Фрагмент для ознакомления
2
Выводы
В современных условиях повышение уровня профессионального здоровья представителей различных профессий приобретает особую актуальность.
Понятие профессионального здоровья включает в себя сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой и является показателем согласованности потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности. Концепции профессионального здоровья в условиях экстремальных и стрессовых ситуаций разрабатываются в рамках психологии безопасности, экстремальной психологии и психологии труда.
Однако в настоящее время исследования профессионального здоровья как единого целого с учетом когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов не получили широкого распространения в психологической науке.
В связи с тем что изучение профессионального здоровья носит гуманистический характер и направлено на обеспечение безопасности и надежности профессиональной деятельности специалистов, а также повышение ее эффективности и обеспечение профессионального долголетия [3], особенно важным является изучение профессионального здоровья спасателей МЧС.
Профессиональная деятельность спасателей протекает в экстремальных условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов. Сотрудники непосредственно участвуют в организации тушения и тушении пожаров, проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, спасают людей и имущество.
Таким образом, труд специалистов системы МЧС России относится к опасным видам труда и характеризуется высоким риском потери здоровья и жизни. Специалист опасной профессии – это профессионал с высоким, очень высоким и исключительно высоким уровнем риска смерти вследствие профессиональной деятельности, при осуществлении которой необходимо принимать меры безопасности и защиты [1].
Экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации.
В таких условиях деятельность сотрудников МЧС сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс.
Такие условия характеризуются сильным травмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть мощным и однократным (при угрозе жизни и здоровью, взрывах, обрушениях знаний и т. п.) или многократным, требующим адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Оно характеризуется различной степенью внезапности, масштабности, может служить источником как объективно, так и субъективно обусловленного стресса [2].
Все это предъявляет повышенные требования к их профессиональному здоровью спасателей МЧС, требует особого контроля и мониторинга состояния здоровья.
Предмет: Нейропсихическая устойчивость.
Объект: нейропсихическая устойчивость обучающихся вуза МЧС России
Цель: рассмотреть нейропсихическую устойчивость обучающихся вуза МЧС России
Задачи:
1. Рассмотреть понятие устойчивости
2. Проанализировать особенности психологической устойчивости как интегративная характеристика курсантов вуза МЧС России
3. Провести анализ нейропсихическая устойчивость обучающихся вуза МЧС России в сравнении студентами ВУЗа
4. Разработать рекомендации
Глава 1 Теоретические аспекты нейропсихической устойчивости обучающихся вуза МЧС России
1.1 Понятие устойчивости
Слово «Устойчивость», или прилагательное «Устойчивый» заключает в себе несколько значений.
Первое значение относится к предмету, имеющему свойство стоять твёрдо, не падая, не колеблясь.
Второе значение определяется, как способный сохранять определенное положение, несмотря на действие различных сил.
Третье определение – это не поддающийся чьему-либо влиянию: твёрдый, стойкий, надёжный [3]. Термин «устойчивость» в философском энциклопедическом словаре трактуется как постоянство, пребывание в одном состоянии, его противоположностью является – изменение [4].
Понятие устойчивость соотносится с традиционными философскими категориями, «качество», «движение», «изменение».
С точки зрения Б.Ф. Сорокина понятие устойчивость определяется как факт простого или сложного воспроизведения некоторых элементов и звеньев структуры объекта, типа его взаимодействия с другими объектами, а также факт воспроизведения равновесия его внутренних процессов, определенного типа законов его изменения и развития. Устойчивость и изменчивость как диалектически взаимосвязанные стороны объективной реальности выражают универсальное противоречие ее бытия, лежащее в основе всех иных ее противоречий [5].
Термин «устойчивость» в социологии рассматривается с позиции изучения общественных процессов как «способность социума противостоять опасным возмущающим воздействиям, восстанавливать равновесие для продолжения движения. Социальная устойчивость проявляется в устойчивости общества в отношении угроз межэтнических, межконфессиональных, гендерных, социальных, политических и других конфликтов.
