Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современный век информационных технологий, средства массовой информации выходят на первые позиции в процессе передачи и донесения информации до индивида. Практически, каждый человек, в той или иной мере, испытывает воздействие на собственное сознание средств массовой информации (СМИ). Современные рекламные технологии разрабатываются с учетом психологических особенностей индивида, группы, общества в целом, стремясь к тому, чтобы реклама оказывала влияние не только на сознание, но и на подсознание, с применением манипулятивных и шоковых технологий. Кроме того, благодаря телевидению и Интернету, реклама получает широкое распространение, что делает ее доступным и удобным инструментом массовой коммуникации.
Практика показывает, что наиболее эффективной является та реклама, в которой успешно используются определенные психологические механизмы, направляющие восприятие человека в нужном направлении. Умелое управление механизмами восприятия и использование механизмов воздействия на массовое сознание и поведение, помогает создавать и изменять в сознании образы различных явлений, формировать оценки этих явлений и побуждать людей действовать определенным образом. Исследование технологий, способных повлиять на психологические механизмы восприятия информации людей, в частности, нестандартных, шоковых технологий весьма актуально в современной науке. Кроме того, данные вопросы затрагивают этические, социальные, культурные, экономические аспекты общественного взаимодействия.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования: «Психосемантика рекламы».
Цель исследования: теоретическое и прикладное исследование психосемантики рекламы.
Задачи исследования:
- представить общую характеристику, классификацию и моделирование рекламы;
- описать психологическую составляющую рекламы и ее воздействие;
- рассмотреть психосемантику рекламы и особенности манипулирования в политической рекламе;
- провести анализ символики и механизмов воздействия на аудиторию избирателей в политической рекламе в период подготовки выборов Президента России 2018 года
Предмет исследования: психосемантическая наполненность рекламы.
Объект исследования: политическая реклама в период выборов президента РФ в 2018 году.
1.Теоретические аспекты исследования психосемантики рекламы
1.1. Общая характеристика, классификация и моделирование рекламы
В настоящее время в современной науке не сформировалось единого подхода к изучению рекламы и ее феноменов. Реклама находится на пересечении предметных областей целого ряда наук, в частности психологии, социологии, философии, коммуникативистики . Бесспорно, как с технической, так и с содержательной стороны особенности рекламы должны являться предметом изучения и психологии и маркетинга. В наиболее общем смысле рекламу можно определить как «коммуникацию с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении социальных, экономических, культурных и др. субъектов или объектов» . Реклама, таким образом, непосредственно взаимодействует с категориями восприятия и коммуникации. Акцент на изменении поведения людей, на которых воздействуют рекламные сообщения, чрезвычайно важен, так как он отличает рекламу от пропаганды и public relations. Несмотря на то, что реклама может подспудно выполнять и другие функции – например, формировать имидж – ее основополагающей целью всегда является воздействие на поведение, пусть даже это воздействие осуществляется самыми разными способами и не всегда напрямую.
Можно выделить два основных подхода к определению места рекламы в системе научного знания: реклама как один из видов коммерческой деятельности и реклама как самостоятельный социально-психологический феномен .
В большинстве случаев реклама работает с фундаментальными человеческими потребностями, взаимодействует с культурными стереотипами и убеждениями, оперирует более сложными и менее осязаемыми понятиями, часто не являющимися частью личного опыта человека, что не свойственно традиционной коммерческой рекламе, а потому ее следует признать самостоятельным социально-психологическим феноменом.
Отечественные специалисты Е.В. Егорова-Гантман и К.В. Плешаков определяют рекламу как форму непрямой коммуникации и в соответствии с этим выделяют следующие основные структурные элементы рекламного воздействия: источник сообщения, средства его доставки и адресат . Следует также разделять субъект, объект и предмет рекламы.
В предыдущие десятилетия пользовалось популярностью мнение, что реклама в большинстве случаев являет собой преимущественно однонаправленное воздействие субъекта на целевую аудиторию, хотя на самом деле в рекламной деятельности большую роль играет этап стратегического планирования, который подразумевает тщательное исследование запросов целевой аудитории – таким образом возникает некий баланс между целями субъекта и потребностями объекта . Также в ходе проведения рекламной кампании, предполагается постоянное получение обратной связи относительно эффективности рекламных сообщений.
