Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Деятельность учреждений социально-культурной сферы, как неотъемлемой части социального организма, про-исходит на фоне коренных преобразо-ваний во всех сферах жизни обще-ства – от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориен-тиров, жизненных целей как, отдельных людей, так и общества в це-лом.
В условиях города насущной является задача организации досуго-вой деятельности детей и подростков, в которой реализуются их многие социокультурные потребности и с её по-мощью происходит социализация детей и подростков. Именно в подростковый период складываются основ-ные структуры личности, качественные характеристики которой в суще-ственной степени зависят от формирования окружающей среды.
Актуальность исследования обусловлена следующими положениями: система организа-ции культурно-досуговой в Российской Федерации суще-ствует на базе домов культуры, созданных еще в советское время. Карди-нальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества организации культурно-досуговой деятель-ности, и со-временность требует принятия государственных мер по обеспечению функ-ционирования центров культуры и досуга. Учреждениям культуры очень сложно при-влечь к себе современных детей и подростков из-за не-хватки форм и методов организа-ции досуговой деятельности. Исследова-ния свободного времени детей и подростков го-ворит о том, что современ-ные подростки чаще выбирают пассивную форму проведения свободного времени, отсутствует культура досуга, и навыки эффективной организации собственного свободного времени.
Проблема исследования: заключается в потребности создания культурно-досуговых ме-роприятий, имеющих цель повышения эффектив-ности организации досуговой деятель-ности детей и подростков с одной стороны, и недостаточной их реализации на практике, с другой стороны.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность детей и подростков.
Предмет исследования: особенности становления и развития куль-турно-досуговой дея-тельности на базе дома творчества.
Цель исследования: изучить особенности становления и развития культурно-досуговой деятельности на базе дома творчества, организации досуговой деятельности детей и под-ростков
Задачи исследования:
– раскрыть понятие «досуговая деятельность»;
– рассмотреть особенности специфики деятельности культурно-досуговых центров;
– описать деятельность МАУК ЦКиД «Восход».
– разработать блок культурно-досуговых мероприятий, имеющих цель повышения эффек-тивности организации досуговой деятельности де-тей и подростков в МАУК ЦКиД «Восход».
Гипотеза исследования. Разработка комплекса культурно - досуго-вых мероприятий, направленных на повышение эффективности организа-ции досуговой деятельности детей и подростков, будет способствовать по-вышению эффективности деятельности МАУК ЦКиД «Восход».
Методологическая база исследования. В данной работе были ис-пользованы методы ана-лиза теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материа-ла. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.
Степень разработанности проблемы исследования. Теоретической базой исследования проблематики досуга детей и подростков являются труды российских ученых: М. А. Ари-арского, С. Б. Брижатова, Д.М. Ген-кина, Т. , Головко, И. Н. Ерошенкова, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселева, А. А. Конович, Ю. Д. Красильникова, Ю. А, Стрельцова, В. В. Туева, В. В. Чи-жикова и др. авторов
Исследования теоретиков и практиков заложили основу для совер-шенствования теории и методики организации культурно-досуговой дея-тельности детей и подростков ряд во-просов и проблем практического ха-рактера остаются в стадии решения.
Однако данную тему пока нельзя назвать до конца изученной.
База исследования: Муниципальное автономное учреждение куль-туры Центр культуры и досуга «Восход», краткое название МАУК ЦКиД «Восход».
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический этап включал выбор и осмысление про-блемного поля ис-следования, связанного с принципами организации сво-бодного времени и особенностя-ми организации досуга. На этом этапе изучались аспекты научно-теоретической, социо-логической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; опреде-лялись по-нятийный и научный аппарат исследования; осуществлены изучение отече-ственных концепций понятия таких терминов, как «досуг», «культурно-досуговые орга-низации»; были определены проблема, цели, задачи иссле-дования. Основными методами явились теоретический анализ и синтез.
2. Диагностический этап. На данном этапе была разработана про-грамма и инструмента-рий эмпирического исследования, были проанали-зированы ресурсы МАУК ЦКиД «Вос-ход», документы по организации образовательной, социально-культурной деятельности в МАУК ЦКиД «Восход»; исследованы предпочтения детей и подростков в сфере соци-ально-культурной деятельности и досуга.
