Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная и научная актуальность исследования. Правовая система горских народов Северного Кавказа вызывала интерес в России с начала ХIХ века. Это было связано с вхождением данных территорий в состав Российской империи и вызвало оживленные дискуссии в обществе. Интерес усиливался оказываемым горскими народами продолжительным сопротивлением иностранному завоеванию. Со второй половины XIX века начался процесс кодификации норм обычного права с целью выявить единую целостную систему горских народов региона. Накопленный эмпирический материал позволил приступить к теоретическому осмыслению, однако обычное право горских народов Северного Кавказа чаще всего не рассматривалось в качестве источника законодательства. В связи с чем возникали перманентные противоречия между нормами обычного права и нормами российского законодательства. Обычное право (адаты) учитывало такие факторы, как целесообразность, фактические обстоятельства, определяющие индивидуальный подход к каждому делу, а также личности сторон конфликта. Можно отметить, что данная особенность повлекла за собой дополнительные сложности при утверждении норм российского, а позже советского права. Более того, как показывают события новейшей российской истории, противоречия между нормами государственного регулирования и адатами по-прежнему сохраняются.
4
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА 1.1 Понятие и сущность правовой системы
Существует несколько определений права, которые имеют как общие, так и отличительные черты. Так, словарь Коллинза определяет право как систему правил, которую общество или государство разрабатывает для борьбы с преступностью, регулируя социальные отношения и деловые связи1. Кембриджский словарь определяет право как систему правил, обычно устанавливаемых правительством, которые используется для определения порядка поведения общества2. Российский правовед И. Зенин считает, что «право в объективном смысле – это социальный институт, совокупность правовых норм, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Поскольку субъекты права в дозволенных им пределах могут поступать по своему усмотрению, право нередко называют мерой свободы. В любом, в том числе в правовом государстве нет и не может быть тотальной свободы. Свободное поведение каждого субъекта при помощи права соразмеряется с аналогичным поведением других субъектов»3. В свою очередь, правовая система представляет собой «совокупность правовых норм, разделенных на отрасли права, правовые суперинституты («подотрасли»), институты и субинституты. Существуют такие правовые институты как форма правления, избирательное право (в конституционном праве), административные правонарушения в области торговли (в 1 Law. Collins Dictionary. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/law (дата обращения: 02.10.2019) 2 Law. Cambridge Dictionary. - [Электронный ресурс]URL: - https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/law (дата обращения: 02.10.2019) 3 Зенин И.А. Основы права. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. С. 6.
5
административном праве), бюджетное и налоговое право (в финансовом праве), преступления против мира и безопасности человечества (в уголовном праве), время труда и время отдыха (в трудовом праве), брак и семья (в семейном праве), право собственности и наследование (в гражданском праве)»1. Другими словами, вся совокупность правовых средств, взаимосвязанных, взаимодействующих и согласованных между собой, регулирующих общественные отношения, представляет собой правовую систему. Сюда же относятся элементы, характеризующие уровень правового развития данной страны. Правовая система тесно связана с понятием права и основывается на нем. Вместе с тем, правовая система гораздо шире и не сводится только к праву, но является комплексным образованием и вбирает в себя все, что относится к правовой, или юридической тематике. Важнейшее значение имеет структура правовой системы, ее основные элементы и связи между ними. Именно это определяет содержание и форму правовой системы.
1 Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД, 1993. С. 85.
