Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Дети книги читают по-разному, поэтому мы учим их вдумчиво читать, чтобы у них обязательно работало воображение, развивалась устная и письменная речь.
Жизнь слова, полнота его выражения не ограничивается пределами разговорной или поэтической речи. Новое звучание, новую художественную форму оно приобретает в музыке. В единении музыки и слова заключены неисчерпаемые возможности, поэтому с давних времен певческое искусство считалось не только средством выражения чувств, но также и мысли.
Актуальность исследования. На уроках музыки педагог учит ребят максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмыс-ливать информацию, находить ключевые слова и определять их значение в данном тек-сте. Развивает навыки смыслового чтения через использование разных видов и приёмов работы с текстом, со словарями, энциклопедиями, справочной литературой, с поиском информации в Интернет.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понима-ния текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе. Я разработала ди-дактический материал, который учитель может применить на данном уроке.
Цель исследования – рассмотреть особенности работы с литературным тестом на уроке музыки.
Объект исследования - литературный текст.
Предмет исследования – особенности работы с литературным текстом на уроке му-зыки.
Задачи исследования:
- изучить метапредметный подход на уроке музыки;
- рассмотреть работу с различными текстами как обязательный элемент урока му-зыки;
- рассмотреть методы и приемы работы с «музыкальным текстом» на уроке музыки в 1-5 классах.
Теоретической основой исследования были избраны труды таких ученых, как Б.В. Асафьев, В. М. Лейчик, Д. С. Лотте, В.В. Медушевский, А. В. Сперанская и др.
Материал исследования. В качестве материала для исследования нами были взяты такие произведения как «Весенние воды» Ф.Тютчева, стихотворение П. Шелли в пер. К. Бальмонта «Островок», баллада «Лесной царь» В.И.Жуковского.
Структура работы определена задачами, поставленными в исследовании, практи-ческой целесообразностью изложенного материала и логикой раскрытия данной темы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического спис-ка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1.1 Метапредметный подход на уроке музыки
На первый взгляд тему трудно соотнести с образовательной областью «Искус-ство», поскольку в обычном понимании «текст» – категория литературы. Тем не менее, и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности необходимость анализировать различ-ные тексты встречается достаточно часто. Обратимся к перечню метапредметных навы-ков, формируемых на уроках музыки. Уже на этапе начальной школе этот список доста-точно объемный:
- изучение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; пози-тивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Формирование и развитие этих навыков связано с творческой и практической дея-тельностью (исполнение произведений), а значит, и с определенной работой над текстом, поскольку создание художественного образа в песне зависит не только от музыки.
Есть в перечне метапредметных навыков и такой важный пункт – «овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности». И далее:
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о со-держании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, твор-ческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о му-зыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобще-ния, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности.
- Мы видим, что уже в начальной школе необходимо анализировать различ-ные тексты, а на следующем этапе (в средней школе) добавляются такие УУД, как:
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифи-цировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуж-дать и делать выводы;
- осмысленное чтение текстов различных стилей и жанров.
Метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а че-рез связи и ассоциации, порой очень далёкие.
Данный подход наиболее актуален в области музыки.
Понятие музыкального материала предполагает формирование музыкальной куль-туры учащихся, воспитывается их музыкальный вкус, восполняется потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, поэтому позволяет использовать метапредметный подход.
Таким образом, изучение одного и того же музыкального произведения подразу-мевает применение различных форм общения учащегося с музыкой. При изучении произ-ведений учащийся подбирает слова-синонимы, которые соответствуют характеру музы-ки. Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в создании рисунков на темы музыкальных произведений, которые им полюбились, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям.
Это способствует сочетанию музыкальных образов с изобразительным искусством, в котором развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арановский М. Г. Композитор, 1998. 344 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образова-нии. М.: : Музыка, 1965. 151 с.
3. Бальмонт К.Д. Поэзия как волшебство. – М.: Рипол классик, 2018. 206 с.
4. Баранова С.Ю. Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ // Электрон-ное научное издание «Аналитика культурологии» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государ-ственный университет имени Г. Р. Державина» №1 (34), 2016.
5. Барсова И. А. Специфика языка музыки в создании художественной карти-ны мира // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения — 1984 / Отв. ред. Б. М. Кедров. Л.: Наука, 1986. С. 99-116.
6. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное изда-тельство художественной литературы, 1959. Т. 2.
7. Каркина С.В., Валеева Р.А. Совершенствование методов музыкального об-разования на основе интегративного подхода // Интернет-журнал «Мир науки» 2017. Том 5. № 6
8. Кочетков М. В., Сперанская А. Н., Сперанский А. В. Диагностика комму-никативных норм поведения и ее использование в учебно-воспитательной работе : учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 2004. 187 с
9. Лейчик В.М. Терминоведение: Предмет, методы, структура. Изд. 4-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009
10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р.Г. Григо-рьев; предисл. С.М. Даниэля // СПб.: Академический проект, 2002.
11. Мартынова Е.В. Общее музыкальное образование в контексте федерального государственного образовательного стандарта //Электронная версия журнала «Современ-ное дополнительное профессиональное педагогическое образование» ФГАУ ДПО АП-КиППРО № 1, 2016.
12. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» : сб. статей. М. : Музыка, 1980. С. 141–155
13. Музыка. 1-4 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учеб-ников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для общеобразовательных орга-низаций. М.: Просвещение, 2017.
14. Музыка. 5-8 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учебное пособие для об-щеобразовательных организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. М.: Просвещение, 2017.
15. Собрание сочинений. В 3 томах. Том 3 Ф. Ф. Тютчев. – М.% Рипол классик, 2018
16. Ханнанов И.Д., Хайрутдинова Д.Ф. Современные проблемы музыкального искусства и науки. Конспект лекций. // Казань. Казанский федеральный университет. URL электронного курса в системе электронного обучения КФУ: http://bars.kfu.ru/course/view.php?id=1793
17. Штанько М.А. «Компаративный анализ как междисциплинарный метод ис-следований в современной западной историографии»// «Исторические, философские, по-литические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 210-213.
18. Ratner L. G. Classic Music: Expression, Form, and Style. New York: Schirmer Books, 1980. 475 p.