Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Определение общего водопользования содержится в Водном кодексе Российской Федерации в статье 37, а понятие промышленное водопользование в нем отсутствует.
Положения Водного кодекса и Конституции РФ свидетельствуют о том, что водопользование в Российской Федерации носит преимущественно публичный характер. Однако развитие отношений водопользования на современном этапе характеризуется увеличением частно-правовых начал. В Водном кодексе дается широчайшая возможность для развития частных интересов в водных отношениях, такого мнения придерживается Калиниченко Т.Г. Молчаливая отмена публичных и частных водных сервитутов имеет место в действующем Водном кодексе, как отмечает Сиваков Д.О. Произошло исключение данного института водного права, как нам представляется, в угоду частным интересам. Публичный водный сервитут ранее устанавливался в целях использования водных объектов в качестве водных путей для маломерных плавательных средств, лодок, паромов, а также для прогона скота, водопоя и в целях забора воды без применения технических устройств, средств и сооружений.
Для результативного противодействия этой глобальной угрозе необходимы согласованные активные действия всего мирового сообщества.
Этот прецедент обоснован тем, что охрана водных объектов необходима не только лишь в границах одной страны, а безусловно во всем мире.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования водопользования.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие указанные отношения и практика их применения.
Цель исследования заключается в изучении проблем, возникающих при водопользовании.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды водопользования.
2. Выделить основания возникновения права водопользования.
3. Изучить правовое регулирование водопользования в Российской Федерации и пути его совершенствования.
4. Выделить административную ответственность за нарушение водного законодательства.
5. Рассмотреть уголовную ответственность за нарушение водного законодательства.
Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод анализа и другие.
Теоретическую основу исследования составляют работы Сивакова Д.О ., Козыркин А.Н. , Качиной Н.В. , Мазуров А.В. и других российских ученых.
Глава 1. Общая характеристика права водопользования в Российской Федерации
1.1.Понятие и виды водопользования
В ст. 5 Водного Кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные. К поверхностным относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники. Эти объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Классификация водных объектов на «поверхностные» и «подземные» обусловлена необходимостью определения границ водных объектов, разграничения правового регулирования их использования и охраны от возможного негативного воздействия. Большинство водных объектов существуют между собой в тесной взаимосвязи. Например, водохранилища располагаются на водотоках, реки впадают в моря или другие водные объекты. Следует учитывать и возможные естественные изменения водных объектов. За небольшой промежуток времени река может фактически превратиться в ручей (обмелеть) в связи с чрезмерным забором воды, в частности из питающих водный объект подземных вод - из колодцев и скважин. Тем не менее, река будет считаться рекой до тех пор, пока в отношении ее не будут внесены изменения в соответствующую документацию .
Действующее водное законодательство Российской Федерации, за редкими исключениями, не содержит специальных положений о водных объектах как о водотоке, водоеме или ином водном объекте. При этом для различных целей активно осуществляется использование водоемов и водотоков. Иные водные объекты либо почти не используются (болота, родники, гейзеры), либо отсутствуют в подавляющем большинстве регионов России (моря, снежники, ледники) .
В отсутствие определений понятий «водоток» и «водоем» в Водном кодексе Российской Федерации необходимо руководствоваться ГОСТ 1917973 «Гидрология суши. Термины и определения», утвержденному Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 октября 1973 г. № 2394, согласно которому:
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности. К водотокам относятся реки, ручьи и каналы. Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. В водоемы как в собирательное понятие входят озера, водохранилища, обводненные карьеры и пруды. Иные водные объекты - это моря, болота, ледники, снежники, родники и гейзеры .
Существенным пробелом действующего Водного кодекса Российской Федерации является отсутствие законодательного закрепления понятий отдельных видов водных объектов, что порождает множество споров на практике.
Следует отметить, что ранее действовавший Водный кодекс Российской Федерации содержал термины редко встречающихся и мало используемых водных объектов. Так, ст. 13 указанного нормативно-правового акта содержала определения ледников и снежников . Правовая регламентация указанных видов водных объектов обусловлена их природными особенностями, поскольку они являются источниками чистой воды, и направлена на перспективу использования их водных ресурсов для питьевого водоснабжения. Под ледником понималось движущееся естественное скопление льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежник определялся как неподвижное естественное скопление снега и льда, сохраняющееся на земной поверхности в течение теплых времен года или их частей. Поскольку айсберг находится не на земной поверхности, то приведенные выше определения не позволяют отнести данное природное явление к одному из видов водных объектов. Снежник - своеобразный водный объект, представляющий собой переходную стадию между ледником и сезонным покровом снега и (или) льда и возникающий преимущественно в защищенных от ветра и солнца местах. Снежники образуются за счет замедленности таяния сезонного покрова льда и снега. В результате оказания воздействия на покров ветра и лавин возникают так называемые навеянные и лавинные снежники. С экологической точки зрения ледник и снежник являются достаточно близкими по характеристике водными объектами и, более того эволюционно связаны между собой, поскольку возникающий у основания горного склона или близ берегового уступка снежник может в последствии превратиться в ледник, а при деградации ледников снежники в свою очередь представляют собой их остаток.
