Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Высокая динамика внешней среды признаётся одним из наиболее значимых факторов развития организации и, как показывает практика, непосредственно влияет на эффективность ее деятельности. Это явление наблюдается практически во всех отраслях. Как правило, для характеристики подобного состояния среды используется термин «нестабильность». Ни одна совершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые возникают в результате изменений во внешней среде, а также развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи, с помощью которых осуществляется необходимая корректировка его деятельности (проводимой политики, планов).
Анализ внешней среды предприятия позволяет заблаговременно спрогнозировать всевозможные угрозы и риски, а также разработать план действий в случае возникновения непредусмотренных обстоятельств; изменить управленческую стратегию, которая позволяет предприятию достигать намеченных целей и обратить угрозы в выгодные возможности.
Любая организация представляет собой открытую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, представляющих собой единое целое. На данную систему в условиях динамичного и нестабильного рынка оказывают активное влияние множество факторов, особый интерес из которых представляют факторы внешней среды. Внешняя среда организации - это совокупность объектов и условий, находящихся вне организации и потенциально влияющих на результаты ее деятельности. Данная среда является основным источником не только ресурсов, но и проблем для современных предприятий. Внешняя среда объективна по отношению к организации и существует независимо от ее деятельности. В современных условиях каждому предприятию необходимо умело приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя. При правильном учете и прогнозе влияния внешних факторов повышается эффективность деятельности организации и снижается ее зависимость от внешних обстоятельств. Поэтому необходимо не только иметь четкое представление о том, что представляют собой факторы внешней среды, но и уметь их выявлять, анализировать и использовать результаты для корректировки своей деятельности.
Теоретические аспекты стратегического управления предприятием рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых: Аакер Д., Арутюнова Д.В., Семенов Г.А., Карпова А.В.. Однако преимущественное большинство работ авторов, которые занимались проблемами стратегического управления деятельностью предприятия, базируются либо на опытно-статистических, либо на нормативных методах, которые в нынешних условиях нестабильной внешней среды могут привести к их неадекватности.
Цель исследования – изучить и проанализировать методы анализа внешней среды предприятия.
Задачи исследования:
1) изучить методы анализа внешней среды предприятия;
2) проанализировать методы анализа внешней среды предприятия в ЗАО «Тандер».
Теоретическая значимость работы в изучении методов анализа внешней среды предприятия.
Методы исследования – анализ, сравнение.
1 Методы анализа внешней среды предприятия
1.1 Сущность и значение анализа внешней среды предприятия
В менеджменте существует такое понятие как «предпринимательская среда», под этим понимается наличие факторов и условий, которые влияют на работу предприятия и требуют адаптации к ним. Среда любой организации состоит из двух областей: внутренней и внешней.
Внешняя среда — это комплекс хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий, межгосударственных и национальных структур, а также других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия, и которые влияют на все сферы его деятельности. Внешнюю среду обуславливают внешние факторы влияния. Внешними факторами являются условия, которые предприятие не в силах изменить, но должно отслеживать в своей работе. Этими факторами выступают правительство, потребители, экономические условия и т.д.
Внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, а состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса. Внешняя среда существует независимо от деятельности предприятия, но необходимость ее учета обязательна в деятельности предприятия. При правильном учете влияния внешнего окружения, уменьшится зависимость результатов деятельности и эффективность работы предприятия.
Во внешней среде принято выделять факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда). Набор этих факторов и степень их влияния на результаты деятельности у каждой организации различны. Это зависит от среды, в которой приходится функционировать организации, ее специфики деятельности, размера, организационной структуры и так далее. Таким образом, можно говорить о сложности и индивидуальности внешней среды. Также следует упомянуть о ее многообразии и постоянных изменениях, происходящих в ней, поэтому внешнюю среду можно назвать крайне неустойчивой . Особенно быстрые изменения происходят в сфере телекоммуникаций, производстве компьютеров, биотехнологии и авиационно-космической промышленности . Но посредством анализа руководство может выявить те факторы, которые оказывают наибольшее влияние и которые представляют наибольшую опасность для организации как в настоящий момент, так и в долгосрочной перспективе.
К тому же, все факторы внешней среды взаимосвязаны, их нельзя рассматривать изолированно, поскольку изменение одного фактора оказывает влияние на другие факторы. Данный факт следует учитывать при анализе внешней среды, поскольку взаимосвязанность факторов превращает современные условия функционирования организаций в быстро изменяющиеся, что создает состояние неопределенности и требует принятия определенных управленческих решений. Микросреда - это факторы, сразу и непосредственно влияющие на деятельность организации. Следует заметить, что это влияние имеет двусторонний характер.
