Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гнездовой подход к исследованию словообразовательной системы русского языка активно начал использоваться в 60-е годы XX века, хотя наиболее интенсивно устройство словообразовательного гнезда (СГ) под влиянием структуралистской парадигмы изучается в 70-е гг. [1; 2; 15 и др.]. Одно из первых описаний основывается на исследовании аппликативной порождающей модели, в которой процессы образования производных единиц формализуются в механизмах деривационных шагов, отражающих ступени порождения производных той или иной словообразовательной структуры.
Очередной этап в развитии теории словообразовательного гнезда был ознаменован работами А.Н. Тихонова, которые внесли значимый вклад в русистику [16; 17]. Его публикации стимулировали в 70-90-е гг. XX века направление, связанное с формально-семантической организацией словообразовательного гнезда. «Гнездовой бум» позиционировал различные подходы. В этот период были разграничены такие понятия, как словообразовательное, корневое, лексическое, грамматическое гнездо. В основе нашего исследования мы опираемся на исследования данного автора.
В работах Г.А. Николаева представлен широкий охват тем по историческому синхронному словообразованию, теоретические вопросы исторической семасиологии, морфемики в аспекте динамики процессов и отношений в ходе развития русского языка. В исследовании мы опираемся на работы известных ученых в области изучения словообразования таких как И.И Срезневский, А.А. Потебня, Г.А. Николаев, А. Дювернуа. В области исследования словообразовательного гнезда – словарь Тихонова А.Н.
В связи с этим объектом нашего исследования стал словарь А.Н. Тихонова. Предмет исследования – словообразовательные гнезда примере словаря Тихонова А.Н. в современном русском языке..
Целью работы является изучение словообразовательных гнезд в лингвометодическом аспекте.
В соответствии с целью исследования мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть подходы к толкованию понятия «словообразовательное гнезда»;
- выяснить структуру гнезда;
- исследовать словообразовательные гнезда с именем существительным и прилагательным;
- описать особенности изучения словообразовательного гнезда в школьных учебниках;
Использовались следующие методы исследования: описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод анализа словарных определений, метод этимологического анализа, метод сравнения переведенных соответствий.
Материал исследования представлен выборкой их словаря А.Н. Тихонова.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа может внести вклад в развитие лингвистики особенно в ее морфологическом аспекте.
Практическое значение исследования заключается в возможности обогащения словарного запаса и знаний студентов о словообразовательных морфемах, что может быть использовано в дальнейшей коммуникационной практической деятельности.
Структура работы представлена тремя главами: введением, теоретической и практической частью, раскрывающей соответственные аспекты исследования, заключением и списком литературы.
Глава 1
1.1. Словообразовательное гнездо в научной и учебной литературе
Словообразовательные модели представляют источник для образования новых лексических единиц в области морфологического словообразования. «Под словообразованием понимается создание новых слов путем комбинации существующих в языке лексических и грамматических элементов. Предметом рассмотрения в словообразовании являются исключительно производные слова. Под производностью слова понимается мотивированная связь между двумя словами с единым корнем, подчиненная системе сложившихся в языке словообразовательных отношений.
Таким образом, производными словами называются те, которые образованы от других слов, безотносительно к морфологическому строению своих основ, ибо в этом случае безразлично, является ли данная производная основа простой или расширенной» [17, с. 56]. Именно данный способ является наиболее продуктивным, с помощью которого происходит пополнение языкового состава лексическими единицами.
Создание новых лексических единиц - одна из основных прикладных задач словообразования. В процессе производства слова активно участвуют различные способы словообразования. Они работают на уровне серии типов словообразования с одним и тем же типом формообразования (не учитывается ни материальное воплощение форманты, ни его конкретное значение словообразования). Первая полная классификация методов русского словообразования была разработана В.В. Виноградовым. В своих работах («Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952)) он выделил и охарактеризовал 4 основных направления в процессе производства слова.
