Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В настоящее время на туристическом рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области существует огромное количество туров по различным направлениям. Мотив выбора того или иного тура обычно объясняется интересами туриста: для кого-то интересен пляжный отдых, часть туристов предпочитает религиозный туризм, для молодого поколение приоритетным является приключенческий и экстремальный туризм и т.д. Однако, стоит отметить, что развитие гастрономического туризма в городе остается актуальной проблемой.
Гастрономический туризм активно развивается во всем мире. Несмотря на то, что лидирующие позиции на мировом туристическом рынке, как и прежде, сохраняются за пляжным и культурно-познавательным туризмом, не стоит забывать, что процесс знакомства туриста с культурой и историей той или иной страны или региона идет в неразрывной связи с процессом изучения национальной кухни и традиционных блюд. Именно поэтому, по мнению многих экспертов в настоящее время проявляется тенденция активного развития гастрономического туризма.
Так, по словам эксперта по туризму ЮНВТО Марии Изабел Рамос Абаскаль, сегодня на наших глазах происходят глобальные изменения в предпочтениях туристов, и именно гастрономический туризм выходит в лидеры.
Почетное место гастрономии отводят и авторитетные международные организации. Так, например, ЮНЕСКО внесло мексиканскую кухню, средиземноморскую диету и французскую кухню в список всемирного нематериального культурного наследия.
Актуальность темы также определена отсутствием гастрономического бренда Санкт-Петербурга. Сегодня город лидирует по туристической привлекательности среди других российских городов, что в свою очередь требует поиска новых подходов к продвижению его на туристическом рынке, в том числе и за счет брендинговой политики.
Основными причинами проблемы продвижения гастрономического туризма на территории Санкт-Петербурга можно выделить такие факторы как: низкоквалифицированный персонал предприятий общественного питания, отсутствие Петербургской кухни и отсутствие уникальных продуктовых брендов, а так же отсутствие информационной базы о гастрономических особенностях Санкт-Петербурга.
Объект исследования – экскурсионный потенциал Санкт-Петербурга.
Предмет исследования - оценка возможностей экскурсионного потенциала Санкт-Петербурга.
Цель работы исследование современного состояния и перспектив развития видов туризма.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды туризма.
2. Изучить образовательный туризм в Санкт-Петербурге.
3. Раскрыть культурный туризм в Санкт-Петербурге.
4. Дать общую характеристику гастрономического туризма в Санкт-Петербурге.
5. Проанализировать проект «Петербургская кухня» как условие развития исторической традиции гостеприимства Санкт-Петербурга.
6. Выявить особенности винно-гастрономического тура в Санкт-Петербурге.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика отдельных видов туризма
1.1 Понятие, виды туризма
Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.
В настоящее время туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. Так, в сфере туризма занято свыше 250 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится следующая статистика: 7% общего объема инвестиций; 11% мировых потребительских расходов; 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития региона и страны.
По прогнозам специалистов XXI век станет веком туризма. Туризм – это сложная система, симбиоз экономической, политической, социальной, экологической культуры, поэтому для достижения положения маркетинговой эффективности необходима тесная координация различной организации сферы туризма. В процессе туристической деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. С экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения .
Существует очень много классификаций туризма. Они различны самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр. Главным является и я деление туризма на международный и внутренний (рис. 1).
Рисунок 1. Классификация туризма на внутренний и международный
Несмотря на существенные различия, международный и внутренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма, при этом он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.
Кроме указанной выше выделяется и другая классификация видов туризма, которая основывается на целях путешествия. Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении об отраслевой структуре туризма. Большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм – с другой, которым соответствуют разные модели поведения посетителей (рис. 2).
Рисунок 2. Классификация видов туризма по целям путешествия
Рисунок 3. Классификация видов туризма по разным признакам
В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его, исходя из организации, комплекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поездки. Другие характеризуют туриста с демографической и социально-экономической точек зрения (рис. 3) .
Таким образом, можно отметить, что классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.
1.2 Образовательный туризм в Санкт-Петербурге
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бахметова Л.Р., Анисимов Т.Ю. Развитие гастрономического туризма в Санкт-Петербурге // В сборнике: Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке Сборник трудов XI Санкт-Петербургского конгресса. 2017. С. 16-17.
2. Воронцова Г.Г., Гаврилюк Л.А. Тенденции развития предприятий индустрии гостеприимства в условиях экономической нестабильности. В сборнике: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе / под ред. О.В. Архиповой, О.А. Никитиной. - СПб.: СПбГЭУ, 2015. - С. 26-29.
3. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2015. 349 с.
4. Гукасова М.М.К. Проблемы и перспективы развития гастрономического туризма в Санкт-Петербурге // Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 35-40.
5. Железова О.Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов // Молодой ученый. 2013. №5. С. 77-81.
6. Конечный А.М. «Трактирные заведения» как факт быта и литературной жизни Старого Петербурга в книге Петербургские трактиры и рестораны // составитель А.М. Конечный. - СПб.: Азбука-классика, 2011. - С. 3-57.
7. Криничная Ю.О. Социальное партнерство как новая форма привлечения местного сообщества к созданию гастрономического бренда «Петербургская кухня» // Стратегия устойчивого развития регионов России - 2015. - № 26. - С. 132-135.
8. Малафий А.С., Синюгина Е.А. Перспективы развития гастрономического туризма в России // Материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 352-355.
9. Ричардс Г. Еда и туристский опыт // UNWTO: Global Report on Food Tourism. 2012. С. 103-109.
10. Туризм как фактор регионального развития // Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Ответственные за выпуск Е.В. Курилова, Е.А. Ивлиева. 2018. 572 с.
11. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2012. – 418 с.
12. Улина Н. В., Воронцова Г.Г. Адаптация и перспективы развития средств размещения Санкт-Петербурга к изменившимся условиям. В сборнике: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства сборник трудов / под редакцией О.Н. Кострюковой, О.А. Никитиной, Е.В. Печерица. - СПб.: СПбГЭУ, 2016. - С. 77-79.