Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из неотъемлемых видов государственного контроля является финансовый контроль. Он осуществляется на всех, без исключения, стадиях финансовой деятельности. Такими стадиями являются: процесс образования, распределения или же распределения, и использования фондов денежных средств.
Финансовый контроль, со стороны государства, в лице его органов, направлен на проверку соблюдения, и недопущения нарушения финансового законодательства, а также целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.
В зависимости от политической и экономической конъюнктуры государственный финансовый контроль при необходимости становился либо основным инструментом в руках правителей, либо терялся среди более насущных дел, чему история становления и реформирования финансовой системы России знает много ярких подтверждений. Так, со вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, внесшего столь ожидаемые изменения в главу 26 Бюджетного кодекса «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», система государственного финансового контроля получила свое официальное закрепление. Внесенные изменения позволили разграничить компетенцию сформированных и давно действующих контрольных органов государственного финансового контроля и создать единый механизм, обеспечивающий реализацию контрольной функции в системе управления государством.
Федеральный закон № 252-ФЗ затронул важный аспект обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: наделил главных распорядителей (распорядителей) и главных администраторов (администраторов) бюджетных средств полномочиями по осуществлению ведомственного контроля (аудита) в части внутреннего финансового контроля (аудита). Выстраивание эффективно действующего механизма внутреннего финансового контроля (аудита) имеет огромное значение для любой финансовой системы. Один из международных постулатов аудита утверждает, что функционирование внутреннего контроля (аудита) в значительной мере снижает риск возникновения неблагоприятных для организации ситуаций. И с этим невозможно не согласиться. Система внутреннего финансового контроля (аудита) способствует устойчивому росту качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, государственного (муниципального) учреждения. Именно поэтому в большинстве развитых стран эффективность использования бюджетных средств находится в прямой зависимости от состояния внутреннего финансового контроля (аудита) внутри организации.
Нельзя не отметить тот факт, что в Российской Федерации уже довольно продолжительный период времени компетентными органами проводится анализ практики осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля (аудита). В соответствии с положениями статьи 157 Бюджетного кодекса указанные полномочия входят в компетенцию Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результаты анализа, проведенного в 2014 году, показывают, что на сегодняшний день для 74% главных администраторов средств федерального бюджета краеугольным вопросом является разработка нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления внутреннего финансового контроля (аудита), что подчеркивает актуальность рассматриваемого направления деятельности.
Финансовый контроль является объектом исследования в настоящей работе. Предмет исследования – правовые и экономические отношения, связанные с осуществлением финансового контроля.
Цель исследования – определение значения финансового контроля и возможностей его развития в Российской Федерации. Данной цели соответствуют исследовательские задачи:
1. Определение сущности финансового контроля.
2. Анализ нормативно-правовой базы финансового контроля в Российской Федерации.
3. Характеристика структуры органов финансового контроля.
4. Анализ форм и методов финансового контроля.
5. Выявление особенностей финансового контроля в современных условиях.
6. Выявление направлений развития финансового контроля
7. Анализ международного опыта в организации финансового контроля
8. Оценка возможностей применения международной практики финансового контроля в Российской Федерации.
Глава 1. Финансовый контроль как экономическая категория
1.1.Понятие, содержание и функции финансового контроля
В современных экономических условиях эффективность проводимой в стране финансовой политики в большой мере определяется устоявшейся системой государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств. При этом реформирование бюджетного процесса, которое заключается в комплексном среднесрочном планировании расходов, расширении самостоятельности и ответственности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления за исполнением бюджета, введении новой системы бюджетного учета, приближенной к международным стандартам, переходе к бюджету, ориентированному на результат, требует дальнейшего развития всей системы государственного финансового контроля. Тогда как в настоящее время в Российской Федерации пока еще нет эффективно функционирующей организационно-правовой системы соответствующего контроля.
Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, которые тесно связаны между собою (рис. 1).
Рис. 1. Функции финансов
Отметим, что с помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта как в натурально-вещественной форме, так и в стоимостной. Поэтому становится возможным и необходимым контролировать обеспечение стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов, на всех стадиях кругооборота средств, во взаимоотношениях с бюджетом и различными звеньями финансовой системы, при финансировании и кредитовании. Финансовый контроль является не только формой реализации контрольной функции финансов, но и завершающей стадией в системе управления финансами.
