Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной науке, на фоне социальных и экономических изменений, высокой скорости изменений технологий управления производством, остро встает вопрос недостатка перспективных руководителей, соответствующих требованиям организаций, которыми они управляют, способных проявлять инициативу, принимать решения на фоне социально-экономических трансформаций, легко обучаемых, стремящихся к постоянному развитию. Вопросы эффективного и качественного принятия решений в российских компаниях, зависимость эффективности управления от личности и качеств лидера, волнуют многих исследователей: социологов, психологов, экономистов и экспертов в области корпоративного управления. Исследования подтверждают, что развитие лидерских качеств руководителя является одним из факторов повышающих эффективность деятельности руководства и советов директоров (далее СД) компаний в развитых странах. На корпоративном уровне создаются программы по развитию лидерских качеств у руководителей, программы поиска и выращивания талантов.
В исследованиях руководства и лидерства – основных феноменов управленческой деятельности – доминирующее значение отводится проблемам личности. Наиболее разработаны понятия «личностный потенциал» (Н. П. Беляцкий, С.Е. Велесько, Д.А. Леонтьев, Е.Ю.Мандрикова, Е. Н. Осина и др.) и «личностно-профессиональный потенциал» (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.И.Селиванов, и др.). В него включают не только потенциальное в личности (способности, природно-обусловленные, профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов – интеллектуальных, психологических, волевых, способствующих прогрессивному личностному и профессиональному развитию. В то же время в ряде работ отмечается, что в настоящее время наиболее востребованным качеством личности руководителя является лидерский потенциал (Н.Н.Гаврилов, А.Н. Занковский и др.) . Бесспорно, качественное управление эффективного лидера, приводит к прогрессу как на уровне общего развития предприятия/компании, так и на уровне личностного взаимодействия и реализации участников социальной группы организаций.
При том, что исследования лидерского потенциала, определенных качеств руководителя-лидера ведутся в науке, многие вопросы, касающиеся понятия и структуры лидерского потенциала руководителя как субъекта организации в современных условиях, остаются дискуссионными. Проблематичным, в частности, является определение необходимых и достаточных индивидуальных характеристик и качеств личности перспективного руководителя. Таким образом, очевидно противоречие между высокой социальной востребованностью лидерских качеств руководителя в условиях рыночных отношений и ограниченностью научного исследования феномена «лидерский личностный потенциал руководителя», что и определило актуальность и выбор темы данного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведено исследование развития лидерских качеств руководителя.
Рассмотрены характеристики понятия лидерства, теории лидерства, описаны свойства данного феномена во взаимосвязи с управленческим компонентом. Проанализированный специальные вопросы лидерства, особенности: гендерные, возрастные, социально-экономические факторы построения карьеры и развития лидерских качеств.
Не смотря на сложность определения и однозначной трактовки феномена лидерства, которую выявить проблематично, определились следующие компоненты данного феномена:
- лидерство рассматривается как системное явление, рассматривается сточки зрения качеств личности, ситуации, группы и может быть определен как присущее личности интегральное качество;
- реализация и проявление лидерских качеств возможно в группе, которая может обладать широким спектром характеристик (объем, состав группы, и т.д.);
- проявление лидерства возможно в различного рода деятельности (игра, обучение, профессиональная деятельность, коммуникативные взаимодействия и др.);
- лидерские качества как характеристики личности включают коммуникативный, эмоциональный, волевой компоненты;
Управленческие аспекты лидерства связаны с понятием лидерского потенциала, включающего интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества. Лидерский потенциал личности руководителя рассматривается в контексте идеи системной детерминации и ресурсного подхода
В рамках изучения специальных вопросов особенностей лидерских качеств руководителей, рассмотрены гендерные, возрастные, социально-экономические (управление в регионах и в центре). Современный ХХI век все более часто требует особого типа лидерства – миротворческого. Появление большого числа женщин в деловом мире свидетельствует об изменении отношения к маскулинным ценностям. Лидерские качества, вне зависимости от гендерных аспектов, будут развиваться в условиях здоровой социально-психологической атмосферы группы, в которой созданы условия взаимопонимания, способствующие оптимальной идентификации себя с другими.