3.Проектный этап. На данном этапе на основе результатов исследо-вания был разработан блок культурно-досуговых мероприятий, имеющих цель повышения эффективности ор-ганизации досуговой деятельности де-тей и подростков в МАУК ЦКиД «Восход»На дан-ном этапе был использо-ван метод социально-культурного проектирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут исполь-зоваться в деятельности культурно-досуговых ор-ганизаций.
Положения, выносимые на защиту:
– в основной своей массе подростки имеют сформированное мнение по вопросам органи-зации своего свободного времени и досуга;
– особенность небольшого города в том, что специалисты, работаю-щие с детьми и орга-низующие досуг, работают по старинке, в маленький город не едут молодые специали-сты, как итог – дефицит квалифицирован-ных специалистов, которые бы организовали досуг и свободное время;
– неорганизованный досуг часто негативно влияет на здоровье, ограничивает развитие навыков и знаний, возможности воплотить их в культурной и творческой деятельности, общественной активности.
Структура исследования отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литера-туры и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности
1.1 Принципы и особенности организации свободного времени и особенности организа-ции досуга
Область досуга характеризуется скрытым видом свободы от коллек-тивных и семейно-бытовых обязанностей, ее рамки условно «подвижны» и влияют на индивидуальность подростка. Злободневна системность в дан-ном вопросе и необходимость координации задачи в организации досуга.
В числе преобладающих занятий, на которые тратят свободное вре-мя дети и подростки, присутствуют в основном телепередачи, свидания с друзьями, посещение дискотек, пиц-церий, компьютерных клубов и посто-янное исследование социальных сетей. Наиболь-шей популярностью в часы досуга пользуются игры в компьютерные приставки и прило-жения. Прак-тика простого запрета компьютерных игр и телепередач с неприглядными или аморальными сценами проблемы не решают [12].
Наиболее важными в досуге подростков становятся компании — формальные, еще чаще неформальные, то есть приоритеты распределяют-ся между центрами досуга и — обще-ством, и только затем среди несуще-ственных, по мнению ребёнка, школы, семьи, дома.
Если сфокусировать юношество, то эпицентр досугового общения смещается в обще-ственные места: диско, пиццерия, парк — популярное, «культовое» для близкой возраст-ной группы, место. На более дальний план отодвигается школа, официальные центры до-суга и культуры, семья, виртуальное облако по-прежнему – приоритет.
В новейшей истории просматривается тенденция в объединении мно-гочисленных форм и видов досуга с выделением определенных функций: саморазвитие, развлечение, отдых, общение. Очевидно, что для рассмот-рения отдельно взятой функции и взаимосвязи ее с другими, применён си-стемный метод [11].
Исследования социологов показывают, что старшеклассники и школьники преимуще-ственно ориентированы на развлекательные меро-приятия в свободное время, что снижа-ет общий культурный уровень детей и подростков, способствует приобретению ими навыков примитивного способа общения, увеличению асоциальных проявлений. Необ-ходимо обучить детей и подростков формированию целевого досуга, направлен-ного на созидание личности. Ведь этимологически слово «досуг» имеет связь с глаголом «досяг-нуть», т.е. достигать
Обозначим основные характеристики досуга:
- собственная воля в выборе рода деятельности и степени активности;
- свободная деятельность в творчестве;
- формирование и развитие индивидуальности;
- помощь в самовыражении, самоутверждении через свободу выбора действий;
- стимуляция инициативы для творчества;
- удовлетворение необходимых потребностей личности;
- определение ценностных ориентаций;
- самоорганизация, самовоспитание.
В ряде стран – Канаде, Японии, Турции, Дании, Бразилии принима-ются и реализуются национальные проекты в сфере проведении досуга разными группами школьников. Фи-нансируется постройка культурных комплексов и центров досуга в регионах, реализуется система воспитания эстетики у детей, углубляется подготовка социальных педагогов, (массови-ков-затейников, аниматоров и других профессий), призванных стимулиро-вать организованное проведение свободного времени детей и подростков [9, с. 1].
