Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономический рост служит для реализации фундаментальных интересов человека, улучшения качества жизни населения и его благосостояния и считается ее экономическим базисом. Проблемы экономического роста считаются одними из чрезмерно значимых проблем развития общества, и по этой же причине самыми актуальными и в ровном счете первостепенными проблемами, привлекающими к себе внимание многих исследователей.
Проблемы интенсифицирования темпов экономического роста имеют особое значение для молодой суверенной Республики Узбекистан. Всего четверть века назад для Узбекистана, добившегося чести приобретения своей политической независимости, специфичную значимость и чрезмерную важность интенсифицирования темпов экономического роста мы можем обосновать следующими факторами:
Во-первых, истощение экономического наследия в истории Узбекистана, точнее во время бывшей советской власти, низкий уровень реального дохода и ВВП на душу населения. Во время союзов Узбекистан превратился в Республику с несуразной национальной экономикой, развивающейся только в одном направлении, особенно специализированной для производства хлопкового сырья. Одним словом, Узбекистан превратился в отсталую аграрную Республику, вовсе не приспособленную экономическому подъему.
Во-вторых, заметное ослабление темпов экономического роста страны под воздействием трудностей прохождения первоначальных этапов экономических реформ.
В результате повышается актуальность таких проблем, как интенсифицирование темпов экономического роста, повышение реального дохода населения и увеличение инвестиционных ресурсов на основе расширения объема производства, усиление экспортного потенциала страны. В стране были приняты меры по поводу интенсифицирования темпов развития в экономической сфере и туризме в том числе, создание новых рабочих мест, оживления неработающих предприятий, их восстановления и активного привлечения зарубежных инвестиций. В результате переходный период остался позади, ситуация национальной экономики постепенно улучшилась в хорошую сторону.
Макроэкономическая политика, направленная на проведение экономических реформ на эволюционной основе, также на либерализацию национальной экономики, диверсификацию производства, развитие малого и частного предпринимательства, активное привлечение зарубежных инвестиций, дала существенный практический результат.
Целью данной работы является рассмотрение статистики туризма в Узбекистане.
Задачи:
1) Описание отрасли туризма в Узбекистане;
2) Рассмотрение особенностей нормативно-правового регулирования отрасли туризма в Узбекистане;
3) Описание динамики развития туризма в Узбекистане;
4) Анализ главных проблем статистики развития туризма в Узбекистане;
5) Характеристика перспектив развития направлений туризма в стране.
Объектом исследования является статистика туризма в Узбекистане.
Предметом исследования в данной работе являются проблематика и перспективы развития индустрии туризма в Узбекистане.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список литературы.
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ
1.1 Общая характеристика отрасли туризма в Узбекистане
Доля туризма в ВВП Узбекистана составила 2,4% в 2016 году, в 2014 году этот показатель составлял 2,7%, в 2015 году –2,6%. Тогда как, доля туризма в экспорте составила 11,4% в 2017году, а в 2014 году – этот показатель составлял 7,8%.
Рисунок 1 – Число иностранных граждан, въезжавших в Республику Узбекистан в 2017годупо целям поездок, тысяч человек [5]
Рисунок 2 - Число фирм и организаций, осуществляющих туристскую деятельность и принятые иностранные посетители, пор Узбекистану
Если разделить туристский рынок Узбекистана по сегментам на шесть частей, то большая доля придется на туризм с целью изучения культуры. Такой вывод был сделан исходя из наблюдения: большинство иностранных и местных туристов приезжают в исторические города Узбекистана с целью изучения культуры, паломничества.
Развитие культурно-познавательного туризма страны зависит не только от наличия культурно–исторических рекреационных ресурсов, но и от развитой материально –технической базы. Культурно – исторические ресурсы – это объекты, представляющие культурное и историческое наследие государства [5]. В свою очередь, культурно–историческое наследие – это совокупность антропогенных объектов и порождающих ими факторов культурно–познавательного и иного свойства, способного вызвать туристский интерес [3].
Узбекистан – страна с богатым культурным наследием. Древние города Узбекистана Самарканд, Бухара, Хива, известны по всему миру и люди со всей планеты приезжают сюда, чтобы ознакомиться с культурой, архитектурой этих городов.
В начале 2000-х годов архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы вошли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В городе Самарканд достопримечательностей больше, чем в Ташкенте, свыше двадцати одной.
В 2001 году город Самарканд вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, соответственно, все историко–культурные наследия города с 2001 года находятся в этом списке [1].
В городе Хива помимо древнего внутреннего города Ичан–Кала, имеются и другие достопримечательности. Однако сам город Ичан –Кала вызывает наибольший интерес у туристов. Хотелось бы отметить, что внутри самого города сохранены древние архитектурные памятники культуры.
