Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кластеры в настоящее время являются неотъемлемой частью национальных и региональных экономик в большинстве стран мира. Они позволяют повысить социально-экономическую эффективность их функционирования за счет совокупности эффектов, формируемых на синергетической основе.
Широко известным термин «кластер» стал после публикации работ американского бизнес-экономиста М. Портера, основной темой которых являются исследования территориальной организации производительных сил и их связь с понятием конкурентоспособности. М. Портер установил, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании не распределены бессистемно, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране или регионе, что объясняется стремлением сгенерировать синергетический эффект за счет взаимодействия различных фирм и их структурных подразделений. Именно на такой основе и формируется кластер как совокупность фирм, отраслей, которые, взаимодействуя между собой, способствуют росту конкурентоспособности друг друга.
Цель исследования – изучить и проанализировать кластерные структуры и их оптимизацию.
Задачи исследования:
1) изучить модели и понятия кластеров;
2) совершить анализ кластерных структур и их проблемы.
Объект исследования – кластерные структуры.
Предмет исследования – изучение понятия и оптимизации кластерных структур.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Кластеры
1.1 Понятие кластеров
В современных условиях повышение конкурентоспособности предприятий, регионов и в целом страны является основной целью экономической политики государства, что повышает значимость теории кластерного управления [1]. Понятие «кластер» происходит от английского слова «cluster» и в переводе на русский язык означает «скопление», «концентрация». С точки зрения использования данное понятие относится к числу многофункциональных и его рабочие качества обнаруживаются в технических, гуманитарных, естественных науках и даже «вторгаются» в сферу искусства [2].
В одной из ранних работ М. Портер определял кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». При этом он указывал, что целью кластерного взаимодействия является совместное повышение конкурентоспособности компаний. Данное определение на сегодняшний день по-прежнему активно используется для определения понятия «кластер» – его можно считать базовым определением кластера, которое исследователи могут критиковать, уточнять, корректировать, но которое не могут игнорировать.
В данном определении выделяются следующие ключевые характеристики кластера:
1) географическая близость компаний;
2) единство сферы деятельности компаний (наличие определенной специализации);
3) взаимосвязанность компаний и связанных с ними организаций, взаимодополнение ими друг друга;
4) совместное повышение конкурентоспособности как результат взаимодействия компаний [1].
В кластер объединяются производственные компании, относящиеся к одной сфере деятельности, а также их поставщики и сервисные компании, например, транспортно-логистические, исследовательские, рекламные и др. При этом компании, входящие в кластер, зачастую действуют сообща в рамках кластерного взаимодействия, однако, конкурируют в иных вопросах. Следует отдельно уточнить, что под кластерным взаимодействием в данном случае понимаются связи кооперационного характера (подразумевающего совместную деятельность в отдельных вопросах), а не просто отношения в системе «товар–деньги–товар» [3].
Существует мнение, что кластер является, прежде всего, социальным понятием. Он образуется в сообществе людей, имеющих похожие экономические интересы, и понимается как способ самоорганизации сообщества для выживания в условиях международной конкуренции. Но есть и другой подход, согласно которому кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных предприятий. С одной стороны, они конкурируют между собой, а с другой стороны, дополняют друг друга и ведут совместную работу в отдельных областях бизнеса. Одни исследователи представляют кластеры как сообщество фирм, тесно связанных отраслей, способствующих росту конкурентоспособности друг друга. В целом для всей экономики государства кластеры выступают в качестве точек роста внутреннего рынка и базы для международной экспансии. Вслед за первым кластером зачастую образуются новые кластеры, что способствует увеличению международной конкурентоспособности стран [4].
Другие под кластером понимают группировку предприятий одной отрасли. Одна или несколько крупных фирм, став конкурентоспособными на мировом рынке, начинают распространять свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение. Так постепенно создается устойчивая сеть из лучших поставщиков и потребителей. Успехи ближайшего окружения компаний, в свою очередь, оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компаний. В результате сочетания свойств отдельных элементов группировки компаний, появляются новые качества, которые особенно ярко и разносторонне проявляются в кластерах, образованных субъектами экономической деятельности [5].