6
1.2 Правовой обычай и обычное право (адаты) горских народов
Адат - термин, используемый для описания системы обычаев и норм, применяемых на Северном Кавказе среди горских народов1. Хотя существуют определенные различия между разными этническими группами и даже кланами в понимании и интерпретации адата, в сущности, он заключает в себе то, что значит быть принадлежащим к данной этнической группе. Традиции адата влияют на различные аспекты общественной жизни и, в частности, способствуют распространению практики гостеприимства, регулируют отношения между мужчинами и женщинами, а также обычай кровной мести. Истоки адата на Северном Кавказе уходят еще в доисламские времена. Так, в конце четвертого столетия нашей эры христиане были первыми, кто попытался обратить горские народы региона в свою религию, но не добился успеха2. Первые попытки принести суфийскую традицию ислама на Северный Кавказ относятся к середине седьмого века, однако ислам не утвердился в регионе ни в этот период, ни в последующие. Существенные сдвиги среди горских народов в этом вопросе не происходили вплоть до XIX века. Однако затем, постепенно, некоторые элементы исламского права становились частью традиционного адата, формируя уникальную правовую систему региона3. На Северном Кавказе адаты регулировали все социальные конфликты и криминальные действия: от изнасилования и убийства до использования земельных и водных ресурсов и, что особенно важно, вопросы общей защиты земель.
1 Nicolè M. Ford. Adat (Chechnya). - [Электронный ресурс]URL: - http://www.informality.com/wiki/index.php?title=Adat_(Chechnya) (дата обращения: 02.10.2019) 2 Gremer, M. 2012. ‘The Instrumentalisation of Religious Beliefs and Adat Customary Laws in Chechnya’ in G. Pickel (ed.), Transformations of religiosity: Religion and Religiosity in Eastern Europe 1989-2010. Wiesbaden: Springer VS: 197-212 3 Yemelianova, G. 2015. ‘Islam, nationalism and state in the Muslim Caucasus.’ Caucasus Survey, 1(2): 3–23
7
Учитывая горизонтальный характер взаимоотношений в горских обществах, подразумевающих отсутствие общепризнанной верховной власти и принцип равенства между кланами, приверженность адату - это то, что поддерживало социальный порядок в обществе на протяжении столетий в условиях нехватки вертикальных общественных связей. При том, что адат не является письменно задокументированным сводом законов, он представляет собой достаточно стройную правовую систему. В частности, очень подробно регулировались взаимоотношения полов. Для парней и девушек ключевыми принципами поведения были скромность и сдержанность. Традиционно матери учили своих дочерей быть домохозяйками, служить своим мужьям, отвечать за чистоту и порядок в доме, а также, в соответствии с принципами гостеприимства, быть готовыми принимать гостей в любое время суток. Отцы учили своих сыновей заботиться о своих будущих семьях, уважать своих матерей и старших по возрасту, быть сильными как духовно, так и физически. Традиционно мальчики жили дома до тех пор, пока не были в состоянии создать собственную семью. Парням и девушкам нельзя было встречаться, так как подобные встречи без формального брака бесчестят семьи, согласно адату1. В таких условиях до вступления в брак девственность становилась обязательным условием как для мужчин, так и для женщин, хотя потеря девственности для мужчины не считалась таким же по уровню событием, как для женщины. Женщина, потерявшая девственность вне брака, согласно адату, в лучшем случае должна быть изгнана из своей семьи или же, в худшем случае, семья или родственники могут совершить убийство чести. Единственными исключениями, сделанными в связи с отсутствием женской девственности в день брака, являются те, когда женщина разведена или стала вдовой2.
1 Souleimanov, E. 2014. An ethnography of counterinsurgency: kadyrovtsy and Russia's policy of Chechenization. Post-Soviet Affairs, 31(2): 91–114 2 Souleimanov, E. Ditrych, O. 2008. ‘The Internationalisation of the Russian - Chechen Conflict: Myths and Reality’, Europe-Asia Studies, 60(7): 1199–1222.
