Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента появления реклама стала неотъемлемой частью жизни общества и обрела значительную роль в его построении. Так, помимо основной на первый взгляд функции «продать товар», реклама имеет еще одну, не менее важную функцию – конструирование модели взаимоотношений между людьми.
О воздействии рекламных коммуникаций сегодня не говорят только те, кто все еще не верит, – или скорее не осознает и не ощущает, – их эффективность. Кажущаяся простым медиауведомлением о свойствах того или иного товара, реклама формирует особый взгляд на представленные продукты и услуги. Она провоцирует преобразование сознания массовой аудитории путем сублиминального восприятия рекламных образов и пробуждает потенциально сильные, но при этом неосознанные желания к совершению покупки. «Реклама, – отмечает Г. Почепцов, – повествует об объектах желания, поэтому она и обладает для нас определенной привлекательностью. Мир желаний – это и есть мир рекламы» [14, с.173].
Стоит ли напоминать, что постсоветская ментальность, выросшая из потребностей стереотипии и маркированности, от современного медиапространства ожидает таких же стереотипических практик (что, кстати, является вполне «нормальным», «не-патологическим» стремлением, ибо вся цивилизация, по утверджению философов прошлого и настоящего, существует по принципу творения и низвержения стереотипов).
Стереотипом традиционно обозначают «относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, события или явления» [5], к которому привыкает общество как к едино возможному существованию мира идей и идей в мире. Но от того, как преподносятся эти идеи, зависит, насколько сильны стереотипные представления в обществе. Основатель теории стереотипов У. Липпман в работе «Общественное мнение» писал: «допускаем, что человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого» [11, с. 46], предположим, посредством масс-медиа.
Тогда получается, что СМИ (в том числе и в процессе рекламирования) транслируют некоторые культурологические коды – минималистические формулы восприятия чего-то, совершенно понятны, доступны и не требующие дополнительных усилий. В любой рекламе можно увидеть, что на фоне продаваемого товара часто фигурирует образ мужчины или женщины, который имеет определенное значение в заданном контексте. Большинство этих образов часто имеют стереотипизированный характер, демонстрирующий представления общества о ролях, которые должны играть в жизни представители обоих полов. Такой ход использования общепринятых представлений о гендерной роли мужчин и женщин в значительной степени упрощает восприятие рекламного сообщения, тем самым обеспечивая успешную коммуникацию между рекламой и зрителем.
Человек, ассоциирующий себя с тем или иным полом, автоматически, на бессознательном уровне, примеряет на себя образ, заложенный в рекламном сообщении, и в дальнейшем ведет себя в соответствии с заданной схемой поведения. Как правило, такой принцип заимствования редко вызывает сомнения со стороны людей, потому что образы, преподносимые нам рекламой, всегда говорят о том, что данное поведение обречено на успех. Люди, показанные в рекламе, всегда выглядят счастливыми и удовлетворенными, достойными всеобщего одобрения и восхищения.
Целью данной работы является рассмотрение стереотипов феминности и маскулинности при проведении рекламных кампаний.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности гендерных стереотипов;
2) Характеристика особенностей применения гендерных стереотипов на примере феминности и маскулинности;
3) Анализ примеров применения гендерных стереотипов на примере провокационных конфликтов и разбора журнала Vogue.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что в современных условиях глобализации темпы развития всех процессов ускоряются и то, что было актуально буквально полгода назад, сейчас может казаться уже не актуальным. Поэтому так важно рассмотреть тенденции и специфику развития гендерных стереотипов с перспективой на будущее.
В работе мы использовали труды таких авторов, как Г. И. Герасимова, У. Липпман, И. С. Кон, Н. Л. Пушкарева и др.
Объектом исследования являются стереотипы феминности и маскулинности в рекламной деятельности.
Предметом исследования выступают специфика воплощения и реализации рассмотренных стереотипов в рекламных кампаниях.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Глава I Теоретические основы применения гендерных стереотипов в рекламных кампаниях
1.1 Определение стереотипов и их применение в рекламе
Стереотипы порождают традиции – неотъемлемые частицы социального существования – традиции мыслить, воспринимать, понимать. У того же У. Липпмана находим крайне интересную, как нам кажется, мысль о стереотипах в качестве бастиона «нашей традиции, и, укрываясь за стенами этого бастиона, – полагает ученый, – мы можем чувствовать себя в безопасности» [11, с. 109]. Здесь соприкасаются традиция, стереотип, с одной стороны, и инстинкт самосохранения (физического, культурного, духовного, идейного), с другой.
Это едва ли не главнейший принцип существования культуротворческих моделей рекламной стереотипии, восходящий к инстинктам и простоте, равно как и эффективности словесного воздействия на целевую аудиторию. Им пользуются современные копирайтеры, разрабатывая и создавая рекламные обращения, превращая последние в психоинформационный рекламный контекст жизни социума (на уровне национальных и транснациональных стереотипных систем).
