Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Первые эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния проводились еще в начале 20-х годов прошлого столетия в США, Японии и Советском Союзе. В 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, которая в течение длительного времени являлась главной частью большинства телевизоров. Благодаря открытию Зворыкина уже в 1936 году были начаты регулярные телепередачи в Великобритании и Германии, в 1939 году — в России, а в 1941 году — и в США.
Массовое распространение, телевещание получило в 50-е годы двадцатого века, когда в послевоенной Европе начала налаживаться мирная жизнь. В развивающихся странах телевидение появилось спустя десятилетие, но к концу 70-х годов оно охватило практически весь мир. Трудно себе представить, что всего лишь сто лет назад 100 лет назад мир ничего не знал о телевидении. Сейчас оно многогранно и не имеет географических границ - не осталось государств, в которых отсутствовало бы телевещание.
Технический прогресс не стоит на месте. Все больше стран мира переходят с аналогового на цифровой формат вещания. В наши дни, несмотря на развитие интернета, телевидение продолжает оставаться одним из самых популярных средств массовой информации во всем мире, оказывая значительное влияние на формирование общественного мнения.
Телевидение играет очень важную роль в нашей жизнь. Это неисчерпаемый источник развлечения и информации, виртуальное окно, через которое в наши дома может войти весь мир. Лучшим отдыхом и времяпровождением некоторые люди считают просмотр развлекательных телепередач или телесериалов. Другим нравятся политические, музыкальные и образовательные программы. Их так много, что любой человек, не зависимо от возраста, может выбрать передачу по своему вкусу. В целом, телевидение играет огромную роль во всем мире, влияя, в том числе, на формирование модных тенденций, и на воспитание подрастающего поколения
Актуальность темы. 21 ноября, отмечается Всемирный день телевидения, учрежденный Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1996 году. В этот день был проведен первый Всемирный телевизионный форум.
Технический прогресс не стоит на месте. Все больше стран мира переходят с аналогового на цифровой формат вещания. В наши дни, несмотря на развитие интернета, телевидение продолжает оставаться одним из самых популярных средств массовой информации во всем мире, оказывая значительное влияние на формирование общественного мнения.
Телевидение играет очень важную роль в нашей жизнь. Это неисчерпаемый источник развлечения и информации, виртуальное окно, через которое в наши дома может войти весь мир.
Лучшим отдыхом и времяпровождением некоторые люди считают просмотр развлекательных телепередач или телесериалов. Другим нравятся политические, музыкальные и образовательные программы. Их так много, что любой человек, не зависимо от возраста, может выбрать передачу по своему вкусу.
В целом, телевидение играет огромную роль во всем мире, влияя, в том числе, на формирование модных тенденций, и на воспитание подрастающего поколения
Объект исследования – советское телевидение.
Предмет исследования – процесс развития советского телевидения.
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс развития советского телевидения.
Задачи:
1. рассмотреть становление советского телевидения;
2. провести анализ программ советского телевидения.
Степень научной разработанности. Изучению советского телевидения посвятили свои исследования В.В. Егоров, А.С. Вартанов, М.А. Бережной, С.Н. Ильченко, Н.Л. Волковский, Р.А. Борецкий, Е.В. Поберезникова, С.А. Муратов, В.М. Вильчек, П.С. Гуревич и другие исследователи.
Научная новизна работы. В работе рассмотрены вопросы, которые связаны с актуальными проблемами развития советского телевидения как культурного феномена, предпосылки и условия формирования и становления отечественного телевидения советского периода.
Методы исследования. Методы исследования: наблюдение, описание, количественный метод, сравнительно-исторический и метод типологизации.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу составили программы и кинофильмы, транслирующиеся на советском телевидении.
Положения, выносимые на защиту:
1. Советское телевидение в своем становлении прошло длительную историю.
2. Программы и кинофильмы, которые начали транслироваться в 70-80 гг. актуальны и в настоящее время.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование может быть использовано в практической деятельности журналистов, а также в качестве теоретической основы для разработки учебного курса для студентов-журналистов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены этапы становления советского телевидения.
Во-второй главе рассмотрена история появления известных телепередач на советском телевидении.
