Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования 5
1.2 Понятие «внешней и внутренней среды» предприятия 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование стратегического планирования 13
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «ДИКОМП-КЛАССИК» 16
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика компании 16
2.3 Анализ внешней и внутренней среды компании 22
3 Разработка и реализация стратегии компании 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным условиям хозяйствования инициировал масштабное вовлечение предприятий в среду преобразований. Однако, при всей важности и необходимости этих преобразований, они протекают медленно и малоэффективно.
Разрыв устоявшихся экономических связей, высокий уровень нестабильности и неопределенности внешней среды, отсутствие навыков выработки долгосрочной стратегии развития на уровне руководства предприятий привели к дестабилизации экономики и снижению конкурентоспособности российской промышленности на внутреннем и внешнем рынках.
В этих условиях несомненно важным является выбор осмысленного хозяйственного поведения самостоятельно действующих субъектов рыночной экономики. Сохранение экономической самостоятельности и развитие предприятия возможно лишь в том случае, если его деятельность будет адаптирована к реалиям рынка. Это означает, что непрерывность и пропорциональность функционирования предприятия обеспечивается только тогда, когда оно способно, оперируя имеющимся ресурсным потенциалом, своевременно и активно реагировать на различные изменения внешней среды.
Чем сильнее предприятие подвержено изменениям со стороны внешней среды, тем больше оно реагирует на эти изменения, тем большее значение приобретает концепция стратегического управления предприятием.
Тема данного курсового проекта является актуальной, так как в настоящее время наиболее важным является умение выбрать наиболее эффективное направление развития предприятия, балансирующее интересы и возможности потребителей и производителя и, в соответствии с этим, сформировать определенный набор стратегий. В связи с этим имеется настоятельная необходимость более глубокой проработки отдельных элементов формирования стратегии развития и вопросов организации процедуры выбора оптимального набора стратегий.
Целью данной работы является разработка портфеля стратегий компании «Дикомп-Классик».
Задачи исследования:
-дать определение понятию «портфель стратегий»;
-рассмотреть виды внутреннего и внешнего анализа предприятия;
-выявить этапы формирования стратегий предприятия;
-дать краткую характеристику исследуемой компании;
- проанализировать факторы внешней среды компании;
- провести анализ факторов внутренней среды компании;
- разработать портфель стратегий компании;
- определить направления совершенствования стратегий компании.
Объектом исследования в курсовом проекте выступает внешняя и внутренняя среда компании «Дикомп-Классик».
Предметом исследования является портфель стратегий компании «Дикомп-Классик».
При написании работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, синергии и другие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
В настоящее время, в условиях рыночной экономики на предприятиях большое значение придается задачам стратегического планирования, без которого невозможна их эффективная работа, поскольку оно служит основой системы управления.
Обратимся к понятию «планирование», включающее в себя постановку целей и методы их достижения. На предприятии планирование осуществляется по следующим направлениям: производство; сбыт; финансы; закупки.
Все направления и этапы взаимосвязаны между собой. Планирование на предприятии включает в себя следующие этапы [4, с.148]:
1. Постановка общих целей;
2. Установление четких, детальных целей на определенный небольшой период времени;
3. Поиск путей и средств их достижения;
4. Контроль за достижением поставленных целей, с помощью сравнения фактических и плановых показателей.
Составление плана всегда основывается на данных прошлого, однако, целью планирования является определение и контроль развития организации в будущем. Из этого следует, что в основе надежности планирования лежит правильность и точность бухгалтерских расчетов прошлых периодов. Каждое составление плана основывается на неполных сведениях. Во многом, качество планирования предприятия зависит от уровня квалификации работников, то есть на предприятиях с высококвалифицированными сотрудниками качество планирования будет намного выше.
Стратегия – это подробный многосторонний комплексный план, который разрабатывается с точки зрения перспектив всего предприятия, а не отдельного индивида [8, с.131]. Однако, очень редко, но все-таки встречаются случаи, когда генеральный директор может сочетать стратегию предприятия и свои личные планы. В основе стратегии лежит разработка аргументированных планов и мер достижения поставленных целей, учитывающих производственно-сбытовые нужды предприятия и его научно-технический потенциал.
Стоит отметить, что термин «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» это не одно и тоже, хотя зачастую многие используют их именно как синонимы. Стратегическое управление (рисунок 1) включает в себя [6, с. 34]: стратегическое планирование; стратегический контроль; осуществление выбранной стратегии.
Рисунок 1 – Виды управленческой деятельности, в рамках процесса стратегического планирования
Стратегическое управление включает в себя следующие этапы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процессы стратегического управления
Отсюда можно сделать вывод, что стратегическое планирование стоит исследовать как основной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование – это инструмент, при помощи которого происходит формирование системы целей функционирования организации и объединение усилий всех сотрудников для ее достижения [9, с.72].
Решения и действия, которые принимаются руководством, ведущие к разработке стратегий, которые предназначены для достижения предприятий своих целей – это стратегическое планирование [2, с.15]. Его основной задачей является организационные изменения и внедрение инноваций, необходимых для функционирования организаций.
Понятие «стратегическое планирование» появилось в практике западного менеджмента предприятий в шестидесятые годы двадцатого века.
За границей методологическую и теоретическую основу стратегического планирования исследовали множество ученых, например, М. Портер, Ф. Абраме, А. Томпсон, К. Эндрюс и др. [5, с.35]. В 70-е годы наблюдался некий застой в развитии стратегического планирования предприятия, после которого уже в 90-е годы XX века произошло оживление его методов и подходов. Данная тенденция продолжает свое существование по сей день.
На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое планирование, которые имеют существенные различия. Основным отличием является трактовка будущего. В долгосрочном планировании основной упор делается на прогнозирование и изучение будущего, которое станет лучше прошлого, а в системе стратегического планирования анализируются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия Учебное пособие / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. – 422 с
4. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 c.
5. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 c.
6. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
7. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
8. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 236 c.
9. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 c.
10. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Современный учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 488 c.
11. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2011. - 224 c.
12. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: Учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 c.
13. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 c.
14. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
15. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2012. - 320 c.
17. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2013. - 928 c.
18. Шестопал, Ю.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
19. Шилков, В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.И. Шилков. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
20. Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. - СПб.: Питер, 2010. - 240 c.