Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практически в любые времена понятие «музыкант» предполагало наличие универсальных навыков, характерных для данной профессии. Кроме того, музыкант – это тот, кто обладает общим и специализированным кругозором в своей работе. Цель музыкальной педагогики – это создание художественного сознания, музыкального мышления учеников, глубокое и всестороннее развитие способностей [5]. Ансамбль раскрывает большие возможности для раскрытия способностей, талантов и потенциала учеников.
Ансамбль представляет собой группу исполнителей (двое или более), выступающих совместно. Само понятие «ансамбля» встречается во всех сферах искусства. Говоря об ансамбле, мы обязательно имеем в виду гармоничное сочетание разных частей и элементов в единое целое. Исполнители в ансамбле создают в своем творчестве нечто новое, с точки зрения искусства, когда исполняют музыкальное произведение.
Исполнение в ансамбле–благодатная почва для рождения коллективного продукта в атмосфере сотрудничества. Оно восполняет недостаток индивидуального обучения, а ансамблевое музицирование, в процессе которого происходит совместное создание образа, и есть путь для решения данной проблемы.
Детальная работа над репертуаром ансамбля, изучение базы ансамблевой техники приводит к развитию навыков профессионального музыканта: доводятся до совершенства приемы звукоизвлечения, происходит привитие культуры штриха (если говорить про игру); обостряется восприятие ритма, расширяется граница динамических представлений [3].
Целью данной работы является рассмотрение методов достижения ансамблевой выразительности.
Задачи:
1) Рассмотрение общих особенностей ансамблевого музицирования;
2) Характеристика понятия «ансамбль», его функций (не только на примере вокального ансамбля, а в целом понятие);
3) Описание этапов работы ансамбля над музыкальным произведением;
4) Характеристика метроритма, темпа, голосоведения, тембра, фразировки, музыкальной формы и синхронности как важных моментов в создании ансамблевой выразительности.
Темой ансамблевой выразительности в литературе занимались такие авторы, как Ровнер В. Е., Готлиб А., Ризоль Н. и др.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что само исполнение музыкального произведения несколькими участниками – это не просто пение или игра. А согласованная, выдержанная и последовательно выстроенная миссия. Поэтому очень важно придерживаться определенных методов, чтобы исполнение было определенного уровня. Условно говоря, если исполнители применяют методы и придерживаются их, произведение музыкального творчества будет звучать слаженно, слушатель увидит и почувствует то, что в услышанном есть единство и договоренность творческих намерений участников. Поэтому и существует понятие «чувство ансамбля» [8]. Последнее может быть хорошо или плохо развитым. Хорошо развитое чувство ансамбля – это способность ансамблиста к совместному исполнению музыкального произведения и применение специфических навыков ансамблевого исполнения [7].
Глава 1. Ансамблевое музицирование: определение, особенности
1.1 Ансамбль: понятие, функции
Если брать за основу игру на фортепиано, то уже с самого начала пианисты сталкиваются с игрой в ансамбле. Делается это с целью привлечения и поддержания интереса у ребенка к инструменту. Донотный период тесно переплетается с ансамблевым музицированием, прежде всего, в дуэте «педагог-ученик» [7].
Яркий, наполненный мелодическими и гармоническими красками стиль исполнения становится интересным и эмоциональным для ученика. Конечно, дуэт «учитель-ученик» - это пока не полноценное партнерство, поскольку в данном диалоге предполагается, что кто-то авторитарнее. Следовательно, ученику предпочтительнее, особенно на ранних этапах обучения, играть в ансамбле с педагогом, поскольку так обучаемый ощущает себя частью музицирования и создания нового произведения. Но, в любом случае, чаще всего эта ситуация «ведомости», когда большую часть ответственности за произведение и музицирование несет, все-таки, преподаватель. Ученик находится в конкретных метроритмических границах, опирается на мнение и знания более сильного исполнителя. Если случилось так, что ученик что-то забыл, ошибся и пр., то в этом случае всегда выручает педагог [4]. Но постепенно, урок за уроком, ученик накапливает знания, навыки. И вскоре ему уже доступны сложные произведения, когда возможно играть в ансамбле [5]. Этот путь – интересен и сложен, но он оправдывает средства к его достижению.
Ансамблевые произведения, если говорить про младший и средний возраст, написаны для четырехручного дуэта. Последний представляет собой специфический род ансамбля, при котором два исполнителя музицируют за одним инструментом.