Контрольная функция помогает определить содержание и назначение финансового контроля. Следует отметить, что при этом содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе. Так, на изменение содержания финансового контроля могут повлиять появление новых организационно-правовых форм в производстве, расширение финансовой самостоятельности и ответственности субъектов управления.
В настоящее время контроль осуществляется в целях обеспечения финансовой политики. Он реализуется через систему законодательных, правоохранительных, административных, организационных, и других мер. Финансовый контроль имеет соответствующую сферу применения и определенную целевую направленность, а область контроля связана с использованием стоимостных категорий. Объектом финансового контроля могут выступать денежные средства, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях финансовой системы.
Финансовый контроль решает большое количество задач в разных областях экономической жизни общества и на разных уровнях власти. Поэтому для их успешного решения необходима научная организация контроля, проведение его систематизации и классификации, формирование четкого понятийного аппарата с целью установления признаков отличия разных групп понятий в процессе их исследования.
В современных условиях процесса углубления финансово- хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) хозяйствующих субъектов боле важной делается роль муниципального финансово -денежного контроля.
Новые социально-экономические условия, в которых складываются финансовые отношения современной России, требуют углубленного исследования теоретико-методологических подходов к содержанию государственного финансового контроля.
При этом необходимо научное обоснование роли и места государства в отечественной рыночной экономике с учетом положения, в силу которого реализация контрольных мероприятий происходит при о при недоступности точной концепции муниципального денежного контроля, соответственного правового и методологического обеспечения.
Для начала, в критериях бюджетной, административной, пенсионной реформ и проведения преобразований на всех уровнях управления появилась надобность всеохватывающего подхода к разработке ведущих направлений создания новой целостной системы муниципального денежного контроля, построенной на единых организационных и методических принципах.
Проводимая административная реформа внесла высококачественные конфигурации в порядок воплощения муниципального денежного контроля, создав цельную систему органов исполнительной власти, наделенных контрольными возможностями полномочиями на федеральном, региональном и районном уровнях.
Во-вторых, при курсе модернизации российской экономики с инновационными качествами возникает необходимость усиления контроля за эффективностью использования государственных средств и управления государственной (муниципальной) собственностью.
В-третьих, такие важнейшие направления государственной политики как борьба с коррупцией, снижение административного барьера на организации (предприятия) сложно воплотить в жизнь без взаимодействия контрольных органов, точной регламентации их работы.
Сложная природа понятия «контроль», которое широко используется в различных отраслях деятельности, обуславливает возможность его изучения с самых различных позиций.
На сегодняшний день контроль является предметом изучения не только юристов и экономистов, но и ученых, занимающихся исследованиями в сфере социологии, кибернетики, теории управления.
Контроль является одной из основных функций государственной власти, одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами. Контроль из составляющих процесса управления дает систему прогноза процесса функционирования управляемого объекта с целью расценить обоснованность и эффективность принятых управленческих заключений итоги их выполнения, обнаружить отличия от данных заключений, убрать негативные истории и воплотить в жизнь корректировку поступков.
Государственный и муниципальный контроль пронизывает все области финансовых отношений и необходимым условием его организации считается научно обоснованная классификация, позволяющая поглубже понять суть всякого его критериального содержания.
Как отмечает И.С. Пилипенко, теоретико-методологически обоснованная классификация позволяет охарактеризовать все возможные стороны и особенности муниципального и государственного контроля, важных для подготовки и полноты проведения контрольных событий.
Государственный финансовый контроль предназначен для единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования.
Место государственного финансового контроля в общей системе организации финансового контроля в Российской Федерации представлено М.В. Васильевой на рис. 2.
Рис. 2. Структура системы органов государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля
В исследовании М.В. Васильевой рассмотрены предпосылки и условия формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в РФ. Автор рассматривает формирование эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля базируется на разделении полномочий и улучшении взаимодействия в системе государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, на значительном повышении роли контрольных подразделений органов исполнительной власти (органов ведомственного контроля), создание которых должно носить обязательный характер (рис. 2). Сложно не согласиться с М.В. Васильевой в том. что «службы внутреннего контроля также должны быть созданы во всех бюджетных организациях, имеющих бухгалтерии» .