По своей сущности социальная устойчивость является отражением личностью общественных отношений и ее позиции к этим отношениям» [6, с. 265-275].
При рассмотрении социальной устойчивости, как интегративного явления личности Сироткин Л.Ю. определил, что социальная устойчивость – интегративное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает ее направленность, активность, ответственность, обеспечивает творческую реализацию.
С одной стороны социальная устойчивость – это определенная позиция личности, проявляющаяся в виде отношений к другим людям, коллективу, продуктам деятельности и общения, окружающей среде, себе самому, с другой стороны, гибкость в усвоении новых отношений, принципов, способность к нормотворчеству, совершенствованию [7, с. 3-5].
В научной литературе по психологии и педагогике термин «устойчивость» используется при рассмотрении устойчивости психики, психических свойств и поведения, личности и личностных черт, устойчивости профессиональной деятельности, направленности и мотивации.
Рассматривая ключевую дефиницию нашего исследования «психологическая устойчивость», обратимся, прежде всего, к справочным изданиям. В «Словаре конфликтолога» А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова представлено следующее определение. Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций.
Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности [8, с. 320].
А.А. Реан рассматривает психологическую устойчивость как устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия [9, с. 359]. В словаре терминов «Терминологическая культура специалиста пожарно-технического профиля» психологическая устойчивость характеризуется как совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов [10, с. 49].
На сегодняшний день психологическая устойчивость рассматривается, с одной стороны, в контексте ситуации, а, с другой – через изучение личности и ее особенностей, которые выступают опосредующим звеном между ситуацией и поведением.
При исследовании психологической устойчивости личности Л.В. Куликов определил ее как качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность и сопротивляемость [11, с. 87-115].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. МЧС России [Электронный ресурс]: Основные функции МЧС России. – Режим доступа: http://www.мсhs.gоv.ru/мinistry/tasкs_funсtiоns/funсtiоns.
2. МЧС России [Электронный ресурс]: 2013. Основные спасательные операции. – Режим доступа: http://www.мсhs.gоv.ru/dоp/25_let_МСHS_Rоssii/Letоpis_МСHS_Rоssii.
3. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : Св. 136000 словар. ст., ок. 250000 семант. единиц : [В 2 т.] / Т. Ф. Ефремова. - М.: Рус. яз., 2000. - 27 см. - (Библиотека словарей русского языка: Т. 2: П - Я. - 1084 с.
4. Философский энциклопедический словарь. - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 568 с.
5. Сорокин, Б. Ф. Философия филологии: [Монография] / Сорокин Б.Ф.; М-во образования Рос. Федерации. Орл. гос. ун-т. - Орел : Орл. гос. ун-т, 2000. – 177 с.
6. Бережная, М. А. Социокультурная устойчивость как категория социологического анализа / М. А. Бережная // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — С. 265-275.
7. Сироткин, Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. - Казань: Изд-во Казан. унта, 1992. – 243 с.
8. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: ЭКСМО, 2010. – 656 с.
9. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти : учебник / под ред. А.А. Реан. - СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. 10. (Гадаборшева Зарина Исраиловна. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки), ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук ,Пятигорск – 2015, 225 стр.стр. 18)
10. Терминологическая культура специалиста пожарно-технического профиля: словарь терминов / Сост. Ж. Е. Ермолаева, В. А. Смирнова, И. Н. Герасимова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. – 100 с.
11. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов - Спб.: Питер, 2004. - 464 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1977 - 304 с.
13. Столяренко, А.М. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – 607 с.
14. МЧС России [Электронный ресурс]: Словарь терминов МЧС России. – Режим доступа: http://www.мсhs.gоv.ru/dоp/terмs/iteм/86697.
15. Рогачева, Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – 276 с.
16. Суховецкая, Е. Ю. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России / Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, В. А. Кононов, В. В. Килин // Научнотеоретический журнал «Учёные записки». – 2007. – № 3 (25). – С. 82-84.
17. Шойгу, Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу. – М.: Смысл, 2007. – 319 с.