Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основными целями Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как международной экономиче-ской интеграции, являются повышение устойчивости социально-экономического развития и конку-рентоспособности промышленных комплексов государств – членов на основе формирования новой модели развития и проведения согласованной промышленной политики.
Главной особенностью ЕАЭС является явное доминирование России по ряду показателей, в том числе по численности населения, доле ВВП, объемам промышленного производства, экспорту и импорту, взаимной торговле, привлечению инвестиций. Доказано, что рассматриваемая экономи-ческая интеграция в целом привела к смене после многолетнего снижения отрицательной динами-ки по ВВП на положительную по данным официальной статистики и аналитических докладов меж-дународных организаций за период 2013–2018 гг. за счет согласованной промышленной политики
Именно, промышленная политика определяет вектор модернизации национальных экономик и регламентирует объем и отраслевую структуру производимого ВВП. Выявлены особенности и ин-струменты реализации стратегий промышленной политики.
В соответствии с принятой Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD) классификации стратегий промышленного развития, в статье определены виды и инструменты применяемых стра-тегий промышленной политики в странах – участницах ЕАЭС.
Результаты межстрановых сопоставлений основных макроэкономических показателей показыва-ют, что структура национальных экономик и уровень социально-экономического развития стран – участниц ЕАЭС неравномерны и значительно отличаются. При этом структура национальной эконо-мики России не отвечает современным вызовам в сопоставлении с такими развитыми странами, как США и Германия.
Особую роль в ЕАЭС играет взаимная торговля, демонстрирующая значительно большую устойчи-вость к кризисным процессам, и внешняя торговля с третьими странами. Усилению внутриотрасле-вому характеру взаимной торговли в ЕАЭС способствует переход к согласованной промышленной политики.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого является изучение Евразийского экономического союза, его становления и проблем развития.
Для достижения цель были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность ЕАЭС;
- провести анализ экономического развития стран-участниц ЕАЭС;
- изучить проблемы и перспективы развития ЕАЭС.
Объектом работы является ЕАЭС, предметом – становление и проблемы развития ЕАЭС.
Теоретической основой курсовой работы послужили исследования Соловьева А.И., Зелтынь A.П., Сухнева Д.С., Алиева Т.М.,Караганова С.А. и др.
Глава 1. Становление Евразийского экономического союза
1.1 Понятие и сущность ЕАЭС
Евразийский экономический союз являясь новичком среди региональных интеграционных ор-ганизаций, действует как таможенный союз с 2011 г. и как экономический союз с 2015 г. ЕАЭС был создан для оказания содействия государствам-членам в использовании межрегиональных экономических связей, модернизации национальной экономики и создании условий, способству-ющих повышению их конкурентоспособности.
В основе процесса евразийской интеграции лежит в единый рынок товаров, услуг, капитала и труда.
ЕАЭС лучше рассматривать не как исключение из общих правил, а скорее, как функционирую-щий региональный интеграционный блок с собственными успехами и проблемами2, с.11.
Евразийский союз имеет значительные достижения, но также имеет глубоко укоренившиеся ограничения. Исходя из этой цели мы кратко рассмотрим:
- нынешнее состояние евразийских институтов (не только ЕАЭС, но и всю евразийскую экоси-стему экономической интеграции) и их эволюцию;
- возникновение общих рынков товаров и услуг и уровень торговых и инвестиционных потоков между государствами-членами ЕАЭС;
- прогресс в направлении устранения и унификации нетарифных барьеров;
- поведение и структуру торговых потоков;
- потоки взаимных инвестиций в ЕАЭС;
- содержание Договора ЕАЭС и вопросов, связанных с его осуществлением, особенно в том, что касается координации макроэкономической политики, в том числе монетарной;
- продолжающиеся усилия по созданию зон свободной торговли и подписанию соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе с двумя ЕАЭС: проблемы и перспективы ключевыми торговыми и инвестиционными партнерами - ЕС и Китаем;
- действующий рынок труда;
- изменение общественного восприятия евразийской интеграции.
С идеологической точки зрения этот крупномасштабный международный проект возник в ре-чи, озвученной Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в марте 1994 г. в МГУ. Выступ-ление президента Назарбаева представляет собой сложную интеграционную парадигму, в кото-рой подчеркивается необходимость создания Евразийского союза с четким фокусом на экономиче-ские вопросы7, с.8.
Прошло более 20 лет для реализации идеи интеграции, в течение этого времени СНГ столкну-лось со многими серьезными угрозами распада.
В 1995 г. «тройка» (Беларусь, Казахстан и Россия) - три страны, которые все еще составляют ядро интеграционного объединения подписали Договор о Таможенном союзе. Этот инструмент был разработан для устранения барьеров, препятствующих свободному экономическому взаимо-действию между экономическими агентами, облегчения свободного обмена товарами и обеспе-чения добросовестной конкуренции между сторонами.
В 2000 г. пять государств создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Под эгидой этого органа было подписано более 100 соглашений. Более того, ЕврАзЭС должен был стать ин-ституциональным трамплином для инициатив, которые будут реализованы в 2006-2010 гг.
Таким образом, Комиссия Таможенного союза была техническим органом ЕврАзЭС. 1 января 2015 г. ЕврАзЭС был официально расторгнут, одновременно с созданием ЕАЭС.
В 2003 г. президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали соглашение о создании «Единого экономического пространства». Оранжевая революция 2004 г. положила конец этому начинанию.
В октябре 2007 г. президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о созда-нии таможенного союза (ТС). Они также утвердили двухлетний план реализации.
