Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Раннее христианство занимает особое место в истории античности. Возникнув как одно из течений в иудаизме, за триста лет оно превратилось в доминирующую религиозную силу в Римской империи и стало одним из важнейших факторов формирования новой, средневековой западной цивилизации. Некоторые ученые, вслед за Э. Гиббоном, видят в христианстве могильщика древнего мира, но нужно признать, что именно оно обеспечило сохранение и передачу античной культурной традиции. Религия Христа вместе с классической традицией стали фундаментом современной европейской цивилизации и продолжают оставаться ими и сейчас; это обуславливает необходимость знания истории христианства для каждого культурного человека.
История раннего христианства в настоящее время - одна из самых динамично развивающихся областей античной истории. Это связано как с обнаружением и публикацией новых источников, прежде всего, рукописей из Кумрана и Наг-Хаммади, так и с появлением новых подходов к изучению уже имеющихся данных (в первую очередь, это методы социологии и психологии).
Борьба христианских апологетов во II-III вв. могла вестись только в виде сочинений против язычества, дающих представление о христианском учении, поскольку в названный период христиане подвергались гонениям. Господствующими философскими учениями в Римской империи в первые века нашей эры стали средний платонизм, поздний стоицизм и эпикуреизм, а они представляют собой постепенную популяризацию и в то же время радикализацию идей своих основателей. С одной стороны, происходит более четкое разведение понятий «телесное» и «умопостигаемое». Стоики и эпикурейцы развивают учение о чувственном познании, придают всему живому, в том числе душе, свойство телесности. Платоники, напротив, сохраняют концепцию существования нетелесного Бога: «Будь он [Бог] телом, он был бы подвержен уничтожению, возникновению и переменам; но все это нелепо по отношению к нему». С другой стороны, христианские апологеты II в. начинают разрабатывать свое оригинальное учение, основанное на Библии, в котором мир предстает как творение трансцендентного Бога, а человек - личностью.
Объект исследования – сочинения христианских апологетов II-III вв.
Предмет исследования – полемика раннехристианских апологетов против язычества и во имя утверждения христианства.
Цель исследования – характеристика борьбы раннего христианства с язычеством исходя из их политического положения.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Характеристика исторической и политической обстановки во II-III вв. – времени антихристианских гонений в Римской империи.
2. Анализ раннехристианской апологетической литературы как выражения мировоззрения представителей христианской апологии и их пропагандистской деятельности.
3. Выявление основных направлений деятельности раннехристианских апологетов в противостоянии с язычеством (критика язычеств, создание представлений о христианстве вопреки господствовавшим мнениям, поощряемым официальной властью).
Глава 1.Деятельность апологетов раннего христианства
1.1.Историческая и политическая обстановка во II-III вв.
Деятельность апологетов исходит из того, что принадлежность к христианам во II-III вв. не только не давало никаких льгот, но даже было связано с немалым риском для жизни. В это время усиливаются гонения на христиан со стороны римских императоров, продолжаются нападки языческих философов на идейное содержание новой религии.
В этих условиях ее приверженцам требуется провести серьезную работу духа и мысли для того, чтобы не столько закрепить свои размышления о Божественном в виде общих принципов христианской веры, сколько досконально изучить саму античную философию для эффективной борьбы с язычниками.
Мужи апостольские I–II вв. (Климент Римский, Псевдо-Варнава, Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский) имели перед собой несколько иную задачу: познакомить людей с новой верой, новым способом думать и чувствовать, помочь им прикоснуться к другой истине, отличной от «языческой». И простым людям, зачастую угнетаемым властью и знатью, пришлась по душе идея спасения и воздаяния за грехи, идея более справедливого промышляющего Бога, дающего надежду. Таким образом, христианские истины предпочитают и принимают, что называется, на веру. Кроме того, развитие античной философской мысли и науки уже частично приготовило почту для принятия некоторых христианских положений. В первую очередь это платонизм и стоицизм. А Римская империя, захватывавшая все новые земли и народы, дала возможность для распространения и пропаганды христианства на всей своей территории. Правда, гонения на христиан продолжались вплоть до начала IV в., когда император Константин Великий издал Миланский эдикт, где провозглашалась религиозная терпимость. [1]
На первый план выдвигается потребность в логичном и более рациональном объяснении христианства и его главных идей. Христиане вынуждены были защищаться от необоснованных обвинений, выдвигаемых язычниками: безбожие (непочтение к богам империи), магия, каннибализм, кровосмешение, пожирание младенцев и другие подобные. Причиной социально-политических проблем или природных бедствий, происходивших в империи, склонны были (и власти, и народ Рима) считать христиан, из-за которых на население якобы обрушивался гнев богов. Против подобных обвинений неустанно боролись апологеты.
