Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из наиболее быстроразвивающихся и стабильно растущих в условиях глобализирующегося общества сфер деятельности является туризм. По оценке Всемирной туристской организации к 2020 году ежегодное количество международных туристов составит порядка 2,6 млрд. человек. Туристская индустрия во многих странах мира в настоящее время превратилась в отрасль национальной специализации, являющуюся важным источником прямых и косвенных доходов, местом приложения труда значительной части населения, объектом инвестиций и т. п. В контексте глобализации туризм открывает новые перспективы национального и регионального развития, включающие новые возможности в области культурного и природного наследия, культурной идентичности и межкультурного обмена. По мнению ЮНЕСКО, туризм – один из эффективных инструментов, поддерживающих культурное разнообразие, устойчивое развитие и борьбу с бедностью.
В практике туризма, как национального, так и международного, одним из самых востребованных типов туристско-рекреационных ресурсов выступает культурное наследие, которое можно рассматривать как исторически сложившийся комплекс специфических объектов материальной и нематериальной культуры того или иного государства или региона, существенно отличающий его от других территорий и оказывающих влияние на повседневную жизнь и самосознание нации или региональной общности. Именно культурное наследие делает конкретную территорию/страну отличной от других и, соответственно, интересной для посещения с точки зрения знакомства с ее социальной системой. Кроме того, культурное наследие выступает в качестве стабилизирующего фактора в условиях характерной для глобализационных процессов унификации социальной среды, способствует сохранению связей социума с вмещающим ландшафтом, что, в конечном итоге, определяет саму возможность его выживания в долгосрочной перспективе. Стабилизирующая роль культурного наследия определяется тем, что в любом обществе направление экономического, технического, экологического, социального развития задаёт культура. Она же формирует представления о качестве жизни и благополучии сообщества .
Умелое использование культурного наследия, его сохранение, является одним из определяющих факторов развития государства. Более того, работа по сохранению культурного наследия имеет важнейшее эмоциональное и воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа. В этой связи культурно-познавательный туризм призван придать серьезные импульсы к развитию бизнеса вокруг объектов культуры, обеспечить развитие там гостиничной и транспортной инфраструктуры, выпуск качественной сувенирной продукции, создание даже в отдаленных уголках нашей страны значительное количество дополнительных рабочих мест.
Культурный туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последние десятилетия он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития туриндустрии в целом, а во многих странах является одной из базовых отраслей туризма. Наиболее привлекательными для туристов являются объекты всемирного культурного наследия, ценность которых осознана не только на уровне конкретного региона или страны, а всего человечества в целом. При этом из-за их многообразия и постоянно возрастающей роли в туризме, для объектов культурного наследия актуальным является проведения исследований по их сохранению и использованию в туризме.
Объект исследования – культурное наследие в России и Греции
Предмет исследования - Проблемы и перспективы использования культурного наследия в туристических целях в России и Греции
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «культурное наследие»;
2. Изучить существующие Программы и законодательство по теме исследования;
3. Рассмотреть международный опыт формирования туристических продуктов в регионах, имеющих культурное наследие;
4. Проанализировать проблемы и перспективы взаимоотношения культурного наследия и туризма в России и Греции;
5. Рассмотреть возможность использования зарубежного опыта в раскрытии туристско-рекреационного потенциала России;
Методология:
В качестве инструментов исследования использовался метод системного анализа и изучение экспертных оценок. Исследование было проведено путем анализа информации, полученной из различных программ ЮНЕСКО и других международных организаций, а также законодательства в области сохранения культурного наследия. В работе используется также исторический метод, который позволяет увидеть, как закон менялся с течением времени, как создавались туристические продукты и проекты, какие результаты были достигнуты. Поскольку в работе проводится анализ двух регионов, также используется сравнительный метод, который показывает взаимодействия культурного наследия и туризма в Российской Федерации и Испании, что позволяет увидеть, как Международный опыт может быть использован на территории России.
В работе были использованы следующие источники:
• Работы, посвященные различным аспектам функционирования туристического рынка и экономики в сфере культуры;
• Работы, посвященные теории и практике сохранения и использования объектов культурного наследия;
• Различные исследования особенностей развития культурного туризма;
• Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туристской отрасли, а также области сохранения и использования объектов культурного наследия;
• Документы международных конференций по вопросам развития туризма и сохранения культурного наследия.
Глава 1. Взаимодействие объектов культурного наследия с туристической отраслью
1.1. Понятие культурного наследия
Культурное наследие – понятие разностороннее и широкое: сюда можно отнести как материальную, так и духовную культуру. Понятие «культурное наследие» связано с другими понятиями теории культуры (культурные значения, традиции, новаторство и др.), хотя имеет собственный личный размер, содержание и значение.
