Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В работе с лицами с ЗПР следует придерживаться комплексного подхода, целью которого является всестороннее воздействие специалистов различных областей.
Одной из таких областей является арт-терапия, которая включает в себя все виды искусства и творчества. В данный момент не существует единого подхода к проведению занятий по арт-терапии, что позволяет педагогу пробовать и совершенствовать уже существующие методики, а также экспериментировать и создавать новые.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) для лиц с ЗПР является проводником между образом своего тела и внешним миром. Помогает лицам с ЗПР осознать границы своего «Я», приобрести уверенность и найти комфортные способы общения с окружающим обществом. Что, в свою очередь, является основой для успешного дальнейшего обучения. Поэтому важно изучать существующие формы проведения занятий, совершенствовать их и разрабатывать новые.
Цель исследования: выявить оптимальные пути коррекционной работы лиц с ЗПР с применением креативно телесных практик.
Объект исследования: организация занятий хореографией для лиц с ЗПР и их коррекционная составляющая.
Предмет исследования: коррекционная работа с лицами с ЗПР с применением креативно телесных практик.
Гипотеза исследования: использование танцевально-двигательной терапии будет более успешным, если коррекционная работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
Задачи исследования:
- изучить историю развития танцевально-двигательной терапии, ее формы и методы;
- разработать методику
- раскрыть особенности содержания коррекционной работы и выявить условия для успешной реализации;
- разработать программу танцевально-двигательной терапии у детей с ЗПР.
Теоретическая база исследования. Изучением этого направления психотерапии занимались такие зарубежные психологи как Дж. Керстенберг, Х. Кин, М. Левенталь, М. Харгадайн, Б. Кэлиш и М. Тротт. Комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз, разработал Ф.Александер. М.Фельденкрайз исследовал область осознания и развития телесной энергии.
На сегодняшний день существует 3 школы танцевальной психотерапии: американская (М. Чейз, Т. Шоуп, М. Уайтхаус и др.), английская (Х. Пейн, Ж. МакДональд, Э.Ноак и др.), немецкая (Г.Аммон).
Танцевальная терапия как часть психотерапевтического лечения рассмотрена в ряде теоретических работ, в их числе Козлова В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. («Танцевальная терапия», СПб.: Речь, 2010); Гренлюнда Э., Оганесяна Ю. («Танцевальная терапия. Теория и практика» СПб.: Речь, 2004) и др.
Среди исследователей хореографов особую роль в формировании теоретических основ танцевально-двигательной терапии сыграли М. Вигман и Р. Лабан. Их последователями разрабатывались различные методики, например: Р. Штейнер совместил искусство движения с музыкой и речью (эвритмия), Г. Рот разработал метод «Пять танцев в вольном стиле».
Еще одной важной частью коррекционной работы с лицами с ЗПР является ритмика - система музыкально-ритмического воспитания. Её основатель профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Дальроз. Его последователем стал князь С. М. Волконский, открывший в 1912 году в Петербурге курсы ритмической гимнастики.
База исследования: Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования «Дворец Детского творчества г. Москва», структурное подразделение «Танцы без границ».
В исследовании участвовали: старшего школьного возраста с ЗПР. Всего в исследовании приняло участие 4 человека.
Методы исследования:
1. Эмпирические:
• изучение и анализ научной литературы;
• наблюдение;
• диагностика.
2. Теоретические:
• анализ и синтез;
• моделирование;
• сравнение;
• систематизация.
Интерес отечественных психологов к танцевально-двигательной терапии, как к методу групповой работы, обусловлен повышением спроса различным видам хореографии (модерн, фламенко, спортивные бальные танцы, социальные танцы и др.). Что, в свою очередь, привело к увеличению психологов-практиков, которые используют во время своих тренингов различные виды танца, танцевально-двигательные методы и их составляющие (В.Ю. Большаков, М.А. Баскакова, В.Б. Березкина-Орлова, И.В. Вачков, И.Н. Карицкий, JI.P. Миникес, В.Н. Никитин, C.B. Петрушин др.). Но их эффективность и объективность использования научно не доказана. Таким образом, исследования с применением танцевально-двигательных методов, выявлением особенностей их применения и выводом групповой и индивидуальной динамики несут в себе особую практическую значимость.
В современной отечественной психотерапии возможности танцевально-двигательной терапии мало изучены, что обуславливает новизну нашего исследования.
Теоретическая актуальность работы определяется недостаточной разработанностью общей теории танцевально-двигательных методов, как методов психологического воздействия. В частности, требует дальнейшего изучения вопрос о социально-психологических особенностях танцевально-двигательных методов в групповой форме работы с лицами с ЗПР, их влияние на социально-психологические характеристики личности и группы, а также вопрос эффективности и формах применения танцевально-двигательных методов в социально-психологических тренингах.
Глава 1. Теоретико-методологические основы коррекционной работы с лицами с ЗПР в процессе занятий с применением танцевально-двигательной терапии
1.1. Танцевально-двигательная терапия: понятие, история развития
В древности ни один этап жизни человека не проходил без ритуального танца, начиная от рождения и до самой смерти. С его помощью люди обращались к богам, прося хорошего урожая, удачной охоты или скорейшего выздоровления. Веря, что исцеляющая сила танца приходит свыше и дает возможность танцующим входить в контакт с богами. Во время таких действий энергия танца приводила к эмоциональной разрядке, и одновременно с этим, его эстетическая форма и собственный ритм нормализовали энергетику человека. Таким образом, в течение многих лет люди инстинктивно пользовались лечебным воздействием танца, но только в XX веке его терапевтическая значимость получила научное подтверждение.
Исследователи рассматривают происхождение танца, так и не находя единого утверждения. Одни видят его как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии, то есть люди уравниваются животным.