Стоит отдельно отметить, что в последние годы сфера коммуникаций переживает период активной трансформации: развиваются цифровые технологии массовой коммуникации и рекламы. Сформировалось отдельное направление – digital реклама , которое включает в себя рекламу на вебсайтах, в блогах, в социальных сетях, контекстную рекламу в поисковых системах и другие способы рекламного воздействия онлайн. Серьезно трансформировали рекламу и социальную рекламу в частности, новые каналы коммуникации, которые в научной и публицистической литературе получили название «новые медиа» : социальные сети, блоги и разнообразные веб и мобильные приложения предполагают принципиально отличные модели воздействия на аудиторию: воздействие через взаимодействие. Во многих случаях объект рекламного воздействия сам становится субъектом коммуникация, образуя, таким образом, цепь, по которой передается рекламное сообщение. В любом случае, даже если абстрагироваться от digital рекламы, однонаправленные модели воздействия характерны только для ATL-рекламы (above the line) – традиционных видеороликов, рекламы на радио, билбордов, плакатов и простых баннеров в Интернете, тогда как значительная доля рекламных сообщений сейчас приходится на категорию BTL (below the line), в которую входит любая реклама, имеющая адресный и индивидуальный характер .
Перечисленные выше особенности предполагают наличие определенных изменений и дополнений в структуре рекламных взаимодействий. Например, В.Л.Музыкант предлагает включать в коммуникационную модель такие элементы, как подтекст, контекст и затекст . Подтекст представляет собой некую субъективную информацию, которая содержится в сообщении, но напрямую не вытекает из его основного содержания; контекст состоит из тех смысловых элементов, которые следуют непосредственно перед или же после рекламного сообщения и связаны с ним; затекст, в свою очередь, по мнению В.Л.Музыканта, заключается в определенных культурных контекстах, «духовной атмосфере», в которой создается сообщение.
За последние десятилетия исследователи рекламы и других форм непрямой массовой коммуникации разработали значительное количество моделей, включающих разнообразные дополнительные структурные элементы помимо традиционных субъекта, сообщения, каналов передачи и объекта (адресата). Например, чрезвычайно подробную модель предлагает И.М.Дзялошинский : с его точки зрения, в структуру коммуникационного воздействия необходимо включать субъект (источник), предмет, цели субъекта, информационный повод (повод для начала коммуникации), устоявшиеся в обществе принципы и нормы коммуникации, сообщение (смысл), текстовые и выразительные ресурсы, стратегии и технологии коммуникации, каналы передачи, посредников (конкретные люди, персонал), существующие коммуникационные институты, барьеры и помехи, контексты коммуникации, адресаты, результаты (обратная связь).
Относительно языковой наполненности рекламы – ее язык в целом, и рекламный дискурс в частности, можно часто наблюдать в рамках выражения его через СМИ . Это единственная профессиональная сфера, где коммуникация ориентирована на массового адресата. С точки зрения семиотики, рекламный дискурс – это определенная система коммуникации, которая имеет реальное потенциальное измерение в совокупности с речевыми актами, которые используются в рекламных диалогах и текстами, которые отображают коммерческие/социальные стратегии .
Значимыми компонентами языковой коммуникации, является манипуляция сознанием потенциального реципиента – информационно-психологическое воздействие, влияние которого, чаще всего, объективно человек не в состоянии оценить. Одним из ярких способов манипуляции сознанием является процесс «эвфемизации» - поиска подходящих слов для оформления информационных моделей с применением лозунгов и клише, метафор, «расплывчатых» фраз. Особенности рекламы, наряду с другими сферами человеческой деятельности, заключаются в ее дискурсивном характере, ведь большинство рекламных действий, в своей основе, являются речевыми. Неслучайно, многие ученые считают, что рекламная деятельность, вообще сводится к «деятельности языка», к вербальный деятельности .
Учитывая то, что в данном исследовании рассматриваются социально-психологические аспекты оформления рекламного дискурса, расширим перечень рассматриваемых функций. На данном уровне, выделяют :
1) регулятивную функцию (конативную/апеллятивную, призывно-побудительную), которая выражает компонент реализации воли, обосновывает роль языковых компонентов во влиянии на поведение реципиента (через побуждение к действию или ответу на вопрос, запрету действия или сообщения информации с целью изменить намерения адресата совершить определенное действие и т.п.);
2) функцию социального контроля, которая предполагает манипулирование общественным сознанием, использование символов это ориентация через формулирование конкретных целей на решение проблем в социальной реальности, в сознании;
3) функция социальной солидарности в рамках всего социума или определённых групп;
4) функция социальной дифференциации, разделения групп;
5) агональная функция (инициирование и разрешение социальных конфликтов, демонстрация несогласия действиями власти);
6) акциональная функция (реализация действий путем мобилизации или «наркотизации» населения, когда первая служит способом активизации, а вторая, представляет собой процесс «снижения бдительности», отвлечения внимания и снижения напряжения в группе) .
