Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции дают детям информацию о своем состоянии и состоянии другого человека.
Положительные эмоции дают детям ощущение безопасности и надежности. Отрицательные
эмоции, напротив, сигнализируют об опасности и неудовольствии. Для того чтобы ребенок
успешно адаптировался в обществе, ему необходимо научиться контролировать свои чувства
и эмоции, сознательно влиять на них и уметь распознавать и признавать чувства других
людей, то есть обладать развитым эмоциональным интеллектом .
В настоящее время в дошкольных учреждениях применяются различные виды упражнений,
среди них - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Она является
наиболее доступной в применении для педагогов, так как основана на игре, которая является
основным видом деятельности дошкольника.
Формирование оценки эмоциональных состояний других людей старшими дошкольниками
возможно через специально организованные ситуации и активизацию интереса ребенка к
жизненным ситуациям, осознание переживаний другого человека и поиск способа помочь
ему.
2
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, так как в
настоящее время ученые и психологи обнаружили много случаев недостаточного развития
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. И эти нарушения мешают нормальному
умственному, психическому, физическому и эмоциональному развитию ребенка.
Проблема эмоционального развития детей в последние годы приобретает все большую
актуальность в связи с введением новых стандартов обучения, с одной стороны, и в связи с
трудностями эмоционального развития в детском возрасте, на которые указывают
современные ученые и практики В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я.З. 4 Неверович, О.Л.
Князева, И.О. Карелина, А.Д. Кошелева, Н.С. Лейтес, В.Г. Ражников, Л.П. Стрелкова,
Ульянова, Н.С. Ежкова и иностранные ученые Г.М. Бреслав, Х. Джайнотт, К. Изард, др.
Необходимо отметить, что в первую очередь, способность к распознаванию эмоциональных
состояний значима для ребенка. К старшему дошкольному возрасту у детей, как утверждает
М.И. Лисина, возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании. Возникновение
внеситуативно-личностной формы общения актуализирует задачу успешной социализации
старшего дошкольника в коллективе сверстников. Вхождение ребенка во все более широкий
социальный круг определяет особенности его личностного и познавательного развития, в
процессе коррекции крайне эффективным средством признана психогимнастика.
Пристальное внимание, к проблеме распознавания эмоций других людей у
дошкольников обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни
ребенку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность
взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью
распознавания эмоций собеседника. Объект исследования: распознавание
эмоциональных состояний других людей у дошкольников.
Предмет исследования: диагностика умений распознавания эмоциональных состояний других
людей старшими дошкольниками.
Целью исследования на основе изучения теоретических аспектов оценки эмоциональных
состояний других людей подобрать программу развития распознавания эмоциональных
состояний других людей старшими дошкольниками.
Задачи исследования:
1. На основе изучения литературы по теме исследования раскрыть понятие и компоненты
эмоционального интеллекта.
2. Охарактеризовать развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование особенностей распознавания
эмоциональных состояний других людей старшими дошкольниками.
4. Составить программу развития умения распознавания эмоциональных состояний других
людей старшими дошкольниками.
5. Обработать и проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования: методологической основой курсовой
работы являются исследования ученых в области эмоционального интеллекта (Гоулман Д.,
Люсин Д.В., Майер Дж., Cэловей П. и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: тестирование, эксперимент в единстве его этапов (констатирующий,
формирующий и контрольный);
Математические методы: метод качественного и количественного анализа эмпирических
данных.
3
Экспериментальная база. Исследование проводилось в МБОУ «СОШ №5 ЦО г. Суворова им.
Е.П. Тарасова». В состав выборки вошли 24 воспитанника. в возрасте 5-6 лет
Я использовала методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три
желания» и «Что – почему – как». Структуры методик и обработка результатов основывались
на идеях зарубежных и российских исследователей (З. Фрейд, А. Пейн, Р. Р. Калининина, Е.
О. Смирнова, В. М. Холмогорова).
Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир
вещей или на мир людей, на себя или на другого человека), а также способы адекватного
решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
УМЕНИЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.1 Теоретический анализ проблемы развития умения распознавания эмоциональных
состояний других людей старшими дошкольниками
Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие
эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими
особенностями в поведении человека.
Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе
жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационноэнергетического обмена, но и направленность поведения.
Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него
зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии,
мотивации, общительности.
Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него,
если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи
внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не
поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.
Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести
к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а
встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите
советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.
Как распознать свое эмоциональное состояние?
Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить
воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то
может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то
сможет немного развеяться.
Но опять же, чтобы изменить свое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М.
Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - Москва: Академия, 2013. - 208 с. -
ISBN 5-7695-0980-5. - Текст: непосредственный.
4
2. Алябьева, Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: методологическое
пособие/ Е. А. Алябьева. Москва: Сфера, 2009. -160 с. - ISBN: 978-5-9949-0106-9. - Текст:
непосредственный.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в
помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. - Москва: Сфера, 2014. - 88 с. - ISBN 5-
7943-0077-9. - Текст: непосредственный.
4. Андреева, И. Н. Азбука оценки эмоциональных состояний других людей / И. Н.
Андреева. - Санкт-Петербург: Речь, 2013. - 288 с. - ISBN: 978-5-9775-0795-0. - Текст:
непосредственный.
5. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей школьника: методическое
пособие / А. Г. Арушанова. - Москва: Сфера, 2013. - 80 с. - ISBN 5-272-00315-2. 7. - Текст:
непосредственный.
6. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 1056 с. -
ISBN:978-5-314-00040-3. - Текст: непосредственный.
7. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я.
Зедгенидзе, Н. М. Степина. - Москва: Айрис-пресс, 2014. - 160 с. - ISBN 5-8112-0522-8. -
Текст: непосредственный.
8. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. - Москва: Сфера, 2010. - 272 с. - Текст:
непосредственный.
9. Изотова, Е. И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях
дошкольного учреждения / Е. И. Изотова // Психолог в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 57-74.
-ISBN 978-80-7526-217-2. - Текст: непосредственный.
10. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 448 с. - ISBN: 978-5-222-17911-6. - Текст: непосредственный.
11. Кабаченко, Т. С. Психология управления / Т. С. Кабаченко. - Москва: Педагогическое
общество Росии, 2012. - 384 с. - ISBN 5-93134-066-1. - Текст: непосредственный.
12. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. карвасарский. - Санкт-Петербург: Питер,
2016. - 672 с. -ISBN 978-5-469-01164-7. - Текст: непосредственный.
13. Коробицына, Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-
7 лет. Диагностика, тренинг, занятия / Е. В. Коробицина. - Волгоград: Издательство
«Учитель», 2012. - 133 с. -ISBN: 978-5-91651-005-8. - Текст: непосредственный.
14. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. -
Ярославль: «Академия развития» , 2016. - 208 с. -ISBN 5-94799-368-6. - Текст:
непосредственный.
15. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Люсин Д.
В. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В.
Ушакова. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. - 329 с. -ISBN 5-9270-
0058-4. - Текст: непосредственный.
16. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. -
Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 176 с. - ISBN: 978-5-9268-0055-2. - Текст: непосредственный.
17. Непомщая, Н. И. Становление личности ребёнка 6–7 лет / Научно-исследовательский
институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук [Текст] / Н. И. Непомщая. –
М.: Педагогика, 1992.
18. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.:
АСТПРЕСС, 1999.
19. Практические занятия по психологии [Текст] // под ред. А. Ц. Пуни. – М., 1977. – с.
120.
5
20. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2000,
т. 1.
21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е. И.
Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
22. Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е. С.
Романова, О. Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992.
23. Урунтаева, Г. А. Практикум детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева.
Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение – Владос,1995.
24. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / под ред. А. Д. Кошелевой. –
М., 1985.