Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью данной работы является рассмотрение темы потерянного поколения в творчестве Э.М.Ремарка.
Само понятие «потерянного поколения» создаётся в промежутке между проходившими мировыми войнами. В то время творчество писателей пронизано этой темой. К таким писателям относился и Эрих Мария Ремарк.
Сам термин «потерянное поколение» создается Гертрудой Стайн (кстати, Ремарк упоминает ее в своих рассказах).
Что такое «потерянное поколение». Это молодые солдаты, воевавшие на фронте и принимавшие участие в Первой мировой войне. Они вернулись домой физически и психологически другими, нежели уходили на войну. Война повлияла на психику и тело солдат, искалечила их. Солдаты, чаще всего, после войны не могут приспособиться к нормальной бытовой жизни. Она им кажется уже серой, мелкой, недостойной внимания и пр.[2].
Особенно это ярко прослеживается в романах Ремарка. Автор беспристрастным голосом выражает сильные эмоциональные переживания, отчаяние и боль солдат-фронтовиков. Это определенный стиль написания – «ремарковский», когда воевавших оплакивают скорбно. Даже если солдат не погиб.
Романы Ремарка – это целый мир, описывающий поколения солдат, которым не суждено было дальше идти из-за покалеченности войной. Последняя сыграла злую шутку с желаниями, идеалами простых людей. Война приоткрывает завесу и показывает цинизм, мелочность «авторитетов», стереотипов государства. Показывает, какая сторона может быть у морали общества. Показывает, как может веривший в себя солдат превратиться в одинокого и молчаливого на всю жизнь социопата, представителя мужчин. Солдаты, о которых идет речь – это главные герои романов Ремарка.
Задачи, поставленные нами:
1) Характеристика «потерянного поколения» как термина в лиературе;
2) Рассмотрение истории и краткого содержания возникновения романов «На Западном фронте без перемен»; «Возвращение»; «Три товарища»;
3) Содержательный анализ «потерянного поколения» в рассматриваемых романах.
Глава 1. Термин «потерянное поколение» в литературе
1.1 Возникновение термина «потерянное поколение»
Первая мировая война 1914-1918 гг. стала источником неисчислимых бедствий народов, которые были втянуты в эту войну. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков конкуренция между великими державами привела к вооруженному противоборству на уровне мира. Германия как мощная коалиция имела союзника – Автро-Венгрию, Османскую империю и Болгарию. Второй коалицией была Антанта, союзниками которой были Россия, Англия и Франция.
Повод к началу Первой мировой войны был таков: сербские националисты в боснийском городе Сараево 15(28) июня 1914 года убили наследника австро-венгерского трона Франца-Фердинанда и его жену. В Вене взорвались воинственные настроения. Вена нашла, таким образом, «повод» для нападения на Сербию, последняя противодействовала утверждению влияния Австрии на Балканах. Берлин с пониманием и поддержкой отнесся к планам Австро-Венгрии, даже если это приведет к войне с Россией и Францией. Германия на то время полагала, что Германия откажется участвовать в конфликте [3].
За время войны в ней поучаствовало более 70 млн. человек. Друг с другом сражались не просто армии, а народы. Война стала приобретать тотальный характер, требовала от участников мобилизации всех ресурсов – людей, экономических ресурсов, финансовых и пр.
Рубеж XIX-XX вв. характеризуется тем, что на смену капитализму приходит империализм. Глобально мир делится теперь между крупнейшими державами. США, Германия, Япония быстрыми темпами шли вперед по пути развития капитализма, вытесняли старые капиталистические страны – Францию и Великобританию. Первые добивались передела колоний. Острым был конфликт между Германией и Великобританией, особенно в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Сложными были отношения и у Германии с Францией. Германия пыталась навечно закрепить за собой Эльзас и Лотарингию, которые были отняты у Франции в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг. Также Франция и Германия не могли прийти к общему выводу по колониальной проблеме.
В 1910-х годах стала нарастать борьба классов, национально-освободительное движение. В Германии, Франции, Великобритании растет рабочее движение. В нашей стране борьба классов достигла своего апогея. С 1910 года берет свое развитие революционный подъем, растет кризис в политике.
Империалисты вели подготовку к мировой войне как способа решения внешних и внутренних конфликтов много лет. Для начала формировалась система военно-политических блоков.
Империалисты формировали мощную военную промышленность, базу которой составляли крупные государственные заводы – оружейные, пороховые, снарядные, патронные, судостроительные и пр.
Укреплялись и вооруженные силы. Развивалось совершенное вооружение, повысилась огневая мощь пехоты и пр. Развивались железные дороги, которые позволяли ускорять концентрацию и развертывание крупных войск в бое, проводить бесперебойное снабжение существующих армий людьми. Росло численное количество армии. К 1914 году флот Германии занял второе место после флота Великобритании.
Литература о Первой мировой войне распадается на несколько групп (рисунок 1).
Рис. 1 – Группы литературы о Первой мировой войне
Самые запоминающиеся произведения написаны представителями второй группы авторов.
На рисунке 2 мы показали подгруппы писателей, которые сами участвовали в войне.
После Первой мировой войны обнаружилось большое количество авторов, которые писали о войне, были участниками войны. Исследователи СССР называли этих писателей «критическими реалистами». Критик в США называла их «потерянным поколением».