С другой стороны, снежник отличается от ледника меньшими размерами, отсутствием явных признаков движения и разделения на зоны убыли и прироста .
В большинстве регионов Российской Федерации ледники и снежники отсутствуют. На территории Российской Федерации ледники расположены лишь в горах Алтая, Кавказа, Камчатки, Урала. Снежники находятся преимущественно в северной части нашей страны.
От четкого определения вида водных объектов зависят их правильное и рациональное использование, установление в отношении них того или иного вида собственности, определение бюджета, из средств которого должны финансироваться мероприятия по осуществлению охраны и предотвращению вредного воздействия на водные объекты.
В отсутствие определений отдельных видов водных объектов в действующем Водном кодексе Российской Федерации подлежат применению определения, содержащиеся в других нормативно-правовых актах.
Так, ГОСТ 30813-2002 «Вода и водоподготовка. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 12 ноября 2002 года № 409-ст содержит понятия моря, ручья и родника .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вода и водоподготовка. Термины и определения. ГОСТ 30813-2002 (введен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 12.11.2002 № 409-ст). - М., ИПК Издательство стандартов, 2002.
2. Гидрология суши. Термины и определения. ГОСТ 19179-73: утвержден Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29 октября 1973 г. № 2394 // http://standartgost.ru/g/ГОСТ_19179-73
3. Гидротехника. Основные понятия. ГОСТ 19185-73: утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года № 2410 // http://standartgost.ru/g/ГОСТ_19185-73
4. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Водный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 16.11.1995 № 167-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2005 // Российская газета. - № 227. - 23.11.1995. - № 229. - 25.11.1995.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2014 // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001; Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.12.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 728: офиц. текст по со стоянию на 22.04.2009 // Российская газета. - № 274. - 06.12.2006.
9. О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона (вместе с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, "Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования: утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230: офиц. текст по состоянию на 23.05.2013 // Российская Бизнес-газета. - № 17. - 15.05.2007.
10. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404: офиц. текст по состоянию на 01.01.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.06.2008. - № 22. - Ст. 2581.
11. Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р: офиц. текст по состоянию на 17.04.2012 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.09.2009. - № 36. - Ст. 4362.
12. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282: офиц. текст по состоянию на 21.04.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 21.06.2004. - № 25. - Ст. 2564.
13. Приказ МПР Российской Федерации от 02.11.2007 № 284 «Об утверждении Порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, для внесения в государственный водный реестр» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 28.11.2007 № 10561) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 7. - 18.02.2008.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 “О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде”// СПС КонсультантПлюс,
15. Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2018 г. по делу А51-10036/2018.
16. Дубовик О.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный)// СПС КонсультантПлюс, 2018.
17. Качина Н.В. Загрязнение вод (статья 250 УК Российской Федерации): проблемы правоприменения и пути правового решения // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 8. - С. 64 - 68.
18. Качина Н.В. Загрязнение вод: разграничения преступлений и административных правонарушений // Экологическое право. -2017. - № 1. - С. 18 - 21.
19. Козыркин А.Н. Водные ресурсы как часть казны // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2014. - № 1. - С. 29 - 48; № 2. - С. 14 - 30.
20. Лужбин А., Швейгер А. Сложности применения ст. 250 Уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовное право. - 2016. - № 3. - С. 53 - 58.
21. Мазуров А.В. Комментарий к водному законодательству и ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах» (постатейный). - М.: Частное право, 2017. - С. 320.
22. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.09.2014 № 33-13371/2014 // СПС КонсультантПлюс, 2015.
23. Охлопков С.А. Дышать не вредно. Исполнение законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании - на контроле прокуратуры Свердловской области // Прокурор. - 2017. - № 3. - С. 84.
24. Сиваков Д. О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: монография. - М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2016. - С. 236.
25. Столярова Л.В., Вакула М.А. Новации Водного кодекса Российской Федерации // Право и политика. - 2018. - № 4. - С. 15.
26. Обвинение обжаловало решение суда о возвращении дела экс-директора «Горэкоцентра» прокурору// https://www.kommersant.ru/doc/4158004