Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что экстремистская дея-тельность сегодня признана одним из основных источников угрозы для гос-ударственной и общественной безопасности.
Ряд специалистов и ученых считают, что экстремизм - одна из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества и многих государств, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений (крайняя форма - терроризм), которые ведут к нарушению гражданского мира и согласия, подрывают общественную безопасность.
В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запре-том, а соблюдение этого запрета - под строгим контролем. Подобная стро-гость обусловлена в т.ч. обширным многонациональным и многокон-фессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Рассмотрим правовую ос-нову такого противодействия.
В последнее десятилетие актуальным направлением деятельности поли-ции становится противодействие экстремистской деятельности (в том числе ее фи-нансированию), в связи с чем в штатной структуре полиции формируются специально уполномоченные подразделения (Центр противодействия экс-тремизму) МВД России. Так, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»…) на полицию воз-лагаются обязанности принимать в соответствии с федеральным законода-тельством меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. Указанная обязанность сотрудников право-охранительных органов (полиции) является крайне важной в свете распро-странения в последние годы правонарушений и проявлений экстремистской направленности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возни-кающие в связи с преступлениями экстремистской направленности.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регу-лирующие ответственность за преступления экстремистской направлен-ности, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме ис-следования.
Целью настоящей работы является изучение организации экстремист-ского сообщества и организации деятельности экстремистской организации: уго-ловно-правовой анализ.
Задачами работы ставится:
• исследовать понятие и сущность в законодательстве РФ экстремизма и экстремистской деятельности;
• проанализировать противодействие экстремистской деятельности и от-ветственность за ее осуществление;
• дать уголовно-правовоую характеристику организации экстремистско-го сообщества;
• дать уголовно-правовоую характеристику организации деятельности экстремистской организации;
• выявить проблемы применения уголовного законодательства по делам об организации экстремистского сообщества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографиче-ского списка.
1. Понятие экстремистской деятельности и ее формы
1.1 Экстремизм и экстремистская деятельность, понятие и сущность в за-конодательстве РФ
В 2002 году был принят Федеральный закон N 114-ФЗ «О противодей-ствии экстремистской деятельности». Его принятие положило начало фор-мированию в нашей стране целой системы антиэкстремистского законода-тельства. С момента принятия и вступления в силу рассматриваемого Закона прошло мнадцать лет лет - это достаточно большой срок, дающий возмож-ность оценить его сильные и слабые стороны, а также определить перспекти-вы реформирования и совершенствования. Экстремизм, как и наиболее опас-ная его разновидность - терроризм, это угрозы, с которыми сталкиваются практически все современные государства. Однако формы и методы проти-водействия ему в разных странах существенно различаются. Россия, а вслед за ней и многие страны СНГ пошли путем принятия специального Закона, закрепляющего легальное определение экстремизма, определяющего прин-ципы и направления противодействия экстремистской деятельности.
Сам факт принятия специального Закона о противодействии экстре-мизму говорит о понимании большой опасности этого явления и необходи-мости комплексной, системной работы по борьбе с ним. Было принято реше-ние бороться не с отдельными его проявлениями, которые образуют составы преступлений и преследуются в рамках Уголовного кодекса РФ, а создать и законодательно закрепить целостную концепцию противодействия экстре-мизму.
Заключение
Подводя итог, еще раз отметим, что принятие в 2002 году Федерально-го за-кона «О противодействии экстремистской деятельности» и формирова-ние на его основе всей системы антиэкстремистского законодательства сыг-рало безусловно положительную роль в обеспечении устойчивого развития рос-сийского общества и государства, позволило избежать многих угроз нацио-нальной безопасности. Однако с учетом наработанной практики, изме-нений в жизни общества, развитием средств массовой коммуникации требу-ется пе-ресмотр как самого понятия экстремизма, так и методов противодей-ствия этому явлению.
По итогам рассмотренных в работе вопросов представляется целесооб-разным рассмотреть вопрос о возможности отказа от разработки новых про-грамм, концепций, стратегий, «избыточно многочисленных» нормативных актов и так далее по противодействию отдельным видам преступности и со-вершенствованию отдельных направлений общественных отношений. Про-блема заключается в том, что в основе многих негативных явлений лежат од-ни и те же причины, а стимулирование одних и тех же положительных фак-торов может привести к улучшению ситуации в различных сферах обще-ственных отношений. «Распыление» воздействий на эти причины (факторы) снижает эффективность регулирования общественных отношений. Как видит-ся, преодоление этих проблем лежит на пути отказа от упрощенного толко-вания причин экстремизма в современной России.