Почему именно ансамбль имеет такое важное значение в музицировании? Прежде всего, потому, что игра с учителем в паре постепенно трансформируется и заменяется игрой в ансамбле с равным партнером. Значит, это рост личности самого ученика. Поскольку равноправный дуэт требует от всех участников в паре внимательности, концентрации внимания, принятия ответственности за любые действия, умение слушать себя и другого [8]. Критериями выбора партнера являются разные параметры. Важен возраст и подготовка (важно, чтобы в дуэте были партнеры одного возраста и одного уровня подготовки, по возможности). В такой ситуации создается ситуация неформальной конкуренции, которая инициирует играть партнеров ответственно и внимательно.
Чем ближе партнер по игре (партнер по группе/классу, например), тем больше исполнители будут думать друг о друге, решать различные проблемы, которые возникают в исполнении, будут больше слушать и слышать друг друга. Соответственно, и понимать. Будут учиться вовремя подавать реплики и уступать.
Выступая в дуэте, его участникам важно не только одновременно начинать, но и одновременно заканчивать, «снимать» звук. Если будут звучать «рваные» аккорды, где одни звуки длине или короче других, это будет изменять время паузы и производить самое неприятное впечатление на слушателя.
Пауза – это то, что добавляет выразительности произведению. Недооценка паузы – часто встречающийся элемент работы с учащимися.
В игре важно стремиться и к равновесию в звучании, которое достигается не только в конкретных аккордах. Равновесие может быть в параллельно проходящих голосах. Поэтому еще до начала игры участникам важно договориться о методах и технике игры, у всех участников должна быть общая цель и поставлены общие задачи.
Игра в ансамбле формирует базу для воспитания слухового внимания, совершенствует дисциплину в плане ритма, развивает гармоничный слух, инициирует развитие настоящего чувства ритма [4].
Игра в ансамбле представляет собой необходимую и важную школу самообучения и самовоспитания. Ученики постепенно развивают чувство взаимного уважения, такта, партнерства. В ансамблевой игре ученик гармонично развивает свою личность – ее творческую составляющую, этическую.
Если сравнивать игру в четыре руки и игру пианистов на двух фортепиано, будет существенная разница. Различия будут как в стиле исполнения, так и технике [3].
Дуэт на двух роялях больше используется в профессиональной практике проведения концертов. Кода исполнители сидят каждый за своим инструментом, это дает им большую свободу. Инструмент у каждого свой, он распоряжается им как хотел бы. Здесь в технике исполнения больше будет виртуозности [10].
Когда за одним инструментом сидят два исполнителя и играют в четыре руки – здесь мы уже не можем говорить о полной свободе. Здесь уже необходимо внутреннее единство, внутреннее сопереживание. Данный тип музицирования чаще используется в камерных концертах, домашних концертах. Исполнение будет больше камерным, нежели виртуозным.
Следующая форма фортепианного ансамбля – это игра в восемь рук на двух фортепиано («квартет»). Данный тип исполнения распространен в детских музыкальных школах. Когда в ансамбле есть четыре исполнителя, еще более совершенствуется чувство ответственности за коллектив, чем игра в дуэте.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аджемов К. Х. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М, Музыка, 1979. — с. 5–32.
2) Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978.
3) Белянин В. С. Специфика и психологические аспекты ансамблевого исполнительства//Вопросы музыкальной педагогики: сборник научно-методических статей/ Тольяттинский институт искусств. — Тольятти, 2008. — с.63–89.
4) Воронина Т. И. // О мастерстве ансамблиста: сборник научных трудов., Л., 1986. –с. 6.
5) Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1980.
6) Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М.: Музыка, 1987.
7) Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. – М.: Музыка, 1978.
8) Дурандина Н. В. Хоровое пение: примерная программа к базисному учебному плану для ДШИ Санкт-Петербурга. — Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. — 68 с.
9) Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 4. – М.: Музыка, 1982.
10) Пигров К. К. Руководство хором: учебное пособие для музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений. — М.: Музыка, 1964. — 220 с.
11) Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. – М.: Сов. композитор, 1979.
12) Ровнер В. Е. Вокальный ансамбль: Методика работы с самодеятельным коллективом: Учеб. пособие. — Ленинград: Типография им. Урицкого, 1984. — 58 с.
13) Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. – М.: Музыка, 1988.
14) Тимакин Е. Воспитание пианиста. –М.: Сов. композитор, 1989.
15) Фирсова А. В., Иванова Н. А. Организация работы камерного ансамбля//Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 46-49