Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов – столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.
Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Знание истории ритуала бракосочетания, в том числе свадебной поэтики помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.
Актуальность работы состоит в том, что устаревшая лексика современного русского языка нуждается в тщательном изучении и сохранении результатов исследования в цифровом формате: в цифровую эпоху имеется возможность задокументировать и сохранить для потомков русский язык в его развитии, проявлениях во всех сферах человеческой жизни.
Цель работы – исследовать поэтику свадебных песен Бирилюсского района.
Задачи работы – проследить историю развития свадебной песни, выявить лингвистические особенности, характерные для свадебной поэтики Бирилюсского района.
Объект исследования – свадебные песни Бирилюсского района
Предмет – Свадебная песня Бирилюсского района
Для написания работы использовалась монография Круглова, а также различная исследовательская литература. Ее можно разделить на несколько групп: этнографические очерки (Костомаров Н.И., Бернштам Т.А., Топорков А.Л.), исследования по истории свадебной песни, а также непосредственно литература, посвященная свадебной поэтике.
Новизна исследования в данной работе заключается в изучении поэтики отдельного района Красноярского края. На взгляд автора в подобное изучение необходимо провести во всех районах России.
Структура курсовой работы обусловлена ее целями. Курсовая работа состоит из Введения, Главы 1 «ТЕОРИЯ СВАДЕБНОЙ ПОЭТИКИ И ГРУППИРОВКА ПЕСЕН ПО Ю.Г. КРУГЛОВУ», Главы 2 «АНАЛИЗ СВАДЕБНОЙ ПОЭТИКИ БИРИЛЮССКОГО РАЙОНА», Заключения и списка литературы.
I. ТЕОРИЯ СВАДЕБНОЙ ПОЭТИКИ И ГРУППИРОВКА ПЕСЕН ПО Ю.Г. КРУГЛОВУ
Свадебные песни Бирилюсского района Красноярского края в художественном отношении представляют собой удивительный - сложный и красочный – мир возвышенных поэтических образов и проникновенных мелодий. За лаконичностью и скромностью полузабытых напевов скрываются семантически богатые тексты, как на музыкальном, так и на вербальном уровнях. Красота-целесообразность таких текстов не может открыться случайному наблюдателю, поверхностному слушателю, не знакомому с языком народных символов и знаков в традиционной народной песне.
В представленных Бирилюсских свадебных песнях ярко проявились черты, характерные для традиций края и свадьбы в целом, красноярского стиля в частности, а также яркие признаки обособленной локальной очаговой традиции, поскольку красноярские села как бы обособлены от других населенных пунктов края.
Основным материалом, с которым сравниваются Бирилюсские песни и который остается за пределами читательской доступности, служат сотни записей и расшифровок народных песен севера России, выполненных на факультете музыкальной фольклористики Красноярским государственным институтом искусств.
Прежде, чем перейти к анализу конкретного материала, остановимся на некоторых общих вопросах, касающихся вообще всего русского свадебного фольклора, а также на актуальных проблемах типологии свадебных песен.
Свадебные песни в системе обряда являются важнейшим компонентом, одним из главных инструментов для совершения магического акта перехода молодых людей в другую половозрастную группу, а невесты – в другой род. Они несут в себе важнейшую информацию о сущности обряда, о назначении тех или иных обрядовых действий и их последовательности, они создают особое предписанное обрядом эмоциональное состояние, атмосферу священнодействия, создают особую драматургию переживаний для осознания исключительной важности происходящего обряда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэтические произведения, входящие в свадебный обряд, имели разнообразные и достаточно сложные функции, так как сопровождали различные моменты свадебного «представления». Печальные переживания невесты раскрывались в ее причетах, с которыми выступали не только она, но и ее близкие: мать, старшие сестры и подруги. Многие песни служили тем же целям, но их смысл и значение были более сложными: передавая переживания и чувства невесты и жениха, они в то же время художественно иллюстрировали то, что происходило на свадьбе. Свадебные песни содержали пожелания красоты, богатства, здоровья и счастья жениху невесте. В первой половине свадьбы преобладали песни печальные, во второй – пелись веселые и торжественные, так как обряд от «величанье», начинаясь с жениха и невесты, переходило затем и на всех остальных участников свадьбы. Функцию увеселения, но в особенно забавной, комической, «фарсовой» форме выполняли все песни, обращенные к свату, свахе и к дружке, а также все присловья, шутки и прибаутки их самих.
Состав семейно-обрядового фольклора сложен. Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания.
В произведениях свадебной поэзии используются различные художественные средства: психологический параллелизм, обращения, символы («зеленый сад» - молодость), эпитеты («сердечный друг»), олицетворения, инверсии, сравнения, метафоры, звукопись. Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении так называемых песенных героев и окружающей их жизненной обстановки.
Таким образом, художественные особенности свадебной поэзии настолько разнообразны, что потребуется ни одно столетие, чтобы изучить их. Обрядовая поэзия составляет огромную часть устного народного творчества.
Каждый должен знать фольклор, так же как традиционное народное изобразительное искусство, народную музыку, древнейшую архитектуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни:М. высшая школа, 1978г.,-215с.
2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. Ю. Г. Круглов. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Русское поэтическое творчество. Т II, Книга I. / под ред. Д.С. Лихачева. М-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1955.
4. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. / Сост К. Чистов, Б. Чистова. - Л.: Художественная литература,1984.
5. Русское народное поэтическое творчество. / Сост. А.В. Новиков. - М.: Высшая школа, 1986.
6. Рюриков. Ю. Совет да любовь. - М.: Московский рабочий, 1984.
7. Смолка. К. Правила хорошего тона. - М.: Прогресс, 1984.
8. Чердынская свадьба. / Сост. И. Зырянов.- Пермь: Пермское книжное издательство, 1969.