Ичан–Кала в переводе означает «внутренний оборонительный круг». В средние века традиционно было разделять город на два круга: один–внешний, другой–внутренний. Также в Хиве имеется и Дишан–Кала, что означает «внешний оборонительный круг».
Рисунок 3 – Фотография Самарканда
В городе Бухара достопримечательностей насчитывается свыше тридцати. Также как и город Самарканд, Бухара вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году
Рисунок 4 – Фотография Бухры
Так как Ичан–Кала считается внутренним городом города Хивы, то в 1990 году Ичан–Кала включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рисунок 5 – Крепость Ичан-Кала в Хиве
В Узбекистане также развит туризм в святые места – мазары.
Мазары, т.е. святые места, которым уже многие столетия поклоняются жители Средней Азии, оказались для исследователей-антропологов, историков, исламоведов-проблемой с точки зрения того, как их следует изучать и интерпретировать. В последнее время предпринимаются большие усилия для того, чтобы обобщить накопленный материал по среднеазиатским мазарам и обнаружить характерные особенности этого явления. Это отразилось в попытках типологизировать мазары, т.е. зафиксировать разные типы святых мест и разные практики поклонения им. Одна из первых в 1969 г. – первых попыток типологизировать среднеазиатские мазары принадлежит советскому этнографу Г.П. Снесареву.
Изучая легенды о святых, с именами которых мазары были связаны, он выделил четыре основных типа:
1) «святые, образ которых весьма неопределенен» и не имеет «даже элементарного жития и собственных имен»;
2) «святые-библейско-коранические персонажи», к этой же группе примыкают «святые-действующие лица ранней истории ислама»
3) «святые-средневековые суфии», как ранние и общеизвестные, так и местные;
4) «представители местной власти», мавзолеи некоторых из которых « по инерции сделались объектами поклонения».
В 1996 г. свою типологию святых мест предложил казахский исламовед А. Муминов. Он выделил уже не 4, а 8 типов мазаров, в зависимости от того, кому они приписываются:
1) «герои кахтанидского предания»
2) пророки, коранические персонажи;
3) шииты-кайсаниты;
4) сподвижники пророка;
5) шиитские имамы;
6) суфии;
7) тотемы племен;
8) «новое поколение» святых
Фрагмент для ознакомления
3
1) Арапов, А. Узбекистан. Путеводитель с мини-разговорником / А. Арапов. - М.: Аякс-пресс, 2016. - 184 c.
2) Артемова Е. Н., Козлова В. А. Основы гостеприимства и туризма.//URL:http://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm(дата обращения: 05.12.2019
3) Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2016. 192 с.
4) Государственный комитет республики Узбекистан по развитию туризма// https://uzbektourism.uz/ru/research
5) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО СТАТИСТИКЕ// https://stat.uz/ru/433-analiticheskie-materialy-ru/4831-turizm-v-respublike-uzbekistan
6) Закон Республики Узбекистан «О Туризме». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 227; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 14, ст. 113.
7) Муминов А. «Святые места в Центральной Азии (Взаимодействие общеисламских и местных элементов), Маяк Востока (Ташкент, 1996), №1-2,С. 15.
8) О мерах по реализации Концепции развития туризма в Республике Узбекистан на среднесрочную перспективу. //https://my.gov.uz/ru/getPublicService/332?item_id=1296&action=view(дата обращения: 05.12.2019).
9) О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан//http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-obespecheniyu-uskorennogo-razvitiya-turistskoy-o-06-12-2016(дата обращения: 05.12.2019).
10) Развитие туризма в Узбекистане. URL:http://www.trend.az/casia/uzbekistan/2651045.html(дата обращения: 05.12.2019).
11) Статистика туризма. Коллектив авторов. Федеральное агентство по туризму. – М., 2014.
12) Список гостиниц, имеющих лицензию и список туроператоров, имеющих лицензию. Официальный сайт Государственного комитета Узбекистана по развитию туризма//http://uzbektourism.uz/ru/interaktivnye-uslugi/otkrytye-dannye/spisok-gostinits
13) КОНЦЕПЦИЯ развития сферы туризма Республики Узбекистан в период до 2025 года// https://regulation.gov.uz/ru/document/1195
14) Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Основы туризма. – М.: КНОРУС, 2015. 396с.
15) Узбектуризм: туристов в Узбекистане носят на руках. //http://ru.sputniknews-uz.com/tourism/20151214/1316595.html(дата обращения: 05.12.2019)
16) Указ Президента республики Узбекистан О стратегии действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан. Халк сузи, 2017 г, 8 февраль, 1-2.