1. Становление советского телевидения
1.1 Зарождение советского телевидения
1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная телевизионная передача, без звука. В течении всего года передавались опытные телепередачи по системе малокадрового механического телевидения. Первого октября 1931 г. в Москве началась трансляция первых телевизионных передач на средних волнах со звуком. В конце 1933 г. трансляция в Москве прекращается, в связи признанием перспектив развития электрического телевидения.
Однако 11 февраля 1934 года трансляция возобновляется.
В 1939 году в Москве начинается трансляция регулярного электронного телевещания.
В годы ВОВ телевидение не функционировало.
Трансляция первой послевоенной передачи считается 7 мая 1945.
До 1956 года в стране существовал один-единственный канал.
Именно к этому событию были впервые установлены так называемые «транспункты» (трансляционные пункты, нечто вроде передвижных телевизионных станций — ПТС). Один из первых располагался на стадионе Лужники, а следующий в Большом театре (через него осуществлялась также связь со всеми театрами Москвы).
В июне 1957 года информационные выпуски «Последних новостей» стали выходить в эфир три раза в день: первый эфир был в 19 часов, следующий – по окончании вещания. Ночной выпуск повторялся на следующий день в начале дневных передач.
Собственных дикторов тогда на телевидении не было, поэтому приходилось прибегать к помощи «родственного» СМИ — радио. В штате студии появились бывшие актрисы, постигавшие премудрости новой профессии.
Одними из первых женщин-дикторов были: Н. Кондратова, О. Чепурнова и В. Леонтьева. Более высокая популярность в этой была у Нины Кондратовой.
1.2. Развитие советского телевидения
Сеть телевидения постепенно развивалась: в январе 1955 года началось регулярное телевещание в Эстонии, в июне того же года – в Грузии и Азербайджане, в 1956 году был построен телецентр в Ташкенте, столице Узбекистана.
В 1953 году в СССР появилось цветное ТВ. В экспериментальных целях в Москве, на Шаболовке, была построена «Опытная станция цветного телевидения» (ОСЦТ), которая просуществовала до 5 декабря 1955 года.
Конечно, распределение в СССР заметно «хромало»: все самое лучшее шло в столицу, а то, что там демонтировалось – поступало в периферийные телецентры.
В январе 1960 года была создана международная организация «Интервидение», которая изначально предназначалась для организации глобальных трансляций значительных событий в мире. ЦТ СССР вошло в ее состав в январе 1962 года. Однако до этого момента в апреле 1961 года был произведен пробный показ через систему «Евровидение» торжественной встречи в Москве вернувшегося из полета первого космонавта Юрия Гагарина. Технически это было организовано следующим образом: сигнал из Москвы по кабелю поступал в Ленинград, оттуда – в Финляндию и далее по каналам «Евровидения» распространялся на другие страны Европы.
В космосе мы были первопроходцами, и серия репортажей на космическую тему рассказывала об успехах и достижениях страны Советов. Особо следует отметить, что в 1962 году состоялся первый телевизионный репортаж с борта космического корабля «Восток-3», а 2 апреля 1963 года телезрители СССР в течение получаса наблюдали за Луной.
20 февраля 1960 года Центральное телевидение впервые показало концерт, записанный на отечественном видеомагнитофоне «Кадр-1». Можно сказать, что с этого момента начинается история отечественной видеозаписи.
Учитывая гигантские размеры территории Советского Союза, довольно скоро встал вопрос охвата всей страны телевизионным сигналом. На 1 января 1961 года в СССР было запущено 100 мощных и около 170 маломощных передатчиков, что обеспечивало охват телевизионным вещанием примерно 35% населения. Через пять лет число станций возросло до 170 и 480 соответственно, а количество телезрителей увеличилось только на 20%. Стало ясно, что простым увеличением числа передатчиков невозможно охватить вещанием всю оставшуюся территорию, да и строительство и обслуживание радиорелейных линий в некоторые регионы было трудновыполнимой задачей.
Самым оптимальным решением проблемы являлся подъем ретранслятора как можно выше над поверхностью Земли. Предложений и экспериментов было много – даже с использованием воздушных шаров или самолетов, но, конечно, ни один из этих методов ретрансляции не мог сравниться со спутниковой.
