы. Отмеченные тенденции сохраняются в 2016 году, по итогам первого полугодия все сегменты гостиниц, от люксовых отелей до гостиниц среднего ценового сегмента, продемонстрировали рост заполняемости по сравнению с прошлым годом. В свою очередь средняя цена номера увеличилась на 6,7%, т.к. растёт стоимость продуктов питания и средств жизнеобеспечения гостиниц.
Положительные сдвиги происходят и с точки зрения качества обслуживания. Гостиницы Москвы заняли второе место в рейтинге европейских гостиниц (рис. 1.1), набравших наибольшее количество положительных отзывов от туристов со всего мира. Компании Revinate и Colliers International проанализировали отзывы, оставленные гостями отелей по всей Европе, что позволило оценить, как основные европейские страны, так и основные города с точки зрения восприятия гостиничного рынка этих направлений. Данное исследование основано на анализе 4,7 млн. обзоров более чем 4 600 отелей Европы, размещенных на сайтах Tripadvisor.com, Booking.com, Expedia.com, Hotels.com и др.
Рис. 1.1 – Рейтинг гостиниц Европы в 2015 году (по данным Colliers International)
Согласно данным исследования только четыре города улучшили свои показатели за последние 3 года – Москва, Амстердам, Брюссель и Эдинбург.
Другие исследователи также фиксируют рост числа положительных оценок в отношении сервиса российских отелей. Так, в ежегодном рейтинге приветливости работников гостиниц стран Европы, составленном экспертами Нotel.info, позиции отечественных отелей заметно улучшились. По сравнению с прошлым годом Россия совершила настоящий прорыв, попав по этому показателю в ТОП-20 и едва не войдя в ТОП-10.
Подобный рост положительных отзывов – хороший знак для гостиничного рынка, особенно на фоне восстановления спроса и растущего турпотока.
На фоне развития внутреннего туризма спрос на качественные гостиницы возрос не только в Москве [15], но и по всей стране. Значительно изменилось предложение во многих регионах, увеличилось количество гостиниц, ресторанов, залов для конференций и мероприятий [5, 13, 16]. Например, если ещё пять-семь лет назад Казань как туристическое направление была мало известна, то сегодня
можно говорить о том, что, помимо спортивной столицы, город стал ещё и полноценным туристическим направлением и сейчас устойчиво занимает третью позицию по количеству туристов (после Санкт-Петербурга и Москвы). Гостиничный бизнес в Казани развивается очень активно. Несмотря на то, что после 2013 года рынок оказался довольно-таки пресыщен отелями, в 2015 новые гостиницы продолжали открываться. Сложная экономическая ситуация не смогла повлиять на снижение количества туристов, посещающих Казань. Конкуренция очень высока и продолжает расти, что положительно отражается на уровне регионального гостиничного продукта.
Конкуренция в российском гостиничном бизнесе усиливается и не только по традиционным средствам размещения. Все больше строится мини-отелей и хостелов, которые привлекают наиболее мобильную часть спроса – молодёжь и студентов. Это свидетельствует о продолжающемся процессе рыночной сегментации. Гости стали более требовательными, а открытие новых сетевых и независимых гостиниц также стимулирует улучшение качества
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виноградова М.В. Инструменты управления региональным туристским комплексом // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 6 (33). С. 79–88.
2. Дручевская Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 (44). С. 16–22.
3. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В. Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2(63). С. 151–163.
4. Катькало В.С., Мукба В.Н. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2004. № 4. С. 3–30.
5. Козлов Д.А. Стратегия управления доходами для гостиниц в развивающихся дестинациях Российское Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–4. С. 526–530.
6. Лайко М.Ю., Скобкин С.С. Экономическая стратегия туристского предприятия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 76–81.
7. Ларионова А.А. Современные тренды и перспективы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 23(398). С. 43–53.
8. Мирзаев Р.И. Формирование стратегии развития ресурсного потенциала гостиничных комплексов // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3(27). С. 27–29.
9. Морозова М.А., Малюшенкова Е.Д. Российские особенности развития сетевого гостиничного бизнеса // Актуальные проблемы экономики, управления и образования в сфере рекреации и туризма: сб. науч. трудов. СПб.; М., 2015. С. 69–75.
10. Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. 2015. № 1 (11). С. 65–67.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс; Мир и образование, 2011.
12. Орлова А.М. Стратегия дифференциации и условия ее применения в гостиничном бизнесе Санкт-Петербурга // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. №11 (50). С. 80–84.
13. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в Центральном Федеральном округе Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2015. Т.25. № 3. С. 151–162.
14. Титиевская Е.М. Тенденции развития гостиничного бизнеса и туризма в России // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 3 (41). С. 55–58.
15. Черникова Л.И., Харитонова Т.В. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 27 (261). С. 11–19.
16. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. 2016. № 2 (674). С. 37–45.
17. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Re-search on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. №6, Р. 39–44.
18. Korneevets V., Semenova L. Specifics of Forming the Competitive Hotel Complex in the Kalinin-grad Region of Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 3. Р. 289–295.
19. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S5, Р. 275–282.
20. Anholt S. Handbook on Tourism Destination Branding. 2014.
21. Úbeda-García M., Cortés C., Marco-Lajara B., Zaragoza-Sáez P. Strategy, training and performance fit. // International Journal of Hospitality Management. 2014. №42, Р. 100–116.
22. Whale Watch: An Indigenous Tourism Case Study World Tourism Organization UNWTO, Global Report on Adventure Tourism. 2014.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виноградова М.В. Инструменты управления региональным туристским комплексом // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 6 (33). С. 79–88.
2. Дручевская Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 (44). С. 16–22.
3. Духовная Л.Л., Кобелева О.В., Шпагина И.В. Малые гостиницы г. Москвы: проблемы и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 2(63). С. 151–163.
4. Катькало В.С., Мукба В.Н. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2004. № 4. С. 3–30.
5. Козлов Д.А. Стратегия управления доходами для гостиниц в развивающихся дестинациях Российское Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2–4. С. 526–530.
6. Лайко М.Ю., Скобкин С.С. Экономическая стратегия туристского предприятия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 76–81.
7. Ларионова А.А. Современные тренды и перспективы развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 23(398). С. 43–53.
8. Мирзаев Р.И. Формирование стратегии развития ресурсного потенциала гостиничных комплексов // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 3(27). С. 27–29.
9. Морозова М.А., Малюшенкова Е.Д. Российские особенности развития сетевого гостиничного бизнеса // Актуальные проблемы экономики, управления и образования в сфере рекреации и туризма: сб. науч. трудов. СПб.; М., 2015. С. 69–75.
10. Никольская Е.Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. 2015. № 1 (11). С. 65–67.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс; Мир и образование, 2011.
12. Орлова А.М. Стратегия дифференциации и условия ее применения в гостиничном бизнесе Санкт-Петербурга // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. №11 (50). С. 80–84.
13. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в Центральном Федеральном округе Российской Федерации // Вестник Мордовского университета. 2015. Т.25. № 3. С. 151–162.
14. Титиевская Е.М. Тенденции развития гостиничного бизнеса и туризма в России // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 3 (41). С. 55–58.
15. Черникова Л.И., Харитонова Т.В. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 27 (261). С. 11–19.
16. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. 2016. № 2 (674). С. 37–45.
17. Bunakov O.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A., Zhukov V.A. Re-search on the Evolution of Management Concepts of Sustainable Tourism and Hospitality Development In the Regions // Journal of Sustainable Development. 2015. Vol. 8. №6, Р. 39–44.
18. Korneevets V., Semenova L. Specifics of Forming the Competitive Hotel Complex in the Kalinin-grad Region of Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, No. 3. Р. 289–295.
19. Kropinova E.G., Zaitseva N.A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S5, Р. 275–282.
20. Anholt S. Handbook on Tourism Destination Branding. 2014.
21. Úbeda-García M., Cortés C., Marco-Lajara B., Zaragoza-Sáez P. Strategy, training and performance fit. // International Journal of Hospitality Management. 2014. №42, Р. 100–116.
22. Whale Watch: An Indigenous Tourism Case Study World Tourism Organization UNWTO, Global Report on Adventure Tourism. 2014.