8
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ГОРСКИХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
2.1 Процесс исламизации и распространение шариата среди горских народов Северного Кавказа в ходе Кавказской войны
Кавказская война оказалась наиболее продолжительной кампанией Российской империи в ХIХ веке. Завоевание Северного Кавказа в течение 1817-1864 годов коренным образом изменило ситуацию с существовавшей правовой системой в регионе. Военная кампания велась с применением методов этнических чисток и массовых переселений. Особенностью конфликта был принципиально иной тип войны, с которым столкнулась Российская империя. Лидером горских народов, сражавшихся против российской армии, был имам Шамиль, аварский глава государства Имамат в Дагестане. Само существование Имамата свидетельствовало о резком усилении влияния исламского права в регионе, и отражало изменившуюся правовую ситуацию на Северном Кавказе, меняя баланс сил между адатом, шариатом и российской правовой системой1. Тактика, избранная российским военным командованием, предусматривала применение все более жестких карательных мер против преимущественно партизанской войны со стороны горских народов. Методы ведения войны, приводившие к значительным жертвам и, в соответствии с адатом, побуждавшие использовать принцип кровной мести, вызвал фактическое объединение горских народов Северного Кавказа перед лицом иностранного завоевания. Вследствие продолжительного конфликта на территории, охватывающей Чечню, Дагестан и некоторые другие районы, главной
1 Patrick J. Ambrogio. Islamizing an Insurgency: Considerations on Radicalization in the North Caucasus. - [Электронный ресурс]URL: - https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/729309 (дата обращения: 02.10.2019)
9
мобилизующей силой нового военно-политического движения под руководством имама Шамиля стал ислам. В Российской империи это движение было обозначено как мюридизм, что означало ученика-суфия, подчиненного лидеру, или мюршиду. Отношения между мюридом и мюршидом были религиозными по своей сути. Дополнительно было введено политическое измерение, которое было необходимо для формального объединения против внешнего врага. Первоначально, сразу после основания имамата на Кавказе в 1828 году, суфийские лидеры провозгласили Гази Мухаммеда, дагестанского имама и союзника Шамиля, первым лидером этого государства. Со временем радикальные члены имамата усиливали давление на Шамиля, чтобы он пересмотрел тактику, предусматривавшую нанесение неожиданных ударов и отступление, в пользу более агрессивного ведения войны1. Традиционное адатское право постепенно отступало перед исламской правовой системой, которая, в свою очередь, укоренялась в местной правовой системе благодаря собственной адаптивности, выразившейся в конечном итоге в формировании специфического варианта исламского права Северного Кавказа2.
1 Tsvetelina Tsvetkova. Muridism as a Stateforming Element of Imam Shamil`s Imamate (1834–1859). - [Электронный ресурс]URL: - https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/351565 (дата обращения: 30.09.2019) 2 Джалалова С.М. Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/adat-kak-fenomen-pravovoy-kultury-narodov-yuzhnogo-dagestana (дата обращения: 30.09.2019)
10
2.2 Правовая политика и распространение законодательства Российской империи на Северном Кавказе во второй половине XIX века
После окончания военных действий в 1864 году российская администрация на Северном Кавказе начинает осуществлять проведение преобразований, которые происходили параллельно реформированию в Российской империи в целом. В частности, в 1866 году учреждается так называемый «Кавказский комитет по освобождению зависимых сословий в горских племенах Кавказа». В ходе работы этого комитета на протяжении двух следующих лет осуществлялось освобождение от крепостного права зависимых крестьян на территории современных Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Осетии, а также кочевых этносов Ставропольской губернии. Согласно юридическим нормам, мужчины освобождались за выкуп в сумме от 180 до 500 рублей, а дети и старики освобождались без внесения платежей. В целях реализации принципов проведения реформ повсеместно были созданы мировые посреднические суды. В их состав включались горская знать и духовенство. В то же время, Российской империи проводимые освободительные реформы оказались непоследовательными и половинчатыми. В частности, в Дагестане данный процесс осуществился лишь частично, поскольку не затронул крестьян ряда районов, таких как Шамхальства Тарковского, Мехтулинского ханства и Присулагского наибства, крестьяне которые оставались в зависимости вплоть до 1913 года1. Несмотря на прогрессивный характер реформ, проводимых СанктПетербургом, они все же осуществлялись так, чтобы не были ущемлены права элиты, соблюдалось спокойствие в едва покоренном регионе. Освобожденные крестьяне чаще всего оказывались в крайне тяжелом
