Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях внешняя торговля является важной составляющей функционирования и развития каждой отдельной страны и мира в целом, так как ни одно государство не способно развиваться без построения эффективной системы хозяйственных связей с экономиками других стран в условиях протекания глобализационных процессов. В контексте международных экономических отношений национальные экономики рассматриваются не как отдельные хозяйственные системы, а как системный комплекс взаимосвязей субъектов хозяйствования на мировом рынке, поэтому роль внешней торговли в развитии национальной экономики страны значительно возрастает.
Экспортный контроль регулирует взаимоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой комплекс мер, обеспечивающих предотвращение несанкционированной продажи товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники, а также товаров и технологий двойного назначения.
Интеграция стран, расширение их открытости, сближение и взаимосвязь национальных экономик посредством углубления внешнеторговых отношений, развития внешней торговли составляют отдельный объект для изучения. Этим обусловливается цель написания данной статьи, которая заключается в изучении роли внешней торговли и ее влияния на экономику страны. Проблематика развития и формирования внешнеторговых отношений рассмотрена и разработана в ряде научных трудов.
Так, классические теоретические аспекты данного вопроса освящены А. Смитом, Д. Рикардо, Т. Менном. Следует отметить вклад в развитие теории внешнеторговых отношений и белорусских ученых, таких как В.Н. Шимов, А.В. Бондарь, В.Н. Ермашкевич, С.Н. Князев, Г.А. Шмарловский, и ряда российских авторов, таких как Е.Н. Смирнов, Е.Ф. Прокушев, Н.А. Волгина и др.
Цель исследования – изучить и проанализировать механизмы поддержки и продвижения российского экспорта.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты экспорта;
провести анализ и оценку современного состояния внешней торговли России;
проанализировать перспективы развития внешней торговли РФ.
Объект исследования – российский экспорт.
Предмет исследования – механизмы государственной поддержки и продвижения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТА
1.1 Понятие экспорта, виды и его роль в экономике государства
Экспортные операции – это вид деятельности, направленный на продажу товаров и услуг заграницу для иностранных контрагентов. Основные признаки экспортных операций:
контрактная основа продажи;
товар пересекает границу страны – экспортера.
Для того, чтобы экспортные операции могли осуществляться, необходимо производить тот товар, который будет пользоваться спросом на внешнем рынке. Экспорт можно считать таковым, когда товар пересекает таможенную границу РФ.
Рассмотрим основные виды экспортных операций:
экспорт – продажа товаров и готовой продукции, которые полностью отвечают требованиям, предъявляемые со стороны покупателя;
экспорт с последующей доработкой – продажа товаров, работ услуг с условием, что будет осуществлена предпродажная доработка в стране покупателя;
экспорт с последующей переработкой и возвратом – ситуация, когда вывозят товары для переработки заграницу под таможенным контролем, но потом будет осуществлен возврат;
реэкспорт – случаи, когда из страны вывозятся те товары, которые ранее были импортированы в нее для последующей перепродажи другим странам;
временный экспорт – вывоз товаров для того, чтобы продемонстрировать на выставках, ярмарках, после их окончания товар возвращается в родную страну;
внутрифирменные поставки – товары вывозятся в рамках производственной связи предприятий.
Экспортные операции подразделяются в зависимости от объекта – вида продукта, который предназначен для продажи на внешнем рынке:
материально-вещественные экспортные операции подразумевают, что из страны выводятся товары, например, топливно-энергетического характера;
невещественные экспортные операции подразумевают, что из страны выводятся услуги, например, туристические, патентно-лицензионные.
Если принимать во внимание интенсивность и объемы, то экспортные операции бывают:
регулярные (активные);
нерегулярные (пассивные).
По срокам экспортные операции бывают:
подтвержденными в течение 30 дней;
подтвержденными в течение 90 дней;
подтвержденными в течение 180 дней.
Экспортные операции бывают также:
существенные;
несущественные.
Первое, что необходимо сделать продавцу, это комплексно исследовать рынок, а именно: исследовать ожидаемый спрос на его товар или услугу, определить цену за них, с которой он может выступить на рынке; изучить все условия работы на рынке, изучить нормативную базу, регулирующую данный вид деятельности; определить уровень конкуренции на рынке, исследовать методы работы конкурентов. На втором этапе, после того, как все вышеперечисленные этапы пройдены, необходимо заняться рекламными мероприятиями. После чего экспортером отправляются предложение, например, количество товара, его стоимость и сроки поставки, перспективным покупателям об основных условиях, необходимым для заключения контракта.
Если обе стороны согласны с условиями, то начинается подготовка контракта, тогда экспортер подписывает один экземпляр, отправляет второй экземпляр на подпись покупателю, покупатель, в свою очередь, его подписывает и после того, как экспортер получит документ с подписью покупателя, начинаются конкретные процедуры, указанные в договоре. Принять данное решение возможно в ходе непосредственных переговоров. Экспортер полностью отвечает за исполнение контракта, контролирует товар за всех стадиях его продвижения к покупателю.