I. Морфологический способ. Он основан на преобразовании исходных лексических единиц в новые слова путем добавления различных аффиксов или усечения элементов оригинальной единицы (актер – актр-ис-(а), стоять – у-стоять, красит – красить-ся, син(ий) - синь, весит ... обвес). Границы морфологического словообразования широкие. В нем представлены такие продуктивные способы формирования новых слов, как суффиксы, префиксы, постфиксы, смешанные (префиксы-суффиксы, префиксы-постфиксы, суффиксы-постфиксы и т. д.), фонетико-морфологические (несуффиксальный)[57].
Подавляющее большинство русских производных лексем формируется этими методами. Морфологическое и синтаксическое словообразование охватывает все случаи перехода от одной части речи к другой - субстантивация (переход прилагательных и причастий в существительные – смелый человек – смелого пуля боится); прилагательное (переход причастий к прилагательным - человек, который призывает вас вести переговоры - вызывающее поведение); адвербиализация (переход от других частей речи к наречиям – низ дома каменный - я шел низом), прономинализация (переход от других частей речи к местоимениям – большое и нужное дело- дело было в сентябре). Основной причиной перехода слов из одной части речи в другую является изменение условий синтаксического функционирования. В то же время новые слова являются продуктом разбиения одной лексической единицы, из которой выделяются две независимые лексемы с различными лексическими и грамматическими особенностями. К морфологическому и синтаксическому словообразованию, по словам В.В. Виноградова, относится и композиция - формирование новых слов в процессе морфологической трансформации синтаксических единиц - фраз (электродвигатель → электродвигатель, рубленый лед → ледоруб, широкие плечи → широкоплечий, литературный и художественный → литературно-художественный)[57].
Лексико-синтаксическое словообразование. Представлены различные случаи слияния элементов фразы и превращения их в устойчивую единицу, функционирующую как слово – с ума сшедший → сумасшедший; лишенный ума → безумный, плохо развитый → недоразвитый; здраво мыслящий → здравомыслящий.
Производные слова в лексикосинтаксическом словообразовании являются конечным результатом процесса лексикализации словосочетаний. Объединившись в одну лексему, компоненты фраз теряют свои фонетические, семантические и грамматические свойства отдельных слов.
Вместо отдельно сформированной синтаксической единицы появляется целая лексическая единица, сложная по структуре, но с общим планом выражения и содержания.
Лексико-семантическое словообразование. На основе семантического расщепления многозначных слов. Его основными причинами являются утрата семантического сообщества и семантической связи между различными значениями многозначного слова. В то же время новые лексемы образуются в результате выделения отдельных ценностей и их обозначения как самостоятельных лексических единиц. По форме они всегда совпадают с исходным словом, но их содержание семантически независимо: оно не имеет ничего общего с содержанием исходного слова, т. е. продуктом лексико-семантического образования слова являются слова-близнецы, омонимы слова.
Сравните: совет ('наставление, указание, предложение, как поступить') – совет ('орган государственной власти, одна из форм организации общества'), долг ('обязанность') – долг ('взятие взаймы'), метить ('ставить метку') – метить ('стараться попасть').
Классификация В.В. Виноградова является первым наиболее полным и систематизированным описанием производных слов, существующих в русском языке. В течение многих лет он широко использовался в школьной практике обучения и в специальных исследованиях. Его значение сохранилось и в наши дни, хотя современные учебники и русская грамматика (Москва, 1980) дают другие классификации методов образования русского слова. И это естественно. Лингвистическая наука не стоит на месте. В годы, прошедшие с момента появления классификации В.В. Виноградова, исследователи выявили и описали новые способы производства слова. И оказалось, что в синхронном описании современной словообразовательной системы некоторые методы словообразования выделяются, а в диахронном подходе - другие.