1 Мухаджирство и реформы на Северном Кавказе в 19 веке. - [Электронный ресурс]URL: - https://ncau.ru/23/ (дата обращения: 02.10.2019)
11
положении, поскольку в их распоряжении не было ни орудий труда, ни земли. В тот же период шло определение административно-территориального устройства Северного Кавказа как неотъемлемой части в составе Российской империи1. Крупнейшим региональным центром становится Екатеринодар (Краснодар), столица Кубанской области. В этой части население состояло в основном из казачества и крестьян-переселенцев из различных регионов России и Украины. Горские народы в Кубанской области оказались распределены по пяти округам: Псекупский (адыги), Лабинский (адыги), Урупский (черкесы, ногайцы, армяне), Зеленчукский (черкесы, абазины, ногайцы), Эльбруский (карачаевцы и абазины). Согласно новому административному делению была создана Терская область со столицей во Владикавказе. Внутри области также были организованы национальные округи, в которых проживало горское население, составлявшее большинство. Оседлое население было представлено казаками. Национальные округа получили названия Ингушский, Грозненский, Георгиевский, Владикавказский, Веденский, Кизлярский, Хасавюртовский. Частью административных реформ можно обозначить и ликвидацию ханств и феодальных владений в горном Дагестане в период с 1858 по1867 годы. На их месте была образована Дагестанская область со столицей в городе Порт-Петровск. Сама область включала в себя девять округов: Андийский, Аварский, Гунибский, Даргинский, Кюринский, Кайтаготабасаранский, Кази-кумухский, Самурский, Темирханшуринский.
1 Омарова С.И. Источники и основные черты обычного права Салатавии. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-i-osnovnye-cherty-obychnogo-prava-salatavii (дата обращения: 30.09.2019)
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Системы обычного права основаны на моделях поведения или правовых обычаях, которые стали восприниматься как правовые требования или правила поведения в конкретной стране. Законы обычных правовых систем обычно не носят письменного характера, и часто определяются старейшинами, передаются из поколения в поколение. На протяжении столетий адат как система обычного права служил главным нормативным регулятором горских народов Северного Кавказа. Религиозные правовые системы - это системы, в которых законы вытекают из текстов или традиций в рамках данной религиозной традиции. Несмотря на многочисленные попытки построить подобную систему на Северном Кавказе, вплоть до начала Кавказской войны в регионе доминировал адат. В ходе военных действий Российской империи на Кавказе произошло резкое усиление исламского права, что привело к формированию смешанной правовой системы, то есть такой, в которой две или более правовых систем сосуществуют вместе. В течение этого времени у северокавказских этносов адат и шариат выступали как нормативно-ценностные регуляторы отношений в обществе и поддерживали правовой порядок. Во второй половине ХIХ века наступает период, когда правовая культура на Северном Кавказе, ее внутреннее развитие характеризуется длительной исторической эволюцией, в основе которой стало взаимное приспособление и объединение национального права северокавказских народов и российского права в процессах развития отечественных правовых систем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Источники:
1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: Том XII. Тифлис: Издательство: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1904. 1558 с. 2. Всеподданнейший отчет наместника Кавказского по гражданскому управлению Кавказским и Закавказским краем, 1863-1871. - [Тифлис : Б. и., 1871]. - 43 с. 3. Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказской армией по Военно-народному управлению за 1863-1869 гг. - СПб.: Воен. тип., 1870. - II, 120 с. 4. Исторический очерк кавказских войн от их начала до присоединения Грузии. / Сост. В. А. Потто, В. И. Томкеев, М. А. Рукевич, Е. Г. Вейденбаум; под ред. В. А. Потто. - Тф.: Тип. Канц. Главнонач. гражд. частью на Кавказе, 1899. - 332 с.