Требуется более внимательное изучение отечественного опыта, и в частности советского. Особую ценность представляет опыт в области плани-рования и системного подхода не только к противодействию экстремизму, но и разви-тию всех общественных отношений. Первым шагом на этом пути мо-жет стать работа по формированию действенного механизма реализации ст. 7 Конституции Российской Федерации.
Так же представляется, что в целях предупреждения возможных массо-вых возмущений и стабилизации обстановки в обществе необходимо прове-сти ряд последовательных мероприятий. Следует изменить порядок призна-ния материалов экстремистскими, в частности изменив их подсудность на под-судность областным, краевым и приравненным к ним судам. Это объяс-няется более высокой квалификацией и бОльшим опытом судей названных судов.
Данные рекомендации, не претендуют на исчерпывающее решение ука-занной проблемы, но могут стать важными направлениями в сфере противо-действия экстремизму.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с уче-том поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Со-брание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстре-мистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
5. Федеральный закон от 28.06.2014 N 179-ФЗ «О внесении изменений в от-дельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание зако-нодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3385.
6. Федеральный закон от 03.02.2014 N 5-ФЗ «О внесении изменений в Уго-ловный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законода-тельства РФ, 10.02.2014, N 6, ст. 556.
7. Федеральный закон от 21.07.2014 N 274-ФЗ «О внесении изменений в ста-тью 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание зако-нодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4275.
8. Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, N 28, ст. 4559.
9. Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2480-О // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Россий-ской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах су-дебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2017.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2011.
12. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Механизм противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в Россий-ской Федерации // Юридический мир. 2014. N 12. С. 59 - 63.
13. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Преступность террористического характера и экстремистской направленности в РФ: состояние и тенденции правового регулирования // Российский судья. 2018. N 8. С. 24.
14. Голованова Н.А. Экстремизм в Великобритании: способы противодей-ствия // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 107.
15. Глухов Е.А., Строков С.А. Незаметный экстремизм... или О профилак-тике вербального экстремизма в армии // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 1. С. 14.
16. Еремин Д.Н. Методика расследования преступлений, связанных с по-литическим экстремизмом: на материалах Северо-Кавказского региона: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2016. С. 8.
17. Ищенко С.А. Административно-правовые и другие аспекты экстремиз-ма в современном обществе (история, становление и развитие) // Админи-стративное право и процесс. 2018. N 5. С. 18.
18. Капинус О.С. Деятельность прокуратуры по противодействию экстре-мизму и терроризму: состояние и проблемы // Вестн. Акад. Ген. прокура-туры Рос. Федерации. 2017. № 3 (59). С. 5;
19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особен-ная часть. Разделы X - XII: в 4 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова, В.А. Давыдов и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017. Т. 4. С. 89.
20. Манукян А.Р. К вопросу об экстремизме по мотивам национальной вражды и ненависти: методы противодействия // Историческая и социаль-но-образовательная мысль. 2017. Т. 9. N 5. Ч. 1. С. 155.
21. Никитин А.Г. Вопросы противодействия экстремизму в законодатель-стве стран СНГ // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 96.
22. Оганесян С.С. О правовом регулировании проблем религиозного экс-тремизма и терроризма // Уголовно-исполнительная система: право, эко-номика, управление. 2016. N 2. С. 28.
23. Родина М.Е. Экстремизм и экстремистская деятельность как политико-правовые категории // Российский следователь. 2016. N 20. С. 27.
24. Сальников Е.В., Сальникова И.Н. Инновационные направления дея-тельности органов местного самоуправления по профилактике экстремиз-ма (экономический и правовой аспекты) // Государственная власть и мест-ное самоуправление. 2017. N 7. С. 24.
25. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и ра-бота органов прокуратуры. 2016 г.: Информационно-аналитическая за-писка / Под общ. ред. О.С. Капинус; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Феде-рации. М., 2017. С. 102 – 103.
26. Хорошева А.Е. Уголовные дела о насильственных преступлениях экс-тремистской направленности как объект криминалистического исследова-ния // Российский следователь. 2018. N 9. С. 22.
27. Чудинов С.И. Экстремизм в глобальном обществе риска. М., 2016. С. 9.