Гонения на христиан в I–II вв. во многом были вызваны противоречиями между идеями римского государственного культа и принципами христианства. Также ухудшались отношения между империей и самими евреями, а римляне в первые века еще не отличали христиан от иудеев, считая первых представителями одной из иудейских сект. Помимо прочего, христиане враждебно относились ко всем другим религиям, отказываясь поклоняться «чужим» богам. Римляне в свою очередь толерантно относились к другим религиозным традициям, существовавшим в империи, при условии, что те признавали римский суверенитет и государственную религию. Верность государству и исполнение его законов являлось важнейшей ценностью и долгом для каждого римлянина. Признание государственной религии - капитолийских богов с Юпитером во главе - считалось важной частью служения империи и ее правителям. Со временем сами императоры стали частью этой религии, установив культ правителей Римской империи: считалось, что императоры были приближенными к богам и имеют божественное происхождение. Христиане же отказывались поклоняться языческим богам и участвовать в политеистических культах, также и непризнание императора богом влекло за собой обвинение в оскорблении величества.
Причиной неприятия римлянами новой религии могли стать и внешние факторы: христиан объявляли виновниками в случае разного рода бедствий (например, пожар в Риме 19 июля 64 г.); иудеи - яростные противники Нового Завета наущали влиятельных римлян против последователей Христа. Таким образом, христиане оказывались вне закона: они не подчинялись общим законам, из-за чего считались врагами общества.
Гонения на христиан впервые разгорелись при императоре Нероне (54–68 гг.) и, как правило, не выходили за границы Рима (следует отметить, что Нерон не разделял христиан и иудеев, и римские историки часто смешивают тех и других). Далее они распространились на провинции (при Домициане (81–96 гг.). Ожесточенные гонения продолжились в II в. при Траяне (98–117 гг.), Адриане (117–138 гг.), Антонине Пии (138–161 гг.) и Марке Аврелии (161–180 гг.), менее активно борьба с ними велась при Коммоде (180–192 гг.).
Несмотря на то что гонения на христиан продолжались довольно активно до IV в., юридическое основание для их преследования сформулировали не сразу. Это сделал Траян в ответ на запрос своего наместника Плиния Младшего. В рескрипте Траян отмечал, что действия в отношении христиан должны находиться в рамках закона, государство не должно проявлять инициативу и устаивать розыск христиан, а также рассматривать анонимные доносы. Казнить разрешалось тех, кто называл себя христианином, а того, кто открыто отречется от веры, отпускали на свободу.
В середине II в. христианство уже было довольно распространено, что делало Церковь влиятельной организацией. Римские власти усилили интенсивность гонений, так как распространение христианства могло пошатнуть устои римского общества. Несмотря на это, все больше язычников переходили в новую веру. [8]
Однако по-прежнему множество образованных язычников выступали против христианства - они видели в этой религии угрозу греко-римской культуре. Представители интеллектуальной элиты того времени критиковали, в частности, веру христиан в промышляющего Бога, в воскресение мертвых.
Вероятно, в II в. эллинистическая религиозно-философская мысль и христианское мировоззрение имели не много точек соприкосновения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аман, А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95—197 / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. — М.: Мол. гвардия, 2003. — 322 с.
2. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства / Предисловие, перевод и комментарии Е.В. Афонасина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2002. - 368 с.
3. Бультман, Р. Новый Завет и мифология // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX века. - М.: Наука, 1994. - С. 302339.
4. Воробьёва, Н.Н. Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 216 с.
5. Казаков, М.М. Проблема христианизации Римской империи //Исследования по зарубежной истории. - Смоленск, 2000. - С. 196-204.
6. Косидовский, З. Сказания евангелистов / Послесл. и примеч. Свенцицкой И.С. - М.: Политиздат, 1981. - 262 с.
7. Мецгер, Б. Канон Нового завета. Происхождение, развитие, значение /Пер. с англ. Д. Гзгзян, научн. ред. А. Десницкий, ред. Н.Трауберг. - М.: ББИ, 1998. - 342 с.
8. Мецгер, Б. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. - М.: ББИ, 1998. - 336 с.
9. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политическая литература, 1990. - 478 с.
10. Хосроев, А. Из истории раннего христианства в Египте. - М.: Присцельс, 1997. - 375 с.