В современное время лидерская роль требует сочетания мужского и женского деловых стилей. Успехов добиваются руководители, сочетающие в себе независимость, склонность к риску, интенсивность деятельности (мужской деловой стиль) и умение приспосабливаться к изменениям, готовность к обмену опытом, внимание к качеству межличностных отношений (женский деловой стиль). Отличительной чертой лидерского стиля общения становятся динамичность и андрогинность, то есть использование различных качеств мужской и женской социальных ролей с учетом конкретной ситуации, обстоятельств взаимодействия, специфики организации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аминов И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. М.: Омега-Л, 2006. 304 с.
2. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/7824 (дата обращения: 26.11.2019).
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3. С.90
4. Батаева Б.С. Женщины в руководстве компаний: особенности продвижения и подготовки// Проблемы теории и практики управления, 2014, №8, С. 119-122.
5. Батыгин Г.С. Структурный функционализм Толкотта Парсонса // Вестник РУДН, серия Социология, 2003, №4-5. С. 6-34
6. Бендас Т. В. Психология лидерства (Гендерный и этнический аспекты): дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2002. – 545 c.
7. Барабанщиков В.А. Системное исследование психики//Вестник РУДН. Психология и педагогика, 2007, №1 (5). – С.8-19
8. Беспалов Д.В., Набасова Н.В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/029-032.pdf (дата обращения: 29.07.2014).
9. Васильев В.К.Парадоксы теории лидерских черт // Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2000») / Под ред. А.А.Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – 269 с.- С.116-119
10. Гендерная ассиметрия. // Женщина плюс.- 2001 .- №2.- С.26-29.
11. Грошев И.В. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений// Организационная культура, 1998, №6. – С.115-120
12. Дикая Л.Г., Примаченко Я. В. Лидерский потенциал руководителя: образ и реальность//Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 // Ред. А.Л.Журавлев В.А.Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 696 с. С.426-428
13. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320
14. Загузова Т.А. Гендерные, возрастные и индивидуально-личностные различия в процессах принятия решений. Автореферат на соискание степени к.п.н. М.:2009. – 220 с.
15. Карпов A.B., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений. Учебное пособие / Институт «Открытое общество», Ярославль, 2003. .- 427 с.
16. Котоманова О.В. Особенности женского стиля управления // Вестник Бурятского государственного университета, 2009, № 5. – С. 241-247.
17. Кошкина В.К. Гендерные особенности и факторы деятельности руководителей, занятых в области полиграфии/ Автореф. на соискание уч. ст. к.п.к., М., 2011.
18. Калиниченко Н.В. Взаимосвязь выраженности лидерских качеств и гендерной и профессиональной идентичности// Седьмая волна психологии. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008 –с. 180 С.36-40
19. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. – М.: Статут, 2007. – 541 с.
20. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. – С.30-37
21. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
22. Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики//Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru, 20010, №3
23. Конышева Л.Н. Лидерские качества личности и условия их формирования: историко-педагогический аспект // Сибирский педагогический журнал.–2007. –No15. –С.82–90.
24. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. -№2. – С.31-45.
25. Моров А.В. Формирование лидерских качеств в социально-психологической среде образовательного учреждения// Современная психология: теория и практика: материалы XII международной научно- практической конференции, г. Москва, 7-8 апреля 2014 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований» – Москва Изд-во «Спецкнига», 2014. – 264 с.
26. Павлова Т.Е.Взаимозависимость лидерских качеств руководителей и взаимоотношений с подчиненными//Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). - Саратов : ИЦ «Наука», 2012. - 180 с. С.36-38
27. Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. -М.; 1971. – 196 с.
28. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. – С.28-35. – С.30
29. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Психология доверия в организации //Психологический журнал, 2017. – том 38, №6, с.65-76
30. Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. М., 2000. -110 с.
31. Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как «постгендера» / Е.Э. Шишлова // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1. С. 244 – 251.
32. Шишлова Е.Э. Гендерные аспекты делового и лидерского стилей// Т.А. Жалагина Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство: материалы Международной научно- практической конференции, посвященной 20-летию факультета психологии и социальной работы. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 412 с.С.132-136
33. Шевцова О.В. Гендерные аспекты менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2014, № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4665 (дата обращения: 31.11.2019).