Литература:
5. Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородская ВШ МВД, 1993. 540 с. 6. Зенин И.А. Основы права. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. 184 с. 7. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи, 1802 - 1917 гг. Историко-правовое исследование. М.: Наука, 1983. 149 с. 8. Казиев, Ш. Имам Шамиль. - М.: Молодая гвардия, 2003. 377 с. 9. Yemelianova, G. 2015. ‘Islam, nationalism and state in the Muslim Caucasus.’ Caucasus Survey, 1(2): 3–23 10. Gremer, M. 2012. ‘The Instrumentalisation of Religious Beliefs and Adat Customary Laws in Chechnya’ in G. Pickel (ed.), Transformations of
14
religiosity: Religion and Religiosity in Eastern Europe 1989-2010. Wiesbaden: Springer VS: 197-212 11. Johnson, H. 2009. ‘Ritual, Strategy, and Deep Culture in the Chechen National Movement’, Critical Studies on Terrorism, 1(3): 321–342. 12. Souleimanov, E. 2014. An ethnography of counterinsurgency: kadyrovtsy and Russia's policy of Chechenization. Post-Soviet Affairs, 31(2): 91– 114 13. Souleimanov, E. Ditrych, O. 2008. ‘The Internationalisation of the Russian - Chechen Conflict: Myths and Reality’, Europe-Asia Studies, 60(7): 1199–1222.
Интернет-материалы:
14. Албогачиева М.С. Месть, вражда, закон: история и современность (на примере Республики Ингушетия) - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/mest-vrazhda-zakon-istoriya-isovremennost-na-primere-respubliki-ingushetiya (дата обращения: 28.09.2019) 15. Волгина А.П. Адатное судопроизводство на Северном Кавказе в ХIХ веке: историко-правовой аспект. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/v/adatnoe-sudoproizvodstvo-na-severnom-kavkazev-xix-veke-istoriko-pravovoy-aspekt (дата обращения: 28.09.2019) 16. Волхонский М., Муханов В., Ярлыкапов А. Ислам в процессе консолидации власти в Чечне (1990-е — начало 2000-х гг. - [Электронный ресурс]URL: - https://mgimo.ru/about/news/departments/islam-v-protsessekonsolidatsii-vlasti-v-chechne-1990-nachalo-2000-gg/ (дата обращения: 30.09.2019) 17. Гоов И.М. Эволюция обычного права у кавказских народов: этапы развития. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-obychnogo-prava-u-kavkazskihnarodov-etapy-razvitiya (дата обращения: 28.09.2019)
15
18. Гусейнов Ю. Нормы адата и шариата в обрядах и обычаях, связанных с рождением и воспитанием детей у кумыков в XIX - начале XX века. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/normyadata-i-shariata-v-obryadah-i-obychayah-svyazannyh-s-rozhdeniem-i-vospitaniemdetey-u-kumykov-v-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 30.09.2019) 19. Гучетль Л. Адаты горцев Северного Кавказа- [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/adaty-gortsev-severnogo-kavkaza (дата обращения: 30.09.2019) 20. Джалалова С.М. Адат как феномен правовой культуры народов южного Дагестана. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/adat-kak-fenomen-pravovoy-kultury-narodovyuzhnogo-dagestana (дата обращения: 30.09.2019) 21. Имам Шамиль. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/171025/ (дата обращения: 30.09.2019) 22. Омарова С.И. Источники и основные черты обычного права Салатавии. - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-i-osnovnye-cherty-obychnogo-pravasalatavii (дата обращения: 30.09.2019) 23. Магомеднаби М.А. Традиционное право народов Северного Кавказа и современное российское законодательство - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-pravo-narodovsevernogo-kavkaza-i-sovremennoe-rossiyskoe-zakonodatelstvo (дата обращения: 30.09.2019) 24. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации. - [Электронный ресурс]URL: - https://constitution.garant.ru/science-work/modern/3540062/ (дата обращения: 02.10.2019) 25. Мусаева А.Г. Характерные черты адатного права у горцев Дагестана. - [Электронный ресурс]URL: -