Рекламная деятельность, предлагая выходы на культурный пласт национальной идентичности (систему национальной стереотипии), активно пользуется стереотипными представлениями с целью сформировать адекватный способ эффективного воздействия на волю и разум потребителя рекламной информации. В предложенном варианте речь идет об этнокультурных (в том числе этнонациональных) стереотипах – обобщенном представлении о типических чертах, характеризующих какой-либо народ. Использование стереотипии как инструмента влияния на поведение покупателей может приравниваться к психотехнологическому воздействию. Согласно Г. Почепцову, «техника рекламы состоит в создании корреляции между чувствами, ощущениями и материальными объектами» [14, с. 172].
Этнонациональные стереотипы существуют на уровне содержания (рекламного контента) и формы (информационного дизайна, формата) рекламного сообщения. В процессе создания рекламы это обязательно учитывают. В связи с этим можно обнаружить скрытую цель воздействия рекламодателя на массовую аудиторию, основанную на психологических особенностях восприятия рекламно-информационного продукта.
Рекламное обращение выступает средством трансляции массовому потребителю психоинформации, построенной с учетом моделей стереотипизации. При этом этнокультурные стереотипы предстают своеобразной культуротворческой моделью.
На основе этностереотипов, использованных в рекламном обращении, можно выделить следующие модели:
1. модели, доминирующими компонентами которых являются автостереотипы.
2. модели гетеростереотипии.
Автостереотипическая культуротворческая модель создания рекламных сообщений базируется на самооценке носителями своей народности. Следует помнить, что автостереотипическая модель наиболее подвластна патриотическим настроениям: к психическому контенту рекламы обязательно предусмотрена специфическая «добавка» в виде стереотипов и даже архетипов, имеющих национальную окраску.
Ведь и стереотипия, и архетипический уровень имеют в корне сходный элемент психического воздействия – некий образ или же группу образов, существующих на бессознательном уровне как «активированные возможности функционирования, лишенные смысла, поэтому и не представлены и стремятся к наполнению» [20, с. 428] или же как трафарет преобразования действительности из реальной в желаемую, следуя Кляйнберговской идее «зерна истины» стереотипа. Рекламные образы на основе архетипического и стереотипного «являются переводом на язык современности, благодаря чему каждый способен, так сказать, заново найти подход к глубинным истокам жизни, которые иначе были бы утеряны» [19, с. 129].
Автостереотипы как психотехнологический материал рекламы используют в контексте таких приемов и тактик, частично описанных в работе В. Сороченко. Во-первых, это рекламирование на основе обращения к авторитету, создание «эффекта ореола». Принцип психоинформационного воздействия прост: «эффект ореола базируется на коварном психологическом свойстве – человеческой склонности мыслить ложными аналогиями» [16]. По тому, насколько успешным и популярным есть авторитет, определяют и эффективность модели рекламирования, которая может продуцироваться в двух вариациях «распространенных стереотипов-заблуждений» [16]: «рядом – значит вместе» и «успех авторитета – успех нации».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОСПЭН, 2016.
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. Уч. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. 191 с.
3. Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй научно-практической конференции 3–4 октября. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.
4. Герасимова Г.И. Связи с общественностью: институциональный уровень управления. - Тюмень: Тюм ГНГУ, 2015. 254 с.
5. Глоссарий. Стереотип. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/dict/30/. – Заглавие с экрана.
6. Дашкова Т.Ю. Гендерная проблематика: подходы к описанию. URL: http://www.el-history.ru/node/431 (дата обращения: 08.12.2019).
7. Иоффе Е. Эксплуатация образов сексуальности в СМИ, рекламе и PR-технологиях // Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам URL: www.utopya.spb.ru
8. Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. -СПб, Питер, 2008 – 223 с.
9. Кафтанджиев Х. Образ женщины в рекламе. – М.: РИП-холдинг, 2007 –232 с.
10. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – С. 543.
11. Липпман У. Общественное мнение / У. Липпман ; пер. с англ. Т. Барчуновой. – М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2016. – 384 с.
12. Ллойд Демоз. Психоистория. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 229.
13. Овруцкий А.В. Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб // Психолог. 2016. № 4. C. 10-18. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.19631. URL: http://www.e-notabene.ru/psp/article_19631.html
14. Почепцов Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, К. : Ваклер, 1999. – 352 с.
15. Пушкарёва Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005. С. 19.
16. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article/Soroch_MetPropag.php
17. Узлов Н.Д. Сексуальность, гендер, брак: новые реалии XXI века: избранные статьи 2007-2011 гг. – Пенза: Социосфера, 2011.
18. Штейнман М.А. Анатомия маски протеста: коммуникативный аспект // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. № 1(102). С. 74-85.
19. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы / К. Г. Юнг // Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общ. ред. В. Лейбина. – Спб.: Питер, 2014. – С. 106-130.
20. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – Спб., 2001. – 736 с
21. Архив журналов Vogue.