Итак, диахроническое (историческое) словообразование было приписано тем методам русского словообразования, для функционирования которых необходимо несколько временных периодов - лексико-семантическим, частично лексико-синтаксическим, частично морфолого-синтаксический (все случаи перехода от одной части речи к другой, кроме субстантивации). Производные слова, образованные этими методами, появляются в языке не сразу, а постепенно, в результате длительного исторического развития. Процесс их формирования всегда индивидуален, лишен каких-либо типизированных свойств и нерегулярен по своему проявлению[36].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Н. Д. Некоторые вопросы образования и морфологии основ слова// Филологические науки. 1958. № 1. С. 125—137.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 608.
3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория/В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. — М.: Дрофа. — 2002. — С. 331.
4. Буцева Т.Н. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов ХХ века: В 2 т / СПб., 2009. Т. 1.
5. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
6. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 41-45.
7. Винокур Г. О. Избранные работы. Заметки по русскому словообразованию, М., 1959. – 451 с.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. — 3-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006. — 464 с.
9. Горкин А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. 2006. — 1680 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://book.tr200.net/v.php?id=99068
10. Горячев А.В. Стандарты на вырост: интересы государства и образовательные стандарты / А. В. Горячев // Начальная школа: плюс до и после.- 2010. - № 3. - С. 3-5
11. Грамматика русского языка: в 2 т. — Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — М.: Наука, 1982. 18.
12. Дудников А. В. Русский язык. - М.: Наука, 1993. С. 36.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
14. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М., 1996.
15. Земская Е. А., 2009, Словообразование как деятельность, Москва: Издательский дом «Либроком».
16. Земская Е.А. Словообразование как деятельность / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. Изд-е 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 224 с.
17. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992
18. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. М.: Высшее образование сегодня, 2004. - 43 с.
19. Иванов А.В. К проблеме морфемного анализа единиц специальной номинации в зарубежном терминоведении // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 57.– Челябинск, 2011. ‒ № 24 (239). ‒ С. 142 – 144.
20. Исаева Н.А. Учебник по русскому языку и методике его преподавания в школе как средство реализации ФГОС нового поколения / Н. А. Исаева// Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 5. - С. 7-10.
21. Козулина Н. А., Левашов Е. А., Шагалова Е. Н., 2009, Аффиксоиды русского языка. Опыт словаря-справочника, отв. ред. Е. А. Левашов, Санкт-Петербург: Нестор-История.
22. Красина Е. А. Лингвистика ХХ века: система и структура языка. Хрестоматия в 2-х частях / Е. А. Красина [сост.]. – Ч.1 – М.: издательство РУДН, 2004 – 561 с.; Ч. 2. – М. : изд-во РУДН, 2004. – 199 с. 130
23. Крысин Л. П. Русское слово, своё и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. – 888 с.
24. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008.
25. Кубрякова Е. С. Актуальные проблемы изучения словообразовательных систем славянских языков // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 3.М., 1998.
26. Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности, М. : Издательство ЛКИ, 2008. – 160 с.
27. Кубрякова Е.С. Словосложение как процесс номинации и его отличительные формальные и содержательные характеристики. Теоретические основы словосложения и вопросы создания сложных лексических единиц: Межвузовский сборник научных трудов/ Пятигорский пединститут. Пятигорск, 1988. С.3 – 23.
28. Кубрякова Е.С. Теория номинации и словообразование. Изд 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 88 с. 131
29. Максимов В.И. Структура и членение слова. Изд. 4-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 152 с
30. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование : учебное пособие для филолог, спец. ун-тов. М.: Высшая школа, 1984. – 255 с. 43.
31. Николаев Г.А. Русское историческое словообразование. Исторические проблемы.//Либроком,2010
32. Розенталь Д.Э. Русский язык. – М.: Просвещение, 2010. – 448 с
33. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
34. Улуханов И.С. Словообразование. Морфонология. Лексикология, М.: Издательство «Логос», 2012. – 600с.
35. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. — М.: «Альта-Принт», 2007. — VIII, 1239 с.
36. Федеральный государственный стандарт общего образования // Учительская газета. - 2009. - № 11. - С. 5-20.
37. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учеб.пособие/Л.С. Филиппова. - М.: Флинта: Наука-2009.248с.