Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена важностью деятельности по обеспечению законности в системе государственном и муниципальном управлении.
Нельзя не признать, что обеспечение законности– чрезвычайно важный объект социального управления, который крайне необходим для нормального существования гражданского общества и функционирования всех его структур (политических, культурных, социальных и т.д.). Безусловно, некачественное и низкое обеспечение законности негативно сказывается на формирование защищенности правопорядка граждан и общества в целом.
Законность в государственном управлении это режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.
Цель работы заключается в исследовании теоретических аспектов деятельности по обеспечению законности в государственном управлении.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты обеспечения законности;
− рассмотреть виды контроля, осуществляемого органами государственного управления;
Объектом исследования является законность.
Предметом исследования является деятельность по обеспечению законности.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях, учебниках, учебных пособиях и трудах отечественных и зарубежных исследователей в области государственного и муниципального управления: А.Н.Варыгина, Е.В.Червонных, А.Г. Воронина, А.И. Радченко и др.
Обеспечение законности базируется на таких нормативно- правовых актах как
- Конституция РФ,
- ФЗ «О государственной службе российского казачества»,
- ФЗ «О безопасности»,
- ФЗ «О Счетной палате РФ»,
- ФКЗ «О конституционном суде»,
- ФЗ «Об органах местного самоуправления»,
- «Об Общественной палате Российской Федерации».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
1.1. Понятие, основные признаки законности. Нормативно-правовое регулирование обеспечения законности
Законность выступает как центральный принцип в управлении государством. Она определяется как истинное и единственное осмысление и реализация Конституции. Также законность осуществляется законодательными и прочими нормативными актами исполнительной властью и служебными лицами. Принимают участие в этом деле и граждане, в отношении которых действуют требования субъектов управления. Статья 15 Конституции как раз и содержит данный принцип законности.
Важно отметить всю суть данного принципа, которая отражается в его трактовке, а именно, что органы власти государства, а также органы городского либо районного самоуправления, лица, занимающие определенные должности и граждане обладают обязательством соблюдения Конституции и законов.
Существует несколько способов, которые обеспечивают законность, они представлены:
• контролем;
• надзором;
• обжалованием поступков и постановлений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Контроль именуется способом обеспечения законности, который выражается в выяснении недопущения подконтрольными органами в их непосредственной деятельности нарушений законности и целесообразности. Выяснением законности занимаются органы государства, которые при этом прибегают к использованию обусловленных приемов и способов. Если такие нарушения обнаруживаются, то органами, которыми велся контроль, принимаются различные меры. Они могут их устранить, восстановить нарушенные права либо привлечь виновников к ответственности.
Среди способов обеспечения законности надзор трактуется как непрерывное регулярное наблюдение особых органов государства за их деятельностью, а также за делами служебных лиц и граждан. Цель надзора – раскрытие нарушений закона.
Заметим, что существует отличие между контролем и надзором. Оно заключается в органах надзора и поднадзорных объектах, которые не состоят в отношениях подчиненности. К примеру, инспекции государства и прокуратора.
Помимо этого, органами надзора выявляются у поднадзорных лишь нарушения закона, а не целесообразности. Надзор представлен двумя видами, а именно прокурорским и административным.
На сегодняшний день нормативно-правовое регулирование обеспечения законности базируется на таких нормативных актах как:
− Конституция Российской Федерации;
− Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ ;
− Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» ;
− Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» ;
- Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»
- Положение о Совете Безопасности России, которое было утверждено Указом Президента РФ от 06.05.2011 №590;
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ;
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в России».
Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
1.2. Виды и принципы контроля
Рассмотрим основные виды контроля.
Общий контроль – это контроль, в процессе которого в поле зрения взята полностью деятельность контролируемого органа.
Специальный контроль – это контроль, когда реализация проверки происходит согласно определенным вопросам.
Контроль обладает собственными принципами, а именно:
• принципом законности;
• принципом беспристрастности;
• принципом суверенности;
• принципом гласности;
• принципом экономичности;
• принципом сохранения государственной тайны.
Рассматривая способы обеспечения законности, не стоит забывать об обжаловании. Именно благодаря обжалованию каждый обладает правом обращения в органы государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 50 ст. 5245
8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 2
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации"
10. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Президентом России 14.11.2013 N Пр-2685. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Адмиралова, И.А. Статус субъектов административной деятельности полиции и проблемы его реализации в сфере обеспечения прав и свобод граждан [Текст] / И.А,Адмиралова // Государство и право. - 2015. - №8. - С. 12.
12. Баликоева, Л.М. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка [Текст]: дис… канд. юрид. наук. - М., 2013. - С. 9−12.
13. Безруков, А.В. Взаимодействие полиции и органов местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка [Текст] / А.В.Безруков // Местное право. - 2015. - № 3. - С. 21-28.
14. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики [Текст] / А.Г.Воронин - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2016.-176 с.
15. Глушко, Е. К. Федеральные органы исполнительной власти в круговороте перемен // Конституционный строй России: пятнадцать лет пути. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 3. М.: ТЕИС, 2015
16. Кнаус, О. А. Применение комплексного подхода при обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности: проблемы и пути решения [Текст] / О.А,Кнаус // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2018. - № 4. - С. 161 – 166.
17. Краснов, М. А., Шаблинский И. Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. — Институт права и публичной политики, 2015
18. Москвитин, Ю. М. Дуализм исполнительной власти в Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 3-7
19. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход [Текст] / А.И.Радченко. - Ростов-на-Дону.: Сфинкс, 2017. – 314 с.
20. Скрипкин, Г.Ф. К вопросу об охране общественного порядка органами местного самоуправления в свете принятия Закона о полиции // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 1. - С. 165−166.
21. Стукалов, А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в области ЖКХ: вопросы теории и практики [Текст] / А.В.Стукалов // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 11.- С.54 – 57.
22. Терехова, Л.Н. Теория государства и права [Текст] / Л.Н.Терехова. - М.: Издательство: «Научная книга», 2013. - 468 с.