Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия, он характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку розничный товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Важнейшей составной частью материально-технической базы торговли является розничная торговая сеть, на долю которой приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли. Обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием роста социально-экономической эффективности торговли.
Объём и характер торгового предприятия зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащённости, места расположения и других факторов. На основе анализа розничного товарооборота можно принять стратегически правильные решения, касающиеся реализации продукции, эффективности функционирования торговой организации, например, формирование ценообразования на отдельные виды товара, форма обслуживания потребителей, виды и методы мотивации труда персонала.
Целью работы является анализ стимулирования продаж для розничного товарооборота на предприятии торговли и разработка путей его увеличения.
Исходя из цели работы, были обозначены следующие задачи:
Объектом исследования в данной работе является организация и функционирования ОАО «Белорусские продукты», а предметом исследования данной работы является состояние и мероприятия совершенствования функционирования торгового предприятия.
Целью данной работы является анализ организации и функционирования ОАО «Белорусские продукты» и разработка мероприятий по совершенствованию организации и функционирования данного предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и основные направления организации и функционирования;
2) дать общую характеристику ОАО «Белорусские продукты»;
3) охарактеризовать основные направления хозяйственной деятельности ОАО «Белорусские продукты»;
4) проанализировать систему организации и функционирования предприятия ОАО «Белорусские продукты»;
5) разработать мероприятия по совершенствованию организации и функционирования ОАО «Белорусские продукты».
Цель и поставленные задачи определили структуру данной работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Аналитическая часть
1.1. Характеристика объекта исследования
ОАО «Белорусские продукты» - открытое акционерное общество, действующее на основании устава. Основными целями деятельности Общества являются: получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов акционеров и членов трудового коллектива.
Реализация товаров осуществляется непосредственно населению, то есть физическим лицам. За время существования магазина много раз менялся его ассортимент под влиянием покупательских предпочтений, то расширяясь, то углубляясь.
Если классифицировать товарооборот магазина по видам, то:
в зависимости от состава конечных потребителей магазин занимается продажами непосредственно населению.
в зависимости от формы денежных расчетов магазин производит реализацию товара за наличный расчет.
в зависимости от сроков расчета за реализованные товары – это продажа товаров с немедленной оплатой.
Сеть магазинов работает семь дней в неделю.
В каждом магазине соблюдаются все санитарно-гигиенические требования: обеспечены необходимые условия работы для торгового персонала и комфорт для покупателей. Магазин оборудован средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.
Укрупненная организационная структура управления предприятием представлена на рис. 2.1.
Рис.1.1 – Организационная структура управления ОАО «Белорусские продукты»
Структура управления является линейно-функциональной. Преимущества данного вида структуры:
стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
каждый отдел занимается выполнением своих функций и специализируется на конкретном виде работы;
уменьшает дублирование выполняемых функций и задач, за счет специализации на конкретном виде работ.
Недостаток линейно-функциональной структуры - отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности ОАО «Белорусские продукты» представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белорусские продукты» в 2014-2016 гг.
Финансовые результаты ОАО «Белорусские продукты» в исследуемом периоде увеличивались: прибыль от продаж выросла с 1254 тыс. руб. в 2014 году до 3420 тыс. руб. в 2016 году (на 173%), а чистая прибыль с 983 тыс. руб. в 2014 году до 2607 тыс. руб. в 2016 году (на 165%).
Показатели рентабельности ОАО «Белорусские продукты» в 2015 году увеличились (рентабельность капитала на 25,9%, рентабельность оборотного капитала на 80,7%, рентабельность собственного капитала на 40,4%, рентабельность продаж на 4,6%).
В 2016 году показатели рентабельности снизились (рентабельность капитала на 2,3%, рентабельность оборотного капитала на 63,4%, рентабельность собственного капитала на 19,7%, рентабельность продаж на 1,7%).
Анализ структуры финансовых ресурсов ОАО «Белорусские продукты» с использованием трехфакторной модели проведем в таблице 1.1.
Таблица 1.2
Анализ структуры финансовых ресурсов ОАО «Белорусские продукты», тыс. руб.
Анализ показал, что финансовое состояние компании «Белорусские продукты» в исследуемом периоде улучшилось с неустойчивого (на начало 2014 и 2015 годов) до абсолютно устойчивого (на начало 2016 и 2015 годов).
На начало 2015 года запасы и затраты финансировались за счет собственных оборотных средств.
Собственные средства у предприятия на начало 2014 и 2015 годов отсутствовали, а в 2016 году увеличились с 778 тыс. руб. до 996 тыс. руб.
Для анализа более полной оценки финансовой устойчивости ОАО «Белорусские продукты» целесообразно рассчитать основные коэффициенты финансовой устойчивости.
Анализ состояния оборотных средств ОАО «Белорусские продукты» проведем в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Анализ состояния оборотных средств ОАО «Белорусские продукты» в 2014-2016 годах
Коэффициент автономии в исследуемом периоде вырос на 0,28 и составил 0,75 на начало 2015 года. Это означает, что в структуре финансирования собственный капитал занимает 75%.
Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами вырос с -3,39 на начало 2014 года до 0,37 на начало 2015, достигнув норматива (более 0,1).
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств также увеличился: с 0,90 на начало 2014 года до 2,95 на начало 2015 года (выше норматива). Таким образом, в исследуемом периоде финансовая устойчивость ОАО «Белорусские продукты» значительно улучшилась.
Анализ ликвидности баланса ОАО «Белорусские продукты» проведем в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Анализ ликвидности баланса ОАО «Белорусские продукты»
Баланс ОАО «Белорусские продукты» в исследуемом периоде не являлся абсолютно ликвидным. Условие А2П2 не соблюдалось на протяжении всего анализируемого периода. Таким образом, в ОАО «Белорусские продукты» наблюдается недостаток быстро реализуемых активов для покрытия краткосрочных пассивов. Кроме того, на начало 2014 года не соблюдалось условие А1П1 (наиболее срочные обязательства не покрывались наиболее ликвидными активами).
Анализ коэффициентов ликвидности ОАО «Белорусские продукты» проведем в таблице 1.5.
Таблица 1.5
Анализ коэффициентов ликвидности ОАО «Белорусские продукты»
Коэффициент текущей ликвидности в исследуемом периоде увеличивался с 0,23 на начало 2014 года до 1,58 на начало 2015 года, но так и не достиг нормативного значения (2,0).
Коэффициент срочной ликвидности в исследуемом периоде также увеличился, и к началу 2016 года достиг нормативного значения (более 0,9), не снижаясь ниже норматива и к началу 2015 года.
Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0,05 на начало 2014 года до 0,58 на начало 2015 года, достигнув нормативного значения (0,2) к началу 2016 года. Коэффициент абсолютной ликвидности на начало 2016 и 2015 годов значительно превышает норматив, что свидетельствует о чрезмерной ликвидности и недостаточной эффективности управления денежными потоками.
Подводя итог проведенному анализу можно сделать вывод, что финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия за последние три года улучшилась.
Анализ эффективности использования основных фондов и оборотных средств ОАО «Белорусские продукты» проведем в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Анализ эффективности использования основных фондов и оборотных средств ОАО «Белорусские продукты»
Оборачиваемость оборотных средств в 2015 году ускорилась (на 2 дня или 7,1%), а в 2016 году замедлилась (на 4 дня или 18,9%). В 2016 году оборачиваемость оборотных средств «Белорусские продукты» составляла 26 дней.
Таким образом, эффективность деятельности ОАО «Белорусские продукты» в 2016 году снизилась.
Финансовые результаты ОАО «Белорусские продукты» в исследуемом периоде увеличивались: прибыль от продаж выросла с 1254 тыс. руб. в 2014 году до 3420 тыс. руб. в 2016 году (на 173%), а чистая прибыль с 983 тыс. руб. в 2014 году до 2607 тыс. руб. в 2016 году (на 165%).
Эффективность использования финансовых ресурсов в 2015 году увеличилась, а в 2016 году снизилась, так как:
показатели рентабельности ОАО «Белорусские продукты» в 2015 году увеличились (рентабельность капитала на 25,9%, рентабельность оборотного капитала на 80,7%, рентабельность собственного капитала на 40,4%, рентабельность продаж на 4,6%);
в2016 году показатели рентабельности снизились (рентабельность капитала на 2,3%, рентабельность оборотного капитала на 63,4%, рентабельность собственного капитала на 19,7%, рентабельность продаж на 1,7%).
Таким образом, компания ОАО «Белорусские продукты» нуждается в реализации мер по дальнейшему развитию. Это необходимо с целью повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. При этом финансовые возможности предприятия позволяют проводить мероприятия по развитию, так как финансовое состояние фирмы достаточно стабильное.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности/ СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
2. Бородина Ю.Б. Факторы экономического роста: финансовый аспект //Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 46-48.
3. Вещунова Н.Л. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия //Главбух. - 2014. - № 17 – С. 18 - 21.
4. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 700 с.
5. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 416 с.
Мельник М.В. Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА- М, 2011. 192 с.
6. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2011. – 448 с.
7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов. – М.: Маркетинг, 2011. – 503 с.
8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011. 248 с.
9. Ряховская А.Н. Устойчивое функционирование и развитие предприятий: основные механизмы, принципы, критерии оценки //Эффективное антикризисное управление. - 2014. - №4. - С. 58-66.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2013. 344 с.
11. Симоненко Н.Н., Пашковский М.Ю. Управление финансовым состоянием предприятия //Фундаментальные исследования.2015. №16.
12. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под. общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
13. Храмцова О.О., Храмцова Т.Г. Анализ товарных запасов в системе управления товарооборотом кооперативной организации //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-8, С. 130-134.
14. Царацина Г.А. Совершенствование управления деятельности предприятия//Финансы. – 2014. - № 2.- С.8 –11.
15. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: М.: КНОРУС, 2012. – 388 с.