16
https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-cherty-adatnogo-prava-u-gortsevdagestana (дата обращения: 30.09.2019) 26. Мухаджирство и реформы на Северном Кавказе в 19 веке. - [Электронный ресурс]URL: - https://ncau.ru/23/ (дата обращения: 02.10.2019) 27. Правовая система: понятие и классификация. - [Электронный ресурс]URL: - https://lawbook.online/belarus-gosudarstva-pravateoriya/141pravovaya-sistema-ponyatie-43274.html (дата обращения: 02.10.2019) 28. Сотников А.А. Обычное право и первые законодательные акты Российской администрации на Северном Кавказе (1850−1860-е годы). - [Электронный ресурс]URL: - https://cyberleninka.ru/article/n/obychnoe-pravo-ipervye-zakonodatelnye-akty-rossiyskoy-administratsii-na-severnom-kavkaze1850-1860-e-gody (дата обращения: 02.10.2019) 29. Valery Dzutsati, David Siroky and Khasan Dzutsev. The Political Economy of Support for Sharia: Evidence from the Russian North Caucasus. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.cambridge.org/core/journals/politicsand-religion/article/political-economy-of-support-for-sharia-evidence-from-therussian-north-caucasus/12E1F62A5C2C1FD2986D71C772C31145 (дата обращения: 30.09.2019) 30. Emil Souleimanov, Slavomír Horák. Islam, Islamism, and Terrorism in the Northern Caucasus and Central Asia: A Critical Assessment. - [Электронный ресурс]URL: - https://ifsh.de/fileCORE/documents/yearbook/english/06/SouleimanovHorak-en.pdf (дата обращения: 30.09.2019) 31. Francesca Mereu. Russia: Islam Plays Fundamental Role In North Caucasus Life. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.rferl.org/a/1098393.html (дата обращения: 30.09.2019) 32. Guide to International and Foreign Law Research. A Quick Primer on the World's Legal Systems. - [Электронный ресурс]URL: -
17
https://guides.law.sc.edu/c.php?g=315476&p=2108388 (дата обращения: 02.10.2019) 33. Law. Collins Dictionary. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/law (дата обращения: 02.10.2019) 34. Law. Cambridge Dictionary. - [Электронный ресурс]URL: - https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/law (дата обращения: 02.10.2019) 35. Legal System Law and Legal Definition. - [Электронный ресурс]URL: - https://definitions.uslegal.com/l/legal-system/ (дата обращения: 02.10.2019) 36. Legal systems in the Russian Federation: overview. - [Электронный ресурс]URL: - https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/w-0102803?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true&bhcp=1 (дата обращения: 02.10.2019) 37. Maciej Falkowski. Russia’s ‘Middle East’: the escalation of religious conflicts in the Northern Caucasus. - [Электронный ресурс]URL: - https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2016-04-04/russiasmiddle-east-escalation-religious-conflicts-northern (дата обращения: 30.09.2019) 38. Nicolè M. Ford. Adat (Chechnya). - [Электронный ресурс]URL: - http://www.in-formality.com/wiki/index.php?title=Adat_(Chechnya) (дата обращения: 02.10.2019) 39. Patrick J. Ambrogio. Islamizing an Insurgency: Considerations on Radicalization in the North Caucasus. - [Электронный ресурс]URL: - https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/729309 (дата обращения: 02.10.2019) 40. Tsvetelina Tsvetkova. Muridism as a Stateforming Element of Imam Shamil`s Imamate (1834–1859). - [Электронный ресурс]URL: - https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/351565 (дата обращения: 30.09.2019)
18
41. Uwe Halbach. Islam in the North Caucasus. - [Электронный ресурс]URL: - https://journals.openedition.org/assr/18403?lang=en (дата обращения: 30.09.2019)