Фрагмент для ознакомления
2
и остальная часть в размере 20-40 % на долю осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства. Такая система является воплощением идеи совместной ответственности за социальные риски.
В-четвертых, существует срочная надобность в повышении уровня пенсионного, медицинского и социального страхования и изыскании соответствующих средств для реализации данной цели. Здесь специалистами активно предлагается принятие мер, способствующих доведению уровня выплат до минимальных значений, предусмотренных Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», а также Европейским Союзом.
Помимо того, система российского обязательного социального страхования содержит в себе некоторые нерешенные проблемы: недостаток средств в Фондах, отсутствие следования принципам страхования, обуславливаемое следующими внешними факторами: неблагоприятным состоянием экономики страны, а также сильнейшей дифференциацией доходов граждан. Эффективность деятельности экономики в стране влияет на формирование видов и объема финансового обеспечения. Об этом можно судить по результатам проведенного по объемам социального страхования в странах Европы, анализа. Так, к примеру, расходы на социальное обеспечение у развивающих стран, имеющих сравнительно невысокий экономический потенциал, составляют около 16-18% от ВНП; а расходы развитых стран – приблизительно 30% от ВНП. В РФ эта цифра держится на отметке, приближающейся к 13%, что говорит о заведомо низком уровне страховой защиты, не способном обеспечить достойный уровень жизнь в отдельно взятых случаях.
Так, фактический уровень замещения пенсией предшествующей ей заработной платы работника (так называемый коэффициент замещения), в 2015 г. составлял по отношению к средней величине пенсий 32,6%, в то время как в нормах Конвенции МОТ № 102 минимальное значение прописана как равное или превышающее 40%, стандарт Европейского Союза равен по этому показателю 55%. Стоит отметить, что средней размер заработной платы намного меньше среднего размера заработной платы в странах Европы.
Не менее острой выглядит проблема в значительной мере низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальный размер трудовой пенсии по старости в 2015 г. составил всего 55% прожиточного минимума граждан, в то время как его величина должна составлять более 80% прожиточного минимума.
Средний размер пенсии хотя и несколько превысил прожиточный минимум и составил 102% его величины, но абсолютные размеры пенсий подавляющего большинства получателей не способны обеспечить их основные нужды.
Если говорить о пенсионном страховании, то задачи государственной социальной политики должны быть обозначены, в первую очередь, в рамках повышения минимальных размеров страховых (трудовых) пенсий до уровня прожиточного минимума.
В-пятых, система социального страхования не может похвастаться реализацией принципа зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что в большей степени свойственно категориям застрахованных граждан, имеющих средний или высокий размер заработка. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них не выходят за пределы 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы.
Кроме того, к общим проблемам системы социального страхования следует отнести следующие:
повторяющиеся функции, отсутствие налаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат;
непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость. Не так давно многие ученые были убеждены в том, что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. Это мнение ориентировалось в первую очередь на то, что существующая в стране система больше похожа на систему социального обеспечения, нежели на страхование в полном смысле слова. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения; разделение участников социальной защиты на тех, кто получает ее из дотаций федерального бюджета, и на тех, кто получает средства из страховых фондов.
Тем не менее, нельзя недооценивать роль государства, выступающего порой основным и самым важным страхователем. Ведь государственное влияние, в том числе и финансовое, на систему социального страхования помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи. В настоящий момент Правительство РФ одним из первостепенных приоритетов видит повышение уровня и качества жизни населения. Однако такая задача ставит целый ряд мер для реализации, мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление адресности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив, все возможные силы направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования. С учетом подведенных итогов Правление ФСС планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов; продолжить реализацию пилотных проектов; своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств; предоставлять государственные услуги посредством единого портала; перейти на прямую выплату пособий. Однако интенсификация и совершенствование деятельности одного лишь Фонда социального страхования - необходим комплексный подход к оптимизации деятельности всех составляющих системы социальной защиты населения и обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования. Только в этом случае будет обеспечена социально-экономическая эффективность для застрахованных лиц по реализации их прав на получение социальных гарантий независимо от сложившейся жизненной ситуации.
Позиция Минтруда России по вопросам решения данной проблемы была неоднократно озвучена и заключается в том, что для реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд таких задач, как:
завершение формирования законодательно-правовой базы;
оптимизация соотношения уровня данных обязательств к финансовым ресурсам;
повышение эффективности администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;
создание условий баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов в долгосрочной перспективе.
Одним из важнейших направлений совершенствования системы социального страхования должна выступать ее переориентация с эгалитарных, уравнительных принципов начисления выплат на страховые, ведущие учет накапливаемых индивидуальных страховых прав и финансовых ресурсов застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования.
Международный и отечественный опыт в этой среде говорит о том, что целесообразно формирование финансовой системы социального страхования отдельно от системы государственного бюджета, что позволит достичь автономии финансовых ресурсов и исключения нецелевого использования их в нестраховых целях.
Подобные действия позволят обеспечить тесную связь между страховыми взносами и выплатами, что поможет стимулировать работников и работодателей на легализацию деятельности и повышение уровня заработной платы.
В этом случае действенными могли бы оказаться следующие меры:
минимальный размер страховых пенсий и пособий должен постепенно расти, чтобы в ближайшем будущем (за 5-7 лет) их размер сравнялся с прожиточным минимумом пенсионеров и получателей пособий;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ, от 30.12.2008 № 7-ФЗ, от 05.02.2014 № 2-ФЗ, от 21.07.2014 № 11-ФЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
4. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) Об основах обязательного социального страхования
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
7. Агаян Ш.А., Мурадова С.Г., Афанесян М.К. Актуальные аспекты управления финансовыми ресурсами фонда социального страхования РФ (на примере Ставропольского регионального отделения фонда) //Управление экономическими системами (электронный научный журнал). Кисловодск, 2015. № 3 (75).С.2.
8. Биджиева Ф. А. Реализация социального страхования: состояние и перспективы // Молодой ученый. 2015. № 8.
9. Гейц, И. В. Практические рекомендации по выплате пособий по социальному страхованию. - М.: Дело и сервис, 2015. - 208 c.
10. Захаров, М. Л. Социальное страхование в России. Прошлое, настоящее и перспективы развития / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2016. - 310 c.
11. Косаренко, Н. Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования / Н.Н. Косаренко. - М.: Wolters Kluwer, 2015. - 312 c.
12. Курбангалеева, О. А. Страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. - М.: Рид Групп, 2015. - 272 c.
13. Лаврова Е. Л. Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации // Человек. Общество. Инклюзия. 2016. № 1.
14. Маркушина И. Ю. Система обязательного социального страхования Российской Федерации - проблемы и пути решения. Часть II // Труд и социальные отношения. 2013. № 6. С. 46.
15. Мурадова С.Г., Агаян Ш.А., Крахмалев Д.П. Структура страхового контракта при страховании одного риска в присутствие другого независимого риска //Управление экономическими системами (электронный научный журнал). Кисловодск, 2014. № 3 (63). С.2.
16. Русецкая Э. А., Арустамова В. А., Аксененко В. и др. Страхование как механизм обеспечения экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 52-59.
17. Смирнов А. А. Основные направления и пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2015. № 1.
18. Тарент И. Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015.
19. Чумакова М. К. Основные проблемные вопросы и направления совершенствования социального страхования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 33.
20. Шапошникова И. А., Малафеева С. Н. Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2016. № 1.