Существующая в мире в настоящий момент практика повышения нравственно-эстетического потенциала досуга, несомненно, интересна и для России, особый интерес представляет международная тенденция со-хранения национально-культурных традиций [7]. Общеобразовательные школы и центры культуры и досуга пропагандируют традици-онное народное музыкальное, хореографическое, песенное искусство [2]. Худо-жественные и документальные фильмы, спектакли, в духе культурных тра-диций русско-го народа. Организовываются выставки народных ремесел за счет существенных дотаций государства [10]. Постоянная забота о сбере-жении и приумножении фольклорного народного искусства ритуалов и обрядов является важным направлением государствен-ной политики За-падно-Европейских стран [16].
За последнее время осуществлен значительный рост роли досуга, как и его общественной ценности. Время для досуга по объему начинает пре-вышать объем времени для труда. Досуг теперь преобразовался в очень значительную сферу воспитания личности детей и подростков, гораздо значительнее традиционных учебы и труда. Досуг все больше имеет цен-ность для детей и подростков за счет своих широких возможностей для самореализа-ции личности, способствуя реализации ее потребностей и ин-тересов [5].
Центры культуры и досуга пока охватывают лишь незначительную часть свободного времени разных групп сообщества. Во многом это вы-звано устаревшими формами куль-турно-досуговой деятельности, предла-гаемой досуговыми учреждениями [18]. В реаль-ности творчество различ-ных объединений детей и подростков, их потребности и интере-сы много-кратно вышли за эти рамки [6]. Игнорирование реальных интересов детей и подростков досуговыми учреждениями ведет к организации неформаль-ных стихийных объединений, которые функционируют вне социума и, как правило, не способствуют по-следовательному социальному развитию лич-ности [7].
Сфера свободного времени ощутимо изменилась под влиянием инно-вационных процес-сов. Это выражается в стремлении детей и подростков рационализировать досуг и от-дых[3].
Досуг – возможность личности заниматься в свободное время раз-личными видами дея-тельности на свое усмотрение. Виды досуговой дея-тельности, возможно, классифициро-вать по ряду групп: развлечения, от-дых, праздники, самообучение, творчество [13, с. 32].
Отдых избавляет от усталости, восстанавливает духовные и физиче-ские силы. Пассив-ный отдых снимает напряжение расслаблением, созерца-нием красоты природы, размыш-лением и т.п. Отдых активный являет со-бой физическую, культурную деятельность (за-нятия спортом, туризм, чте-ние книг, музыкальное общение и т.п.). Развлечения - про-смотр телепере-дач, посещение театров, музеев, балета, филармонии. Поездки на экскур-сии, походы в театр и в лес, все это носит компенсационный характер, обеспечивая под-ростку смену впечатлений, предоставляя новизну ощуще-ний. Праздники являются раз-влекательным видом отдыха, они вызывают у человека всплеск эмоций. Самообучением (чтение, лекции, коллоквиумы, семинары и пр.) подростки приобщаются к культурным ценностям с при-обретением знаний. Творчество обеспечивает высочайший уровень со-чета-ния досуга и деятельности. Досуг детей, прежде всего, организован в се-мье, а уже затем в специализированных учреждениях, центрах творчества, спортивных комплексах, клубах по интересам и др.
Наиболее распространённой формой проведения досуга подростков остается общение. Исследователи психологии подростков едины во мне-нии, что общение друг с другом имеет колоссальное значение для под-ростков. Соответственно, основной характеристи-кой подросткового воз-раста остается переориентация общения с семьи, родителей и учи-телей, и вообще старшего поколения, на сверстников, наиболее равных по положе-нию. Необходимость общения среди сверстников, которых не заменяют родители, возникает у детей очень рано, усиливаясь с взрослением. Пове-дение подростков коллективно-групповое. Данная специфика поведения подростков учёными объясняют так:
– контакт со сверстниками – наиважнейший канал информации, о вещах, которые не со-общаются им взрослыми;
– специфическая механика отношений, игра в группе, виды совмест-ной деятельности, вырабатывающие необходимый опыт социального вза-имодействия, навык подчиняться коллективу, отстаивая свои права;
– специфический эмоциональный контакт, ощущение принадлежно-сти группе, солидар-ность, дружеская взаимопомощь вызывает у подростка чувство благополучия и стабиль-ности [21].
