Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Время не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые изменения. Если раньше индустрия гостеприимства предоставляла свои услуги только по размещению и питанию клиентов, то сейчас этот бизнес охватывает все то, что связано с комфортным отдыхом. Например: современная гостиница может предложить своему гостю развлечение на выбор: аквапарк, большая развлекательная площадка, иногда, даже, и кинотеатр. Развлекаясь, клиенты удовлетворяют свои духовные потребности, отвлекаются от работы и все больше приносят прибыль.
Долгое время на изучение индустрии развлечения выделялось мало времени, именно поэтому ее можно назвать относительно «молодой» и быстроразвивающейся. С целью повышения конкурентоспособности и прибыли, предприятия гостиничного сервиса каждый день стараются удивить клиента чем-то новым: организовать экстремальный отдых, развлечение для всей семьи и пр.
3
Актуальность данной работы связана с тем, что спрос на деятельность индустрии развлечений постоянно растет, вследствие чего необходимо верно разрабатывать стратегию развития предприятия.
1. Индустрия развлечения как сфера деятельности
1.1 Индустрия развлечения: специфика, структура, особенности
Сегмент рынка развлекательных услуг имеет важное значение в экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Он влияет на поддержание и развитие национального производства, так как для работы развлекательных предприятий нужны надлежащие приборы и научно-производственные разработки; содействует поддержанию здоровья населения посредством обеспечения спортивно-развлекательных услуг. В свою очередь, открытие предприятия в индустрии развлечений положительно сказывается на занятости населения, обеспечивая его новыми рабочими местами и предупреждая отток капитала и специалистов за границу. [8]
Развлечения — одна из важнейших сфер повседневной жизни человека, которая, наряду с образованием, способна существенно влиять на состояние общества. Нужда в них появляется сразу после удовлетворения первичных потребностей. Удовлетворенность их качеством и доступностью является для человека индикатором его социального положения, а для общества — показателем развития экономики страны в целом и ее социальной сферы в частности, т. к. формирование индустрии развлечений есть прямое следствие достижения определенного уровня доходов населения, когда у него появляются свободные средства. Практика создания специальных условий для организации процессов развлечений привела к появлению достаточно мощной индустрии развлечений, которая в ее современном виде сложилась к концу XX века.
Подход к изучению индустрии развлечений не всегда воспринимался данным образом. Рассматривая процесс становления изучаемого понятия, следует заметить, что основная часть развлекательных мероприятий выделялась жестокостью, антигуманизмом и мистицизмом. Например, в первобытном обществе – обряды инициации, которые сопровождались изгнаниями, посвящениями при помощи магических средств, или употреблением психотропных растений. В эпоху античности были популярны спортивные состязания, позволявшие по правилам наносить вред сопернику, собачьи и петушиные бои, казни. Сама идея проведения такого досуга не укладывается в голове современного человека, но это было в прошлом. Сейчас роль и характер развлекательной индустрии претерпели существенные изменения и являются способом удовлетворения духовных, интеллектуальных, физиологических потребностей, являются оцениванием личности, определением ее места в социуме. [9]
За последние десять лет, сегмент индустрии заметно популяризовался, за счет конкуренции, которая возникла между государством и бизнесом. Именно конкуренция стала побудительной силой в повышении качества предоставляемых услуг, снижении затрат на их предоставление и повышении производительности труда на предприятии.
Индустрия развлечений — система предприятий, предпринимателей и учреждений, предоставляющих все необходимые для потребления в процессе развлечения и достаточные для осуществления собственно процесса развлечения услуги и товары. [2]
4
Индустрия развлечения представляет собой взаимодействие между предприятиями и бизнесменами, которые предоставляют товары и услуги, необходимые для потребления и осуществления процесса развлечения.
1.2 Цели и задачи индустрии развлечений
Бесспорно, когда человек заполняет свое свободное время каким-либо развлечением, он восстанавливается, прежде всего, как трудовая единица. Как автор писал выше, развлечение - одна из важнейших сфер повседневной жизни человека.
Современная сфера развлечений в России формируется в условиях возрастания нужд жителей в новейших конфигурациях досуга и очевидной недостаточности справедливых возможностей с целью их удовлетворения. Несмотря на сокращение среднего чека на человека, населению все равно не хватает финансовых, ресурсных благ для удовлетворения своих потребностей. Как и любое кризисное время, современный период жизни в России следует переждать.
Целью данной индустрии является создание условий развлечения. В которых человек добровольно выбирает именно тот вид, который ему подходит больше всех. Данная индустрия имеет неограниченный список предоставления услуг, тем самым каждый может выбрать развлечение на свой вкус.
Задачи, которые стоят: прежде всего – это задача по формированию оптимистичного настроения у людей. Ведь приходя на отдых, не хочется думать о проблемах, идет полное погружение в виртуальный мир. Человек, находясь в таком состояние, способен идеализировать происходящее. Наверное не найдется человека, который ни разу в жизни не испытывал стресс или нервное напряжение, а, наоборот, каждый третий с этим сталкивается ежедневно. Именно поэтому развлечения, которые формируют оптимистичное настроение у людей, так ценятся.
Образование и развитие культуры у человека – немало важная задача индустрии развлечений. Ежегодно проходят множество различных тематических выставок, семинаров и других мероприятий, которые позволяют узнать и увидеть что-то новое, расширить свой кругозор, а иногда, даже, пересмотреть свое видение на мир. В настоящий момент посещение галерей, музеев и других культурных мероприятий носят не только познавательный характер, но и является «модными» развлечениями. Молодые люди делятся своими впечатлениями о прошедшей выставке, тем самым подогревая интерес оппонента. Что тут еще сказать, когда по новостям зачастую показывают очереди, выстроившиеся в ту или иную галерею.