Экспортные операции могут носить совершенно разный характер, они зависят от множества факторов и условий контракта.
Внешняя торговля играет значительную роль в развитии каждого государства, поскольку она оказывает влияние на экономический рост и инновационные процессы. Кроме того, государства, которые имеют ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок могут компенсировать потребности своего населения за счет зарубежных товаров.[1]
Влияние внешней торговли на экономический рост нельзя недооценивать. Внешнеторговые операции могут оказать существенное воздействие на экономический рост посредством стимулирования совокупного предложения. Стимулирование совокупного предложения осуществляется непосредственно через увеличение объемов производства в экспортных отраслях. При достаточной конкурентоспособности произведенных товаров, предприниматели могут реализовывать свою продукцию не только на внутренних, но и на внешних рынках сбыта. В результате экспортных операции полученная от продажи продукции на внешнем рынке иностранная валюта будет являться источником расширения производства и роста экономики в целом. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. Небольшие изменения в объеме импорта и экспорта могут вызвать очень серьезные сдвиги в уровнях доходов, занятости и цен внутри страны [2,3].
1.2 Механизмы поддержки и продвижения экспорта
Институты поддержки российского экспорта начали формироваться с 1994 г. и предусматривали оказание услуг по кредитованию внешней торговли. Экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) создал специальный механизм гарантий. Но система государственного страхования рисков при осуществлении экспортных операциях не получила дальнейшего развития. Сегодня используются разнообразные меры и способы поддержки экспорта на федеральном и региональном уровнях, создаются отраслевые союзы предпринимателей и отраслевые ассоциации.
Одним из основных институтов, осуществляющим реализацию политики государства в области поддержки компаний-экспортеров, является АО «Российский экспортный центр» (далее — РЭЦ), который функционирует в режиме «единого окна». На базе этого центра создана система финансовой и нефинансовой координации и содействия экспорту, участниками которой являются Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (далее — АО «ЭКСАР»). АО «Росэксимбанк» (далее — РЭБ) обеспечивает экспортеров кредитными инструментами, позволяющими повышать конкурентоспособность российского бизнеса за рубежом. Банк выполняет функции агента Правительства РФ по обеспечению государственной поддержки экспорта: кредитует компании и выдает по запросу разные виды гарантий от своего имени. Государственная поддержка оказана более чем 6600 предприятиям в объеме около 12 млрд. долл. США.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 315-р.
2. Александров Е.Л., Круглов В.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 112 с.
3. Алтухов А.И. Достижение продовольственной независимости страны на основе новой государственной аграрной политики // Региональный вестник. – 2016. - № 2(3). – С. 2-5.
4. Волгина Н.А. Международная торговля: учебник/ Н.А. Волгина. – Москва: КНОРУС, 2018. – 274 с.
5. Замараев Б., Маршова Т. Инвестиционные процессы и структурная перестройка российской экономики / Вопросы Экономики, № 12, 2017 г.
6. Зюкин Д.А. Проблемы стратегического развития зернопродуктового подкомплекса региона в современных экономических условиях // Региональный вестник. – 2018. - № 3(12). – С. 28-29.
7. Иванова В.Н., Серегин С.Н. Новые ориентиры развития АПК России на период до 2030 года / Пищевая промышленность, № 8, 2018 г
8. Иванова В.Н., Серегин С.Н. Как увеличить экспорт продукции российского АПК // Сахарная свекла. - 2019. - № 1.- С. 2-6.
9. Колончин К.В., Серегин С.Н., Сысоев Г.В. Ресурсный и научно-технических потенциал в динамике экономического роста продовольственного комплекса России / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 8, 2019 г.
10. Международная торговля : учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под ред. Р. И. Хасбулатова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 489 с.
11. Перепелкин И.Г. Проблемы реализации оптимальной стратегии развития сельского хозяйства регионов России на современном этапе экономики // Региональный вестник. – 2017. - № 2(7). – С. 46-48.
12. Стратегические направления развития сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС / И.Г. Ушачев, А.Г. Папцов, Н.К. Долгушкин и др. – М.: РАН, 2017. - 48 с.
13. Внешняя торговля России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Внешняя_торговля_России
14. Информационный сайт статистики внешней торговли России [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://ru-stat.com/date-M201701-201712/RU/export/world
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года: внешнеэкономическая политика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/c25a9ba35b2cb0740315ad1c489758e0a5375169/
16. Научная библиотека: химическая промышленность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alnam.ru/book_e_chem.php?id=242
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#
18. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
19. Федеральная Таможенная Служба: статистика внешней торговли России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nangs.org/analytics/fts-rossii-statistika-vneshnej-torgovli-rossijskoj-federatsii-za-2017-god-doc