Таким образом, несмотря на относительно короткий период активного применения термина «кластер» экономистами, в современных публикациях можно найти не один десяток трактовок этого понятия. Причины такого разброса мнений и многообразия трактовок объясняются тем, что, с одной стороны, этот термин, став «модным», привлек к себе внимание специалистов разных областей знаний – экономистов, географов, политологов, социологов и др. А с другой стороны, этимологические возможности кластера оказались настолько многообразны, что это качество позволяет использовать его в широком спектре исследовательских целей. На основе обобщения имеющегося теоретического материала по исследуемой проблематике можно выделить три широких определения кластеров.
1. Понятие «кластер» рассматривается как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к определенным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности [6].
2. Термин «кластер» определяется как вертикальные производственные цепочки, сети, которые формируются вокруг головных фирм и связаны между собой через взаимоотношения покупатель – поставщик, поставщик – покупатель, общие каналы закупок или распределения [7].
3. Под понятием «кластер» понимаются отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, металлургический кластер), или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, агропромышленный кластер), или объединение регионов со схожим социально-экономическим положением [8].
В результате систематизации накопившихся определений понятия «кластер», предложено следующее определение: кластер представляет собой устойчивое территориально-отраслевое добровольное объединение предприятий, а также различных секторов экономики, направленное на поддержание необходимой и достаточной конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
В настоящее время кластерный подход в развитии территорий считается одним из наиболее эффективных инструментов управления территориальным развитием, что подтверждается международным опытом и вниманием, проявляемым к данному инструменту, со стороны органов власти Российской Федерации.
1.2 Модели кластеров
Большое количество зарубежных исследователей определяют кластер как взаимодействие различных участников при производстве и распространении инновационной продукции. Они особо отмечают конкурентоспособность результатов этого взаимодействия, что предполагает и эффективность внутрикластерных процессов.
Базовая модель кластера представлена О. Сольвеллом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсуков Д.П., Кудряшов В.С. Механизм взаимосвязанного управления кластером на основе определения полномочий его участников в рамках договорных отношений// Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. № 4. С. 40-43
2. Богославец Д.М. Эволюция понятия «кластер» различных научных школ // Транспортное дело России. 2015. №2. С. 101-103
3. Кудряшов В.С., Миронов Д.Е. Стратегические подходы к формированию государственной кластерной политики на региональном уровне// Петербургский экономический журнал. 2014. № 4. С. 75-80.
4. Кудряшов В.С. Субконтрактация как форма взаимодействия и кооперации предприятий промышленного кластера// Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 2 (168). С. 70-73.
5. Куприн А.А., Шафикова К. Кооперация рыночных агентов в составе кластера// Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых : сборник научных статей / Тамб. регион. отделение РоСМУ ; отв. ред. А. В. Кузьмин. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2013– .Вып. 10: – 2018. – 204 с.
6. Лисовская Н. В. Кластерный подход к развитию экономики региона // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоград. ин-та бизнеса. 2012. № 3. С. 135–139.
7. Проняева Л.И. Современные проблемы формирования учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности организаций АПК / Л.И. Проняева, A.B. Павлова // Известия образования. -2013. - №7. -С. 253-257.
8. Проняева Л.И., Федотенкова O.A. Развитие учетно-информационного обеспечения управления в кластерах / Л. И. Проняева, О. А. Федотенкова // Международный бухгалтерский учет. - №4 (394). - 2016. - С. 2-17.
9. Сергеева И.А. Влияние направленности аграрной политики в развитии кооперационных и интеграционных процессов в АПК / И. А. Сергеева, Ю. Н. Баранова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №2. - С. 338 - 340.
10. Фатеев В. С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики // Вестник Грозн. гос. ун-та им. Янки Купалы. Сер. 5. Экономика. Социология. Биология. 2012. № 2. С. 40–50
11. Шишкина Н.В. К вопросу о реализации кластерного подхода в развитии аграрного сектора / Н.В. Шишкина, Е.Б. Фалькович // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - №9. - С. 89 - 97.
12. Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности / род ред. И. М. Бортника, Л. М. Гохберга, А. Н. Клепача, П. Б. Рудника, О. В. Фомичева, А. Е. Шадрина. СПб. : Corvus, 2015. 356 с. 6. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyjpodxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiyazarubezhnyx-stran.html
13. Ионис А.С. Необходимость формирования региональных кластеров как важнейший этап создания инновационной экономики. 2015 // http://law-journal.ru