7) функция разрешения социальных конфликтов предполагает выражение несогласия, протеста против определенных действий/событий, активизация и организация сторонников и т.д.;
9) проекция в будущее и прошлое. Большая часть коммуникации посвящена прогнозированию будущего и размышлениям о прошлом (воссозданию прошлого). Прошлое анализируется с точки зрения предоставления образцов положительного или отрицательного опыта, возврат к которым применяется как прием аргументации. происходит романтизация образцов прошлого, отслеживается преемственность политического движения, которая создает ощущение стабильности. Обращение в будущее предполагает прогнозирование последствий выбора определенного альтернативного курса развития (здоровье, в случае отказа от курения или заболевание и смерть в противном случае и др.).
Так как реклама представляет собой целенаправленную деятельность, адресное воздействие на определенные группы людей с целью изменения их поведения, это предполагает, что она должна осуществлять некоторые коммуникативные функции. Традиционно принято выделять четыре функции рекламы: привлечение внимания, информирование, убеждение и побуждение к действиям .
Привлечение внимания является первичной задачей рекламы : если эта функция будет выполняться неэффективно, аудитория просто не обратит внимания на сообщения источника и коммуникация не состоится. Для грамотной разработки рекламных сообщений обычно задействуется значительный объем знаний в области психологии, связанный с особенностями психики и восприятия человека: подбираются специфические визуальные символы, цветовая гамма, определенные слова и выражения, звуковые эффекты. Так, например, считается, что наиболее простой и надежный способ привлечь внимание аудитории – предложить ей что-либо пугающее, шоковое или же, наоборот, приятное и соблазнительное .
Информирующая функция состоит в том, что рекламные сообщения должны транслировать аудитории определенные знания о рекламируемом объекте, раскрывать его наиболее значимые характеристики и свойства. На этом этапе ключевым критерием эффективности является понятность сообщаемой информации: рекламное сообщение должно использовать тот же язык и те же визуальные коды, что и целевая аудитория, а также учитывать культурные особенности, которые могут повлиять на коммуникацию.
Функция убеждения предполагает, что рекламируемый объект или субъект должен выглядеть значимым и привлекательным, способным удовлетворить потребности адресатов коммуникации. Необходимо, чтобы транслируемые в рекламе смыслы, взгляды, позиции и оценки казались верными и убедительными. Само по себе убеждение основывается на логических рассуждениях, приведении рациональных доводов, из которых аудитории предлагается сделать определенные выводы, однако необходимо учитывать, что значительный процент людей не всегда мыслит логически, скорее – эмоционально, поэтому часто более выгодно использовать определенные приемы и символы (слова, зрительные образы) для стимулирования некритического восприятия рекламных сообщений .
Наконец, побуждающая функция рекламы заключается в формировании определенных поведенческих моделей, что, как уже было упомянуто выше, является ее ключевой задачей. Под воздействием рекламных сообщений у адресата изменяются поведенческие установки в отношении определенных объектов, формируются мотивы для совершения действий, в которых заинтересован субъект коммуникации .
В соответствии с функциями можно выделить три основных этапа взаимодействия аудитории с рекламной информацией : восприятие, запоминание и вовлечение . На этапе восприятия человек впервые сталкивается с рекламной информацией и в большей степени реагирует на определенные стимулы и сигналы – на форму рекламных сообщений, не анализируя глубоко их содержание. Его сознание работает наподобие фильтра, отделяет потенциально важную информацию от неважной и допускает к дальнейшему осознанию и осмысливанию только те сообщения, которые заинтересовали человека и привлекли его внимание.
Далее идет этап запоминания, на нем информация из рекламных сообщений встраивается в структуру уже имеющихся у человека знаний, включается в его картину мира. Затем начинается этап вовлечения, который предполагает формирование определенной поведенческой реакции на полученную из рекламы информацию. Для вовлечения ключевое значение имеет уже не форма, а содержание рекламных сообщений: они должны отвечать на потребности аудитории, быть актуальными для нее.