В 1965 году был запущен искусственный спутник Земли «Молния-1» и проведен удачный эксперимент по передаче сигнала из Москвы на Дальний Восток. По итогам этого эксперимента руководством страны были приняты соответствующие меры, и уже к 1967 году было введено в эксплуатацию 20 наземных станций спутниковой связи «Орбита».
Конечно, они были весьма несовершенны и неэкономичны: представьте, диаметр «тарелки» составлял 12 метров, ее вес вместе с поворотным устройством и системой слежения за спутником достигал 30 тонн, при этом принималась только одна программа ТВ. Зато сигнал из Москвы успешно транслировался на все 11 часовых поясов – от Калининграда на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке СССР. Продолжением «Орбит» явились более простые, а следовательно, менее громоздкие станции систем «Экран» и «Москва». Но это все будет значительно позже.
С марта 1963 года передачи цветного изображения уже велись в тестовом режиме, и среди телевизионщиков-технарей и ученых шло активное обсуждение – по какой же из имеющихся в мире систем цветного телевидения будет в итоге вещать советское?
На совещании по этому поводу выступали специалисты, которые приводили массу доводов «за» и «против» каждой из существующих на то время систем, рассказывали о результатах проведенных испытаний на радиорелейной трассе Москва – Та
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андроникова, М. И. Сколько лет кино? / М. И. Андроникова. – Москва : Искусство, 1968 – 99 с. ; 120 ил.
2. Власов, М. П. Виды и жанры киноискусства / М. П. Власов. – Москва : Знание, 1976. – 112 с.,
3. Габрилович, Е. И. Четыре четверти / Е. И. Габрилович. – Москва : Искусство, 1975. – 318 с., ил. – (Мемуары кинематографистов).
4. Золотаревский, Л. А. Телевидение - любовь моя / Л. А. Золотаревский. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 200 с.
5. Ильченко, С. Н. Отечественное телевидение постсоветского периода. История, проблемы, перспективы / С.Н. Ильченко. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. - 184 c
6. История отечественного и зарубежного телевидения: [учеб. пособие для студентов вузов] / Н. А. Голядкин. - 3-е изд., испр. - М. : Аспект Пресс, 2016. - 191 с.
7. История отечественного телевидения. Взгляд исследователей и практиков: учеб. пособие для студентов, аспирантов, обуч. по направл. подготовки 030600 "Журналистика" / [авт. кол.: Е. Л. Вартанова, Н. А. Голядкин, Е. Я. Дугин и др. ] ; под ред. Г. А. Шевелева ; Высшая школа (фак.) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 160 с.
8. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: учебник для студентов вузов, обуч. по направл. подготовки "Связи с общественностью" / А. Г. Киселев. - М. : КНОРУС, 2016. - 432 с.
9. Ковалев-Случевский, К. Тележурналистика XIX века. Настольная книга для познания современного ТВ / К. Ковалев-Случевский. - М. : Грифон, 2012. - 176 с
10. Лейтес Л. С. Малострочное механическое ТВ-вещание из Москвы // ФГУП «ТТЦ „Останкино”». — Москва, 2015. — С. 8.
11. Парфенов, Л. Зворыкин Муромец / Л. Парфенов. Мемуары изобретателя телевидения / В. Зворыкин / Л. Парфенов, В. Зворыкин. - М. : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2011. - 160 с.
12. Сабашникова, Е. С. Телевизионный спектакль / Е. С. Сабашникова. – М.: Знание, 1980 – 48 с.
13. Третьяков, Виталий Товиевич Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал / Третьяков Виталий Товиевич. - М.: Ладомир, 2015. - 198 c.
14. Трофименко И. Телевещанию в России — 75 лет] // Теле-Спутник. — 2006, ноябрь. — № 11 (133)
15. Трошин, А. С. Кино и телевидение / А. С. Трошин. – Москва : Знание, 1981 – 48 с.,
16. Чечик П. О. Всесоюзная конференция по телевидению // Радиофронт. — 1932. — № 7—8.
17. Шевелев Г.А. История отечественного телевидения : Взгляд исследователей и практиков: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2012, 160 с.