К факторам прямого воздействия можно отнести следующих стейкхолдеров: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, банки, государственные и муниципальные организации, акционеры, посредники. Так, например, интересы, потребности и поведение потребителей оказывают непосредственное влияние на уровень спроса или возможный ассортимент продукции, а действия конкурентов могут повлиять на объем продаж или уровень цен, устанавливаемых определенной организацией. Факторы косвенного воздействия создают общие для всех условия деятельности. К ним можно отнести: экономические и политические факторы, рынок труда и законодательную систему, природно-климатические условия, социально-культурные факторы и научно-технический прогресс. Например, географические условия определяют характер бизнеса, уровень средней заработной платы, а законодательная система влияет на деятельность организации посредством повышения НДС, налоговых ставок, тарифов и так далее. К такому окружению организации могут только приспосабливаться. Это предполагает подчинение, «уход» от влияния либо нейтрализацию неблагоприятных последствий.
Анализ факторов внешней среды позволяет организациям не только заблаговременно прогнозировать всевозможные угрозы и риски, но и помогает разработать план действий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Посредством анализа руководство может понять, какие факторы повлияли на изменения тех или иных показателей хозяйственной деятельности и что нужно сделать по отношению к данным факторам, чтобы достичь намеченных целей.
Внешняя среда и ее факторы, возникающие в окружающей среде, оказывают или могут оказать воздействие на деятельность предприятия, независимо от деятельности какой-либо определенной фирмы, но которые поэтому и требуют принятия важных и правильных управленческих решений. Впрочем, все эти факторы и оценка их влияния и воздействия на хозяйственную деятельность разные для каждой фирмы.
Анализ внешней среды предприятия – это оценка состояния и возможностей дельнейшего развития субъектов организации и факторов окружающей среды – рынки, отрасли, поставщики, а также более глобальные факторы внешней среды, на влияние которых предприятие не может воздействовать. Анализ проводится для того, чтобы получить данные о факторах, которые представляют наибольшую опасность, или же наоборот, предлагают новые возможности. Руководство предприятия должно сравнить положение фирмы и внешние условия: есть ли силы у предприятия воспользоваться этими возможностями, и проработать слабости, которые в дальнейшем способны осложнить проблемы.
В связи со своей постоянной изменчивостью внешняя среда является областью постоянного беспокойства для предприятий. В анализе внешней среды изучаются все аспекты, которые оказывают непосредственное воздействие на результаты деятельности предприятия. К аспектам внешней среды относятся: жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок; уровень конкуренции, доходы населения, демографические условия, и многое другое.
Управленческим обследованием называется метод, который используется для диагностики проблем . Управленческое обследование это методичная оценка различных функциональных зон предприятия. Данная оценка предназначена для выявления её сильных и слабых сторон. Управленческое обследование состоит из пяти функций:
1) финансы;
2) маркетинг;
3) производство;
4) человеческие ресурсы;
5) образ корпораций.
Существует множество методов анализа внешней среды предприятия.
Анализ внешней среды представляет собой инструмент, с помощью которого разрабатывается стратегия контроля внешних факторов предприятия для предвидения потенциальных угроз и открывающихся возможностей. Что позволяет грамотный анализ:
- прогнозирование угроз и своевременное обнаружение возможностей;
- превращение угроз в потенциальные возможности;
- разработка плана действия на случай непредвиденной ситуации;
- улучшение показателей хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.
Считается, что анализ нужно начинать с ближайшего окружения, а именно с потребителей. На первом этапе нам необходимо выявить целевую группу и удовлетворить ее потребности лучше, чем это делает наш ближайший конкурент. Этого можно добиться разными путями, однако общей рекомендацией является концентрация своих сильных сторон на слабых сторонах конкурента. Зная все достоинства и недостатки противника можно сделать прогноз относительно их потенциала и выстроить настоящую и будущую стратегию. Описанные действия позволят проанализировать лишь один из факторов внешней среды: это необходимо, однако вовсе не достаточно, потому что успешная деятельность достигается только при полном анализе факторов внешней среды, воздействующих на предприятие .
В настоящее время существует довольно большое количество методик оценки факторов внешней среды. Перечислим некоторые из них: T.E.M.P.L.E.S. - анализ, ETOM - анализ, PEST - анализ, STEEP - анализ, SWOT - анализ. Рассмотрим их
1.2 Анализ методов анализа внешней среды предприятия
«Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией» .