Достижение целей и реализация функций рекламы происходит при помощи рекламных средств: они представляют собой определенные приемы и способы действия, используемые при создании рекламных сообщений, и отличаются от средств коммуникации, которые являются каналами передачи этих сообщений. Принято выделять две основные группы таких средств – рациональные и эмоциональные .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 227–228.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
3. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии, 1999. № 3. С.15-23.
4. Браун Дж.Ф. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов – М.: АСТ, 2002. – 280 с.
5. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. – 479 с. - С. 59.
6. Дейян А. Реклама / А.Дейян.- М.:Пргресс, 2008. – 176 с.
7. Евгеньева Т.В.Психология массовой политической коммуникации / Т.В.Евгеньева, А.В.Селезнева. - М.: Издательство Московского университета, 2013. – 299 с. С. 11.
8. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. СПб.: Питер, 2007. – 112 с.
9. Егорова-Гантман Е.В.Политическая реклама / Е.В.Егорова-Гантман, К.В.Плешаков. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 240 с.
10. Захаров О.В. Политическое манипулирование / О.В.Захаров // Инновации в образовании. – 2008. – № 7. – С. 10-19
11. Кацев A.M. О социолингвистическом подходе к проблеме эвфемизмов / А.М.Кацев. - Л.: Наука, 1975. – 264с.
12. Катернюк А.В. Практическая реклама / А.В.Катернюк. – Ростов н/Д, Феникс, 2008. – 428с.
13. Келли Г. Процесс казуальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 91-51
14. Куликова А.В. Реклама как социальный феномен / А.В.Куликова // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009, №1(13). – С.25-29
15. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. Русский язык конца XX столетия (1985—1995) /Л.П.Крысин// — М.: Языки русской культуры, 2000. – 196 с.
16. Кипрская Е.В. Политическая корректность как компонент политической культуры)/Е.В.Кипрская// Гуманитарные проблемы современного информационного общества: Мат-лы науч.-теор. студен.конф. – Киров: ВятГГУ, 2004. – С. 33-35.
17. Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.
18. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. – С.251-261.
19. Липпман У. Общественное мнение / У.Липпман. - М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. С. 103-105.
20. Майерс Д. Социальная психология /С.Майерс. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.
21. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика/Н.Б.Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. — 207 с.
22. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии / В.Л.Музыкант. – М: Армада-пресс, 2001. - 577 с.
23. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. СПб.: Питер, 2003. -160 с
24. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. - М.: Издательство «Прогресс-Академия», 1996. - 519 с.
25. Ольшанский Д.В. Психология масс /Д.В.Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – 576 с.
26. Орлова Л. 50 способов успешного манипулирования человеком / Л.Орлова. – Минск: Современный литератор, 2008. – 224 с.
27. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г.Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. –352 с.
28. Романов А.А. Механизмы привлечения внимания потребителя к рекламе / А.А.Романов// ЭИАП: Маркетинг. Менеджмент. Реклам: экон. теория, анализ и практика. - 2013. - № 6. С.109-123
29. Романов А.А. Реклама. Интернет-реклама / А.А.Романов. – Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. – 168 с.
30. Солодовникова, А.Н. Современная социальная реклама: способы воздействия на адресата: дис. … канд.филол. наук / Солодовникова Александра Николаевна. – Саратов, 2013. – 197 с.
31. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие /И.А.Стернин. – Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 2001. – 219 с.
32. Тард Г. Законы подражания / Г.Тард. – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
33. Ульянина О.А. Реклама в социопсихологическом видении: основные подходы к изучению / О.А.Ульянина //Вестник Волгогр.гос.ун-та. Сер.7.Философия., 2009, №1(9)
34. Узнадзе Д.Н. Психология установки /Д.Н.Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 414 с.
35. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Л.Фестингер. СПб.: Ювента, 1999. – 317 с.
36. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России / О.А.Феофанов. - СПб.: Питер, 2000. – 384 с. – С.265.
37. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. –448 с.
38. Шейнов В. П. Психология лидерства и власти / В.П,Шейнов. – М.: Ось-89, 2008. – 487 с. – С.367
39. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И.Шейгал //Дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. -. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2000. — 440 с.
40. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А.Шерковин. - М.: Издательство «Мысль», 1973. – 217 с.
41. Шибутани Т. Социальная психология / Т.Шибутани. – Р/н Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
42. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности /В.А.Ядов// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. – С.87-95
43. Jefkins F. Advertising. UK: Pearson Education Limited, 2000. – 110 p.
44. McStay A. Digital Advertising. UK: Palgrave Macmillan, 2010. – 274 p.