Разные источники и исследователи представляют свое понимание культурного наследия. Нельзя говорить с уверенностью о существовании конкретного понятия данной дефиниции. О сложностях определения понятия «культурное наследие» писал американский профессор и представитель ЮНЕСКО Линделл Протт: «В то время как эксперты культуры в различных сферах имеют достаточно ясное представление о предмете своего исследования, официальное определение культурного наследия – одна из самых сложных точек преткновения для ученых» . Толковый словарь С.И. Ожегова трактует культурное наследие как явление быта, духовной жизни, которое было унаследовано от прошлых поколений . Согласно Российской музейной энциклопедии это то, что необходимо сохранять в настоящем, чтобы потреблять в будущем . Если обращаться к экономической теории, то здесь культурное наследие является экономической ценность, представляя собой также и общественное благо, включая различные виды ценностей: социальные, исторические, эстетические, образовательные и духовные.
Э.А. Баллер характеризует культурное наследие, как «совокупность взаимоотношений, взаимосвязей и результатов духовного и материального производства минувших исторических эпох, ну а в более узком смысле слова – как совокупность доставшихся населению земли от прошедших эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и применяемых согласно с объективными критериями общественного прогресса» По К. Хоруженко «культурное наследие» – это одна из форм передачи и закрепления «совокупного духовного опыта всего человечества» .
В международных документах отмечается, что культурное наследие народа включает произведения его музыкантов, художников, архитекторов, ученых, писателей, а также работы неизвестных мастеров народного творчества и всю совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные объекты, выражающие творчество народа, его верования, обычаи, язык; оно включает памятники и исторические места, произведения искусства, литературу, библиотеки и архивы.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре, культурное наследие народов этой страны представляет собой материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для развития и сохранения самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
В методологическом значении категория «культурное наследие» применима к действиям, происходящим в сфере культуры. Понятие наследования подразумевает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки сделанных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их применения. Введение понятия «культурное наследие» сыграло позитивную роль в установлении новой парадигмы, подходящей ко всем категориям недвижимых и материальных объектов, обладающих историко-культурной значимостью.
Одним из ключевых понятий в концепте «культурное наследие» является традиция. Под традицией понимается система действий, передающихся из поколения в поколение и формирующих чувства и мысли людей, вызываемые у них особыми социальными отношениями. Будучи объектами социологического, философского, исторического осмысления традиция, а также наследие и социальная память находятся в тесной взаимосвязи. «Многое в истории традиций и символов «изобретено» и является как результатом забывания прошлого, так и воспоминаний о нем» .
Поскольку развитие следует от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему, в человеческой среде постоянно живут традиции, содержащие в себе опыт предыдущих поколений. Иногда происходит и рождение абсолютно новых обычаев, которые будут использовать следующие поколения.
Человечество постоянно критически обдумывает имеющееся культурное достояние, всячески развивает, обогащает и дополняет его в свете новейших возможностей и задач, встающих перед сообществом в плане как технологического, так и общественного прогресса. Следовательно, культурное наследие не является чем-то неизменным: культура любой исторической эпохи практически постоянно как включает культурное наследие, так и создает его, обогащая уже имеющийся базис новыми компонентами, присущими ей и вымывая из него те, которые она отрицает. Образующиеся в настоящее время культурные взаимосвязи и создаваемые культурные ценности, вырастая на основе особого культурного наследия, сами могут преобразовываться в составную часть культурного наследия, достающегося новому поколению. Повсеместный рост интереса к памятникам истории и культуры настоятельно просит понимания сути культурного наследия во всех его взаимосвязях и опосредованиях, внимательного к нему отношения.
Таким образом, понятие «культурное наследие» весьма многогранно. Оно постепенно расширялось, видоизменялось, вместе с понятием культуры от традиционных представлений о ней как о сфере искусства и литературы, до более широкого смысла, который включает системы ценностей, разнообразие образов жизни, традиции и т.д. Поскольку, с развитие новых технологий, данная дефиниция постоянно обогащается новыми понятиями, например «цифровое наследие», сложно дать конкретное определение, оно находится в постоянном «движении», особенно в эпоху глобализации. Поэтому, можно сказать, что культурное наследие – это динамично развивающаяся система.
Большой вклад в защиту культурного наследия вносит публичный интерес, благодаря которому исполняются различного рода охранные мероприятия. Социальный заказ и общественный интерес оказывают большое влияние на создание представления о том, что считается памятником истории и культуры в рамках населенного пункта, района, страны в целом. Следовательно, здесь учитываются предпочтения, сложившиеся у разных народов и различных социальных групп.