Безусловно, к основополагающим способам анализа среды организации относятся SWOT, PESTLE анализы, составление матриц угроз и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков А.П. Управление качеством: Учебник для бакалавров. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К », 2014. – 208 с.
2. Андрющенко А. С., Шарапова В. М., Шарапова Н. В. Маркетинг внутренних и внешних факторов компании // Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 3-4. С. 48-55.
3. Багрецов Н. Д. Теоретические основы предприятия и его конкурентоспособности: системный субъективно-объективный подход // Аграрный вестник Урала. 2010. № 7 (73). С. 11-14.
4. Баркалов С.А. Менеджмент: учебное пособие / С.А. Баркалов, В.Н. Золотарев, А.И. Половинкина, Н.Ю. Калинина.- Воронеж: Воронеж. гос. арх.- строит. ун-т, 2008.- 187 с.
5. Волкова И. А., Попова А. Ю. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Концепт. – 2016. – Спецвыпуск № 04.
6. Воронин Б.А., Светлаков А.Г., Шарапова В.М. Программно-целевой метод управления сельским хозяйством как фактор конкурентоспособности // Аграрный вестник Урала. 2012. № 5 (97). С. 91-94.
7. Воронин Б.А., Воронина Я.В., Багрецов Н.Д., Донник И.М., Кот Е.М., Лоретц О.Г., Набоков В.И., Некрасов К.В., Пустуев А.Л., Рущицкая О.А., Семин А.Н., Чупина И.П., Шарапова В.М., Хмельницкая З.Б. Теоретические проблемы экономики, управления, маркетинга /Екатеринбург, 2016.
8. Гвоздев Н.И., Основы менеджмента / Н.И. Гвоздев, А.Н. Древаль.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.- 188 с
9. Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией. Журнал Экономические исследования, 2015г., вып.№2
10. Драчева Е.Л. Менеджмент : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования // Е.Л. Драчева, Л.И.Юликов. — 13 - е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 304 с
11. Ковалев В. А. Современный стратегический анализ : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
12. Кораблев А. И. Современный стратегический анализ: учебное пособие для магистров по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент»: учеб.пособие / А.И. Кораблев, И.Н. Иготти. — Электрон.дан. — Санкт-Петербург: СПбГЛТУ, 2015. — 48 с
13. Крохалев А. А., Серебров А. С. Типология видов экономического анализа // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 1. С. 230-236
14. Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. А. Н. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 645 с
15. Носкова Н.С., Шарапова В.М. Анализ факторов дальнего окружения (PEST-анализ) для фирмы ООО «Натиру»// Молодежь и наука. 2017. № 1. С. 90.
16. Погудина К. Р., Шарапова В. М. Разработка проекта развития компании // Молодежь и наука. 2017. № 1. С. 91
17. Стахеев Д.Э., Шарапова В.М. Анализ рынка: анализ конкуренции на рынке // Молодежь и наука. 2016. № 11. С. 56.
18. Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. 2017. № 2. С. 51-55.
19. Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Стратегическое планирование и разработка стратегических программ развития АПК //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-3 (25). С. 295-299.
20. Шарапова В.М. Семь нот агромаркетинга //Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № S25. С. 386-391.
21. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Лагутина Е.Е. Стратегический анализ, или с чего начать?//Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1(81-1). С. 634-637.
22. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Шарапова В.М. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 1158-1161.
23. Шарапова В. М., Пустуев А. Л., Мингалев В. Д., Хмельницкая З. Б. Формирование конкурентной среды на продовольственном рынке // Аграрный вестник Урала. 2012. № 4 (96). С. 103-106.
24. Шарапова Н. В., Шарапова В. М. Стратегическое планирование и разработка стратегических программ развития АПК // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-3 (25). С. 295-299.
25. Аналитический центр НАФИ - https://nafi.ru/analytics/issledovanie-problemy-biznesa-v-rossii-segodnya/
26. Индекс восприятия коррупции - https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indeksevospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html
27. Отварухина Н. С. Современный стратегический анализ: учебники практикум для бакалавриата и магистратуры / Отварухина Н.С., В.Р. Веснин. – М.: Издательство Юрайт, 2016 – 427 с. – Серия: Бакалавр, магистр, Академический курс. - https://www.rbc.ru/economics/11/09/2014/570421fa9a794760d3d415fa
28. ТАСС // журнал - https://tass.ru/ekonomika/1347339