Но состоятельность этой теории опровергается в работах В.Л.Круткина и Э.А.Королевой. Г.В.Плеханов, напротив, не исключает вероятности происхождения любовных плясок от простого выражения элементарных физиологических потребностей, но и не отвергает взаимосвязь танца с технологическими процессами того времени. Другая часть исследователей рассматривает танец как форму игры, но это утверждение становится беспочвенным, так как уже на ранних этапах развития человечества танец играл значительную роль в жизни общества. Он являлся не только способом психоэмоциональной разрядки и со настройки членов племени, но и средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством самопознания и познания окружающей действительности, средством общения между полами. Так же танец приобретает знаковую функцию, становясь своеобразным социальным маркером, признаком принадлежности к тому или иному роду.
В последующее время, при разделении труда, танец подразделяется на мужской и женский. Появляется связь исполнения с определенными женскими (например, репродуктивная функция) и мужскими (сила) качествами. И теперь, танец выявляет не только социальный статут человека, но и его индивидуальные характеристики. Это в будущем и будет основой для «нового танца» А.Дункан.
Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии, как отдельного направления психотерапии стало возможным после ряда открытий в психологии. Так, появились психоаналитические школы, в которых психика рассматривалась как совокупность сознательных и бессознательных процессов в индивидуальном развитии человека. Эти учения были представлены в: психоанализе З.Фрейда – основополагающая теория о бессознательном; индивидуальной психологии А.Адлера – учение о сохранении индивидуальности в социуме; аналитической психологии К.Г.Юнга – связь индивидуальной психики с коллективной.
Австрийский и американский психолог В.Райх [21] в своем учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире, считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там, в виде мышечных блоков. Танцевально-двигательная терапия напрямую обращается к его пониманию психосоматических механизмов, но практически не использует его методы работы, так как научных доказательств его теории никто не нашел.
Вторым направлением развития танцевально-двигательной терапии становится зарождение танца модерн, у истоков которого стоит знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан (1878-1927). Она в своей автобиографии «Моя исповедь» пишет: «Свобода тела и духа рождает творческую мысль, движения тела должны быть выражением внутреннего
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авидон, И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / И. Авидон, О.Гончукова — СПб.: Речь, 2010. - 256 с.
2. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых база проблем развития – 5-е изд. / Э.Дж. Айрес – М.: Теревинф, 2017. – 272 с.
3. Антонова, Л.Ю. Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока в коррекционной школе VIII вида : Методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и танца коррекционных школ VII-VIII вида / Л.Ю. Антонова - г.Славянск-на-Кубани, 2010. – 157 с.
4. Бабенкова, Е.А. Игры которые лечат / Е.А. Бабенкова, О.М. Федоровская - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 200 с.
5. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Л. Шелли, Э. Мюррей – М.: Теревинф, 2017. – 768 с.
6. Бернштейн, Б. Методы Бланш Эван (из книги «Танец и другие виды терапии творческим выражением») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://girshon.ru/article/metody-blansh-evan-iz-knigi-tanets-i-drugie-vidy-terapii-tvorcheskim-vyrazheniem-bonni-bernshtejn/ (06.10.2019)
7. Брюсов, В.Я. Основы стиховедения. Общее введение. Метрика ритмика / В.Я. Брюсов. - М.: Красанд, 2015. - 138 c.
8. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. М.: Детство-Пресс, 2015. - 352 c.
9. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В. Ганичева – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136.
10. Гиршон, А.Е. Интегративная танцевально-двигательная терапия / А.Е. Гиршон, В.В. Козлов, Н.И. Веремеенко – 2-е изд., расш. и допол. - СПб.: Речь, 2015. — 286 с.
11. Гренлюнд Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян – СПб.: Речь, 2011. – 228 с.
12. Гришина, Е.В. Расстройства аутистического спектра. Методы коррекционной работы с детьми с РАС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://docplayer.ru/65393629-Statya-na-temu-rasstroystvo-autisticheskogo-spektra-metody-korrekcionnoy-raboty-s-detmi-s-ras.html (06.10.2019)
13. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг – 5-изд., – М.: Теревинф, 2015. – 240 с.
14. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук – СПб.: Речь, 2014. – 288 с.
15. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина. - М.: Изд-во АСТ, 2012. - 128 c.
16. Никитин, В.Ю. Композиция урока и методика преподавания Модерн-Джаз Танца / – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2014. – 387 с.
17. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О.С. Никольская [и др.] - М., 2015. – 165 с.
18. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; ред. А.Г. Яковлев. - М., 2015. – 125 с.
19. Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / - Ч: ЧГПУ, 2016.- 130 с.
20. Полетков, С. С. Основы современного танца / С.С. Полетков. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2015. – 80 с.
21. Райх В. Функции организма / В. Райх. – М.: Дрофа, 2015. – 152 с.
22. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика / А.С. Сиротюк – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
23. Чурашов, А.Г. Танцевальная арт-терапия : учебно-практ. Пособие / А.Г. Чурашов. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018/ – 152 с.
24. Шкурко, Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т.А.Шкурко. -СПб.: Изд-во «Речь», 2014. - 192 с.
25. Шкурко, Т.А. Программа танцевально-экспрессивного тренинга и комментарий к ней / Т.А.Шкурко. - Ростов н/Д.: Мин. обр. и науки РФ ГОУ «РГУ» Факультет психологии, 2015. – 107с.
26. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2015. – 128с.
27. Яновская, В. Ритмика : Практическое пособие / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 299 c.
28. Яновская, В. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ / В. Яновская. - М.: Музыка, 2012. - 792 c.
29. Шульгина, И.Н. Танцевально–двигательная терапия в работе с детским аутизмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psy.su/feed/6390/ (06.10.2019)