Цель заключалась в том, чтобы облегчить свободное перемещение товаров во взаимной тор-говле, создать благоприятные условия для торговли с третьими странами и расширить экономи-ческую интеграцию.
По истечении запланированного двухлетнего периода подготовки, 19 декабря 2009 г., А. Лука-шенко, Д. Медведев и Н. Назарбаев встретились в Алматы, чтобы подписать Совместное заявле-ние об учреждении Таможенного союза. Общий таможенный тариф вступил в силу в 2010 г. Этот успех частично объясняется экономическим кризисом, который побуждал три страны ускорить интеграционные усилия.
В 2011 г. ТС уже работал на полную мощность, а хозяйствующие субъекты работали на единой та-моженной территории и использовали Единый таможенный тариф.
1 января 2012 г. ТС был дополнен пакетом еще семнадцати соглашений, которые составляют нормативную основу Единого экономического пространства (ЕЭП). Эти соглашения касаются ряда ключевых вопросов, лежащих в основе процесса сближения экономики в рамках «тройки», начиная от координации макроэкономической политики и трудовой миграции.
Наконец, 1 января 2015 г. вступил в силу Договор Евразийского экономического союза. Армения присоединилась к интеграционной ассоциации 2 января 2015 г., а Кыргызстан - 8 мая 2015 г.
Прогресс евразийской интеграции зависит от успеха «восходящей интеграции» - роста взаимной торговли, взаимных инвестиций и цивилизованной трудовой миграции. Это требует, чтобы в экономике ЕАЭС «правила игры» были едины. Конечной целью в долгосрочной перспективе (до 2025 г.) должно стать максимальное увеличение общего рынка6, с.21.
Ликвидация исключений на едином рынке имеет решающее значение для модернизации и сотрудничества экономик стран ЕАЭС. Для принятия политического решения, приемлемого для всех государств-членов, фундаментальный переход на действительно общий рынок был отложен до 2020 г., а в некоторых частях - до 2025 г.
1.2 Анализ экономического развития страна – участниц ЕАЭС
Структурные изменения являются основой экономического роста, отражая уровень научно-технологического и промышленного развития.
Для российской экономики характерны противоречия в развитии: с одной стороны, наблюдается рост ВВП, с другой стороны, сильная деформация структуры экономики и деиндустриализация, ока-зывающая отрицательное воздействие на национальную экономическую безопасность и к
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Алиев С. Трудовая миграция в Евразийском экономическом союзе. Евразийская экономиче-ская интеграция, 2015. №4 (29), с. 65-74.
2. Алиев Т.М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шёлкового пути» // М.: ITI, 2016 – 200 с.
3. Алпысбаева С., Кенжебулат М., Камзин А., Каскеев С. Структурные изменения во взаим-ной торговле между Казахстаном и Россией на фоне внешних потрясений и различий в денежно-кредитной политике. Евразийская экономическая интеграция, 2015. №2 (27), с.41-51.
4. Винокуров Е. Система индикаторов евразийской интеграции. Алматы: Евразийский Банк Развития. 2010.
5. Винокуров Е. Мега-сделка между Европейским союзом и Евразийским экономическим со-юзом. «Россия против Глобальной политики», 2014. №5, с.189-194.
6. Винокуров Е., Либман А. Экономические кризисы препятствуют или продвигают регио-нальную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве? Посткоммунистическая экономика, 2014. № 26 (3), с.341-358.
7. Зелтынь A.П. Трансформация российской промышленности и направления государствен-ной промышленной политики // Эко, 2015. – № 5.
8. Караганов С.А. и др. К великому океану-3. Создание Центральной Евразии. Экономиче-ский пояс Шелкового пути и приоритеты совместного развития евразийских государств: анали-тический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» // М.: InfraNews, 2015. – 22 c.
9. Кузнецов А. Российские прямые инвестиции как фактор евразийской интеграции. Вопросы экономики, 2014. № 8, с.58-69.
10. Курылев К.П., Станис Д.В. Процесс развития евразийской интеграции: история, современные проблемы и перспективы // Современная наука. 2015. № 2. С. 13-18.
11. Курылев К.П., Нарышкин В.С., Озинковская Е., Рахимов К.Х. Евразийский экономический союз во внешнеполитической стратегии России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. С. 75-86.
12. Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ // В сборнике: СНГ: пробле-мы, поиск, решения: 2010 Ежегодник. 2009. С. 22-32.
13. Мантуров Д.В. О промышленной политике России на перспективу 2018–2030 гг. / Вестник МГИМО-Университет. 2018. №4(61). С. 7–22.
14. Мишина В., Хомякова Л. Интегрированный валютный рынок Евразийского экономическо-го пространства и расчеты в национальной валюте: миф или реальность? Вопросы экономики. 2014. №8, с.41-57.
15. Соловьев А.И. Особенности формирования единой промышленной политики государств – членов ЕАЭС: начальный этап / Евразийское научное объединение. 2015. Т.2. №6. С. 87–90.
16. Сухнев Д.С. Россией во главе: итоги деятельности ЕАЭС в 2018 году. Европейско-азиатские новости (ИА, РФ), 17 декабря 2018 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eanews.ru/news/policy/S_Rossiey_vo_glave__itogi_deyatelnosti_EAES_v_2018_godu_17_12_2018.
17. Толкачев С.А., Соловьев А.И. Анализ опыта реализации промышленной политики в стра-нах – членах ЕАЭС и оценка ее эффективности / Белорусский экономический журнал. 2015. №4. С. 33–47.