Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На данном этапе социокультурного развития при организации массовых праздников широкое распространение получило использование карнавала как формы праздничной культуры.
Пристальное внимание к карнавалу обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день.
Особое внимание к праздникам карнавального типа обусловлено также и тем, что они выступают в качестве эффективной и доступной формы развития креатосферы современного общества, поскольку содержат широкий круг возможностей для реализации творческого потенциала максимально большого числа участников.
Как известно, проблема самовыражения личности в творчестве является одной из наиболее актуальных в современном обществе, поскольку в настоящее время преобладает тенденция поляризации творческой деятельности, когда процесс воспроизводства культуры становится прерогативой меньшинства, в то время как большинство стоит на позиции ее потребления. Такая ситуация обуславливает отсутствие осмысленной совместной творческой деятельности и значительно снижает возможность эмоционального межличностного контакта, следствие этого - разобщенность и отчуждение в обществе.
Причины того, что в настоящее время у представителей социума практически полностью отсутствует совместный художественный опыт, что особенно характерно для российской действительности, кроются в узком диапазоне предлагаемых форм коллективного творчества, а также поверхностном характере некоторых из этих форм, незаинтересованное отношение к которым обусловлено отсутствием достаточной аксиологической базы.
Отсюда приоритетным направлением становится поиск оптимальных форм реализации творческого потенциала представителей социума, основанных на предшествующем опыте и переосмысленных с учетом требований современного общества.
Таким образом, поскольку любой специалист социально-культурной деятельности обязан знать особенности проведения карнавалов в России.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования.
Важную роль в целостном осмыслении выбранной проблемы и разработке теории карнавала сыграли результаты исследований М. Бахтина, А. Бенифанда, Л. Булавки, А. Бузгалина, А. Гуревича, К. Жигульского, А. Мазаева, Н. Хренова.
При изучении генезиса карнавала как формы праздничной культуры и обосновании закономерностей в его развитии использовались работы Л. Абрамяна, А. Анисимова, С. Аничкова, В. Даркевича, А. Еремеева, Л. Ле-ви-Брюлля, К. Леви-Строса, В. Лях, А. Пиотровского, И. Снегирева, С. Токарева, В. Топорова, Д. Угриновича, А. Флиера, Дж. Фрезера, И. Шароева, С. Шаумяна, К. Юнга и других.
Цель исследования – выявить особенности карнавалов в царской России.
Объект исследования – карнавалы, предмет – особенности карнавального действа в царской России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и сущность карнавала;
- рассмотреть историю возникновения карнавалов на Руси;
- изучить особенности карнавалов в царской России;
- описать карнавальные действа в царской России.
Глава 1. Карнавал
1.1 Понятие и сущность карнавала
Карнава́л — праздник, связанный с переодеваниями, маскарадными и красочными шествиями, отмечаемый перед Великим постом. Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков. Распространен в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.
Карнавал появился в IX—X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии — Венецианский карнавал, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне.
Происхождение карнавала до конца не выяснено, да и этимология самого слова неясна. Большинство исследователей считает, что древний пракарнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Собственно европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал превратился в традиционный праздник встречи весны, который повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту – периоду покаяния и голодания.
Считается, что слово «карнавал» происходит от культовой повозки-корабля на колесах (лат. carrus-navalis – «колесница-корабль», использовавшейся, в частности, во время древних мистерий Мардука, Диониса и др., в ритуалах народов Европы с бронзового века); в средние века и позднее на колеснице во время праздничных процессий вывозили чучело Карнавала1.
Есть, правда, и другая версия: итальянское слово «carnevale» – «карнавал» произошло от латинских слов «carne» и «vale» – «прощай, мясо».
В славянской же мифологии образу Карнавала соответствует Масленица.
Е. В. Сазонова в своей книге «Режиссура карнавала в театрализованном празднике» дает следующее пояснение:
«Очевидцы и участники карнавала считают, что:
- карнавал – это переворот, который всегда к лучшему;
- карнавал – это возможность прожить ранее недоступные жизни;
- карнавал – это дитя невероятно музыкальных бразильцев, сохранивших солнечную энергию своих сердец;
- карнавал – это пятое время года;
- карнавал – это обязательный заговор;
- карнавал – это ежегодный праздник жизни.
Именно слово «праздник» для большинства является синонимом карнавала. Многие даже уверены, что карнавал в переводе означает именно праздник или фестиваль» 4.
Михаи́л Миха́йлович Бахтин, русский философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства считал, что в основе любого театрализованного действа лежит игра. И в отличие от любого театрализованного действа в карнавальной игре принимают участие сами зрители, которые и зрителями-то не являются. "...В карнавале сама жизнь играет, разыгрывая – без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики – другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах"3.
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» («festa stultorum») и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех» («risus paschalis»). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Борцов, Ю.С. Культурология / ред. Г.В. Драч, Ю.С. Борцов, В.К. Королев. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 576 c.
2. Е. В Сазонова. « Режиссура карнавала в театрализованном празднике». Барнаул, Издательство Алтайской государственной академии культуры и искусств, 2014г.
3. Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» Москва : Ху-дож. лит., 2014.
4. Введение в культурологию / ред. Е.В. Попов. - М.: Владос, 2016. - 336 c.
5. Викторов Культурология / Викторов, Вячеслав. - М.: Экзамен, 2015. - 544
6. Викторов, В. В. Культурология / В.В. Викторов. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 400 c.
7. Викторов, В. В. Культурология / В.В. Викторов. - М.: Экзамен, 2016. – 560
8. Воронкова, Л. П. Культурология / Л.П. Воронкова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 256 c.
9. Академический Проект, Российский институт культурологии (РИК), 2016. - 528 Ершов М. Ф. Общественный протест на маскараде: к постановке проблемы // IV Зыряновские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Курган, 22–23 ноября). Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2016. С. 47–48.
10. Иовлева В. И. Шадринские улицы. Шадринск : Исеть, 2014. С. 54.
11. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 41. Оп. 1. Д. 151. Л. 31–32.
12. Шумилов Е. Н. Государственные, политические, общественные деятели Пермской губернии (1905– 1919). Пермь, 2005. С. 45.
13. Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907– 1914 гг.) М. : Магистр, 2017. С. 6–7.
14. Комаревцева А. А. Костюмированный бал, Grand bal-parè, Fin d’été, маскарад: театрализация жизни и театрализованный костюм в России второй половины XIX–XX века // Молодой ученый : междунар. науч. журн. 2017. № 28(162). С.
15. Мартынов, В. Ф. Культурология / В.Ф. Мартынов. - М.: Асар, 2016. - 848 c.
16. Розин, В.М. Введение в культурологию. Учебник / В.М. Розин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
17. Романов, Ю. И. Культурология / Ю.И. Романов. - Москва: Наука, 2016.
18. Соколов, В. А. Культурология для студентов вузов / В.А. Соколов. - М.: Феникс, 2016. - 224 c.
19. Трофимова, Р. П. История русской культурологии / Р.П. Трофимова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2017. - 608 c
20. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Академический проект, 2017. - 496 c.
21. Эренгросс, Б.А. Культурология / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян. - М.: Оникс, 2018. - 480 c.