Развлечения, как средства развития творческих способностей – игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, она является одним из видов деятельности. Многие сталкивались с тем, что в определенный период жизни не знали чем занять свое свободное время. А когда выбор падал на тот или иной досуг, раскрывался и развивался талант. Сколько историй мы слышим, когда человек всю жизнь не умел, например, рисовать, а увидев мастер-класс и попробовав, понял, что все не так и трудно как кажется. В процессе игры могут раскрыться те таланты, о которых даже не подозреваешь.
Отдых – хороший отдых – это ключ к продуктивной работе. Многие жалуются, что не умеют как следует отдыхать. 4 шага для планирования и реализации отдыха: во-первых, все праздники года - в календарь. Способ крайне простой. Откройте список всех праздников и посмотрите, какие из них
5
добавляют 1 выходной. Внесите все праздники в Outlook-Календарь. Во-вторых, подготовьте ваши идеи. Набросайте список 5-6 идей, как можно провести ближайший праздник ярко. В-третьих, обсуждение. Для того, чтобы отдых удался, он должен быть близким по стилю всем участникам. Иногда очень непросто. Поэтому, следующим крайне важным шагом будет обсуждение списка, выбор приемлемого варианта и ... конфигурация самого варианта. Возможно, в процессе обсуждения возникнут противоречия. Одному хочется одно, второму - другое. Попытайтесь честно и открыто обсудить все варианты.
2. Стратегия развития предприятия развлечения
2.1 Понятие и классификация стратегии развития предприятия
Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций выбранного бизнеса в сложных рыночных и политических условиях и увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.
По мнению некоторых ученых, планирование стратегии – чрезвычайно сложный процесс. Поскольку планирование стратегии представляет собой «сложный» и зачастую «бессознательный» процесс, то он должен быть в какой-то степени личностным процессом, отражающим индивидуальные характеристики стратега, в том числе его творческие способности, а также субъективное понимание роли и места стратегии в процессе управления предприятием.
Стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. [1]
Выработка стратегии определяет направление дальнейшей работы и помогает организации выйти на верный путь развития. В процессе реализации стратегии постоянно возникают факты, которые могут корректировать направление деятельности, а потому конечный вариант может сильно отличаться от первоначального. Стоит отличать понятие "стратегия" от ориентиров, которые являются более высокой формой принятия управленческих решений. Тот или иной элемент стратегии на определенном этапе может превратиться в ориентир.
Стратегия является своеобразной «инструкцией» для принятия решения. Она позволяет ответить на следующие вопросы:
1. Как правильно выбрать направление будущего роста;
2. Как правильно организовать деятельность персонала для достижения наиболее эффективного развития в выбранном направлении;
3. Как определить список необходимых качеств руководителя, для достижения эффективного управления;
4. Как своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды;
5. Как получить полную и достоверную информацию о внешней и внутренней среде.
Существует четыре основных типа конкурентных стратегий:
6
1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2.Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов. [5]
Стратегическое развитие предприятия - это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе. [1]
На фоне постоянно растущего числа людей, которые способны оплачивать свои развлечения, увеличивается и количество предприятий, готовых предоставить свои услуги. В условиях жесткой конкуренции, компании должны не только концентрироваться на внутренних делах, но и разрабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит им оставаться «на плаву».
2.2 Методы разработки стратегии. Выбор стратегии для развития предприятия развлечения.
Для того чтобы разработать эффективную стратегию управления, необходимо четко определить сферу деятельности организации. Далее руководитель должен составить представление о том, какой он видит фирму в будущем, а именно определить миссию и цель организации. Также важно понимать, что от поставленной стратегической цели предприятие может отклониться под воздействием внутренних и внешних факторов. Для этого разрабатываются альтернативные варианты.
Все подходы к разработке стратегии организации сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая. Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.
Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса: К.Эндрюс, М.Портер, Г.Хэмел и К.Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в приложении 2. [3]
К.Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М.Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К.Прахаладу и Г.Хэмелу.
SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:
7
- определить возможности и угрозы;
- построить матрицу SWOT-анализа;
- выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;
- построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.
Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса. По Портеру, необходимо:
- определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;
- составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;
- разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:
- определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;
- оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;
- обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;
- разработка стратегии лидерства.
Заключение
Современный мир развлечений не стоит на месте. В связи с тем, что долгое время этот рынок не развивался, сейчас он малоизучен. Но это не мешает активной конкуренцией за внимание. Индустрия развлечения становится все более популярной, в строительство предприятий вкладываются огромные деньги. Люди, занимая свое свободное время, стараются отвлечься от насущных проблем за проведением досуга. Ежедневно миллионы взрослых и детей посещают аттракционы, кинотеатры, галереи. Индустрия развлечения – это культ XXI века. Она многогранна, отвечает потребностям любого человека. Но так же имеет свойство динамически меняться, именно поэтому необходимо быстро эволюционировать и следовать за тенденциями в мире развлечений.
В данной работе индустрия развлечения была рассмотрена как самостоятельная сфера деятельности. Сфера развлечения многогранна, она предназначена для любой категории населения, вне зависимости от пола, возраста, финансовых возможностей. Главная цель – удовлетворение потребности клиента и, соответственно, получение прибыли. Для достижения
8
этого необходимо, чтобы продукт доставлял положительные эмоции, был эффективен и отвечал всем требованиям клиента.