Социально направленное общение – контакт, основанный на выпол-нении общественно-важных мероприятий – «я» и «общество». Общение, ориентированное на социум, обеспе-чивает социальные потребности под-ростков, являясь фактором, помогающих развитию форм жизни групп в обществе, команд, организаций и т.д. [20]
Исследования ученых в области возрастной педагогики и психологии определили, что необходимое для подростка интимно-личностное обще-ние, в основном, удовлетворено на 32%, потребность социально-ориентированного общения остается, не удовлетворена в 38,5% случаях, что способствует преобладанию стихийно-группового общения (57%), хо-тя данная потребность имеется в минимальном количестве. Планомерное и последова-тельное вовлечение подростка в общественно-полезную деятель-ность, резко увеличивает его потребность в социально-ориентированном общении, одновременно значительно снижая потребность в интимно-личном общении, а потребность стихийно-группового общения сокраща-ется почти до нуля.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция российской федерации (принята всенародным голо-сованием 12 де-кабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 фев-раля, 21 июля 2017 г.) http://www.garant.ru/doc/constitution/
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1, 2 и третья с изменениями на 1 января 2016 г.). // СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гаранти-ях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.12.2016)
4. Федеральный закон от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями на 31.12.2016)
5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях от-дыха и оздоровления» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 565-ст);
6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие тре-бования» (приказ Федерального агентства по техническому регулирова-нию и метрологии от 30.12.2004 151-ст)
7. Анисимов, Н. В., Ивашечкина Е. А. Стресс-факторы в социокуль-турном простран-стве современного мегаполиса // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 1840-1842.
8. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: ма-териалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2018 г.). — Пермь: Меркурий, 2018. — С. 1-3.
9. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. 798 с.
10. Березина Н. О., Веннецкая О. Е., Герасимова Е. Н. и др. / Под
науч.рук. Асмолова А. Г.// Успех. Методические рекомендации. Пособие для педаго-гов. М.: Просвещение. – 2017 г. - 48 с.
11. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: пробле-мы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школь-ников. – № 7- 2018. – С.- 29
12. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспи-тание школьников. – № 1-2017. – С.- 19
13. Гиблер, А. А. Особенности организации учебной деятельности подростков при из-готовлении мебельных изделий на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 32-36.
14. Гуреева, П.К. Психология личности: учебное пособие / П.К. Гу-реева. – М.: Юни-ти-Дана, 2016. — 1126 с.
15. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012. — С. 30-35.
16. Еремина, Ю. С. Досуговая деятельность как направление куль-турно-воспитательной деятельности с подростками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 2416–2420. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96404.htm.
17. Ковшарова, Я. А., Филиппова И. Н., Филоненко А. А. Методика организации досу-говой деятельности детей «Праздник Детства» // Моло-дой ученый. — 2017. — №8. — С. 793-796.
18. Лашук, И. В. Досуговая культура: концептуальные основания и эмпирические ре-зультаты // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2016. Т. 1. № 3 (6). С. - 116-120.
19. Литвинова, С. Н. Организация досуга детей и подростков : метод. пособие для пе-дагогов системы дополнительного образования и для роди-телей. URL: http://dopedu.ru
20. Никитина, Е. В. Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-
технологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 19-22.
21. Патриотическое воспитание дошкольников в семье неотъемлемая часть общей культуры государства», общее родительское собрание «Ис-тория России для детей» 122.87kb. URL: http://dopedu.ru
22. Попова, А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 220-223.
23. Проблемы развития платных услуг предоставляемых населению и современные формы организации массовых мероприятий» (методиче-ские рекомендации) http://www.tambovcentr.ru
24. Сапронова Е. В., Харина Л. В. Социальный педагог в образова-нии и его деятель-ность [Текст] // Актуальные вопросы современной педа-гогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 306-309.
25. Социальная психология: учебное пособие / под общ. ред. В.А. Роговой. — СПб.: ВЛАДОС, 2017. — 458 с.
27. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное яв-ление // Народное образование: журнал. 2016. № 3. - С. 171-175.
26. Фисун П.А.,Блескин А.Е. От солдатиков до замков. М.: Оникс - Лит. - 2017 г. - 96 с.
27. Холостова Е.И. Технология социальной работы : учеб. для бака-лавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2016. - 478 с. - Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394020117.html
28. http://www.lihachev.ru Ариарский М. А. От осознания ценностей культуры к разра-ботке механизма инкультурации личности URL.
29. http://www.gks.ru
30. http://bukvi.ru/obshestvo/kulturologia/dosug-i-dosugovaya-deyatelnost-formy-dosugovoj-deyatelnosti.html