Как мы уже рассмотрели выше, сам термин был введен Г. Стайн в разговоре с ее шофером. Она сказала: «Все вы потерянное поколение, вся молодежь, побывавшая на войне. У вас ни к чему нет уважения. Все вы сопьетесь». Эта фраза была впоследствии взята Э. Хемингуэем в обиход. Постепенно данное понятие становится литературным.
Рис. 2 – Группы литературы о Первой мировой войне
Первая мировая война – это испытание для всего общества. Представить мальчиков, которые были полны воодушевляющих идей, оптимистично настроенных на патриотически идеи, которых в 18-19 лет забирали на войну, полную отчаяния, и сразу становится понятен масштаб трагедии. Эти мальчики попали в «мясорубку», их биография началась с максимального предела физических и душевных сил, когда нужно было решать непосильные для психики и тела задачи. Конечно, ни о какой подготовке к такому никто не был готов. Война выбила всех из колеи, сформировала мировоззрение таких солдат-фронтовиков – обостренно трагическое. Приведем начало поэмы экспатрианта Томаса Стернза Элиота (1888—1965) «Пепельная среда» (1930).
Потому что я не надеюсь вернуться вспять,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Богословский В. Н. История зарубежной литературы XX века, 1917-1945. — М.: Просвещение, 1990. — 431 с.
2) Бояджиева Л. В. Дитрих и Ремарк: сборник биографической информации. — М.: Вагриус, 2007.
3) Бергельсон Г. Во имя мира//На Западном фронте без перемен. Три товарища / Э.М.Ремарк. – М.: Правда, 1985 г.
4) Васильева Е. К. 100 знаменитых писателей. — Харьков: Фолио, 2004. — 510 с.
5) Великие писатели XX века. — М.: Мартин, 2002. — 463 с.
6) Гиленсон, Б. «Потерянное поколение»/ Б. Гиленсон // Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. / редкол.: А. Сурков [и др.]. - М.: Сов. энцикл., 1968. - Т. 5. - С. 914 - 915.
7) Гражданская З. Т. История зарубежной литературы XX века, 1917-1945. — М.: Просвещение, 1990. — 431 с.
8) Грибанов, Б. Эрнест Хемингуэй / Б. Грибанов. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 448 с.
9) Грудкина Т. В. Сто великих мастеров прозы. — М.: Вече, 2007. — 480 с.
10) Зарубежная литература: энциклопедия. — М.: Росмэн-пресс, 2008. — 416 с.
11) Затонский Д. В. Художественные ориентиры ХХ века: [статьи]. — М.: Советский писатель, 1988. — 413 с.
12) Книпович Е. Ф. Ответственность за будущее: литературно-критические статьи. — М.: Советский писатель, 1973. — 432 с.
13) Леонова Е. Немецкая литература ХХ века. Германия, Австрия: учебное пособие/Е. Леонова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 360 с.
14) Литературный процесс в Германии первой половины XX века. — М.: ИМЛИ РАН, 2015. — 735 с.
15) Ломов В. М. Сто великих зарубежных писателей. — М.: Вече, 2009. — 432 с.
16) Манн Ю. В. Мировая художественная культура. XX век. Литература. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 464 с.
17) Мартон Р. Э. М. Ремарк "Береги себя, мой ангел". — М.: Арт-Флекс, 2001. — 192 с.
18) Мулярчик А. Потерянное поколение / А. Мулярчик // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 772 - 773.
19) Надеждин Н. Я. Эрих Мария Ремарк: общественно-политическая литература. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2011. — 221 с.
20) Поршнева А. С. Пространство эмиграции в романном творчестве Э.М. Ремарка: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.01.03. — Екатеринбург: [б. и.], 2010. — 23 с.
21) Ремарк Э. М. Возлюби ближнего своего. Триумфальная Арка: роман. — М.: Лексика, 1993. — 733 с.
22) Ремарк Э. М. Черный обелиск. Жизнь взаймы: роман. — М.: Лексика, 1993. — 544 с.
23) Ремарк Э. М. На западном фронте. Без перемен. Три товарища: сборник. — М.: Лексика, 1993. — 534 с.
24) Ремарк Э. М. Ночь в Лиссабоне. Тени в раю : романы, пер. с нем.. — М.: Правда, 1990. — 624 с.
25) Ремарк Э. М. Возвращение. Время жить и время умирать. — М.: Книга и бизнес: Кром, 1993. — 509 с.
26) Ремарк Э. М. Жизнь взаймы, или Небо не знает фаворитов. Собрание сочинений [Т. 8]. — Б. м.: б. и., 1992. — 190, [1] с.
27) Ремарк Э. М. Возлюби ближнего своего Триумфальная арка. — М.: Книга и бизнес: Триумфальная арка, 1993. — 734, [2] с.
28) Чертанов М. Хемингуэй / М. Чертанов. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 576 с.
29) Чхартишвили Г. Эдипов комплекс в истории суицидентов Х. и Г. Опыт патологоанатомического психоанализа / Г. Чхартишвили // Писатель и самоубийство: в 2 кн. - Кн. 1. - М.: Захаров, 2011. - С. 173 - 191.